Постиндустриального (информационного) общества.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Основания типологии культур.
Исторические типологии культуры.
Современные типологии культуры.
· Теоретическая культурология / Под ред. Н.И. Ворониной. - Саранск, 2006.
Современная культурная картина мира включает в себя огромное количество культур и цивилизаций. Каждая из них обогащает мировую культуру своими достижениями, уникальными событиями и явлениями, для изучения которых необходима определенная упорядоченность, или типологизация. Без типологизации невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание сущности конкретных культур. Кроме того, типология культур помогает осознать свою собственную культуру, увидеть то общее, что объединяет народы и одновременно отличает их друг от друга.
Основания типологии культур.
Типология – это научный метод,позволяющий систематизировать какие-либо объекты на основе их обобщенной модели. Она позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для наиболее полного их изучения, сравнения и описания.
Проблема типологии культур является одной из актуальных и дискуссионных в современной культурологии. На всем протяжении развития культурной мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки и т.д. В качестве оснований типологии культур ими были использованы самые разнообразные явления: религия, территориальная принадлежность, историческая периодизация и др.
|
|
Так, итальянские гуманисты Х V – Х VI веков выдвинули идею о том, что в их время рождается «новый человек», носитель прогресса, который возродит ценности античной (греко-римской) культуры, соединив их с христианскими ценностями. Века, прошедшие с момента падения Римской империи (V в.) до «нового времени» были названы «средними». Деление истории на древнюю, средневековую и новую дают возможность определить два типа культуры: античную и культуру Нового времени(доантичные и средние века при этом считались «некультурными»), которые отражают некоторые исторические реалии, в частности, рождение новоевропейской цивилизации. С современных позиций оно выглядит слишком узким для анализа мировой культуры.
Последующие концепции типологии культуры также страдали узостью и субъективизмом (индивидуализмом). Так, итальянский философ Д. Вико (ХVII в.) выдвинул принцип целостности и историзма культуры, в соответствии, с которым развитие всех наций делится по циклам из трех эпох (трех веков) :
· Век Богов – золотой век (детство). Сила авторитета. Подчинение жрецам. Властные структуры не противостоят массам. Нет развития техники, господствует мифология. Это период языческой культуры.
|
|
· Век Героев – серебряный век (юность). Право силы. Подчинение отцам семейств . Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в них распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Это эпоха аристократического правления, нарастания религиозных конфликтов, прогресса техники и изобретательства.
· Век Людей – железный век (зрелость). Право разума, дающее политическое равенство и другие демократические формы жизни. Отношения людей начинают регулироваться совестью, долгом и разумом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. Устанавливается демократия как форма правления.
Эти три эпохи человеческого развития свойственны не только истории человечества вообще, но и истории любого отдельного народа. Исходя из этих представлений, Вико утверждал, что европейские государства живут в последней эпохе, Россия и Япония – в эпохе героев, а многие народы Севера и Юга – в эпохе богов.
В отечественной науке более объективным представлялось выделение типов культуры с позиций формационного и общецивилизационного подходов.
|
|
Согласно формационной типологии история подразделяется на эпохи, которые трактуются как определенные общественно-экономические формации. Способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры. Таким образом, тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации и в соответствии с этим в истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.
С позиции формационного подхода исследование Индии, стран Латинской Америки, Африки непригодно, так как родовое общество и кастовый строй, общинное землепользование и множество других особенностей неевропейских стран не укладывается в строго логическую схему общественно-экономической формации. Но в условиях развития Европы по пути создания индустриального общества, материальное производство и его технологические показатели становятся доминирующими в описании той или иной культуры.
При общецивилизованном подходе в истории сменять друг друга будут три типа культуры:
1. культура доиндустриального (аграрного, традиционного);
2. индустриального;
постиндустриального (информационного) общества.
Все названные концепции объединяет рассмотрениемировой культурыкакединого целого.
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!