Первый закон требует наличия языка, объединяющего народ.



Второй закон подчеркивает обязательность политической независимости, на­личия собственного государства у данного народа.

Третий закон фиксирует самобытность культурно-исторических типов, не­возможность передачи достижений одной цивилизации другой. Любые попытки навязать свою цивилизацию другим народам, считает Данилевский, не имели успеха.

Четвертый закон говорит, что культурно-исторический тип достигает вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей са­мостоятельностью. Таковы греческий и европейский культурно-исторические типы, подразделения которых развивались самостоятельно. Поэтому эти народы достигли та­ких впечатляющих успехов по сравнению с прочими цивилизациями.

Пятый закон определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа. Жизнь любого культурно-исторического типа напоминает процесс развития од­нолетнего растения, цветущего лишь один раз за все время его существования. Для культурно-исторического типа срок жизни равен полутора тысячам лет, он делится на четыре периода:

1. этнографический– бессознательный период древней истории, начинающийся с выде­ления культурно-исторического типа из других племен;

2. государственный – он очень краток и служит переходным этапом, подготовкой к выполнению своей миссии в истории, для чего и появляется государство;

3. цивилизационный, или культурный – это период проявления духовной деятельно­сти, выполнения народом его роли в истории, создания духовных ценно­стей, период подлинного культурного творчества.

4. дряхление, упадок– народы или успокаиваются на достигнутом, дряхлеют в апатии самодовольства, как Китай, или сметаются с лица Земли отрицательными народами.

Таким образом, культурно-исторический тип эволюционирует от этнографи­ческого состояния к государственному и от него к цивилизации.

Концепция Данилевского не лишена противоречий . С одной стороны, он говорит о замкнутости цивилизаций, но , с другой, оставляет возможность для их контактов .

Ученый выделяет три типа контактов :

1. Пересадка (колонизация)– первый тип контакта, который заключается в изгнании зрелой культурой другой культуры с занимаемой территории. Это простое распро­странение культурно-исторического типа на новой территории. Так было во вре­мена создания древнегреческих колоний в Южной Италии и Сицилии и т.д.

2. Прививка – второй тип контакта, он возникает при взаимодействии зрелого куль­турно-исторического типа с отжившей культурой, уже не способной ни к какому творчеству. По сути дела, отжившая культура используется как этнографический ма­териал для более развитой культуры, переносящей свои ценности и основные дости­жения на новую почву и народ, там живущий. По мнению Данилевского, та­ков был процесс эллинизации Египта времен Александра Македонского.

3. Удобрение – третий тип контакта, является самым плодотворным способом взаимо­действия культур, при котором народы сохраняют свою самобытность, но берут лучшее из того, что есть у других, стимулируя развитие друг друга. При этом нужно помнить, что предметом заимствования могут быть только выводы и методы науки, технические приемы, усовершенствования промышленности. Духовные ценности и смыслы культурно-исторического типа заимствованию не подлежат. Примером та­кого взаимодействия было благотворное влияние Египта и Финикии на Древнюю Грецию, а Греции – на Рим.

Концепция Данилевского стала первой попыткой пересмотра места западноевро­пейской цивилизации в культурной системе народов Земли. Она была очень плодо­творной для культурологии, привела к появлению целой плеяды исследователей, рабо­тавших в этом направлении как в России, так и на Западе.

Концепция О. Шпенглера.

О. Шпенглер (1880-1936) изложил свою концепцию в книге «Закат Европы » (1918). В оригинале, на немецком языке, она называется «Закат вечерних (западных) стран». Это – книга-пророчество, книга-диагноз, констатирующая смерть «души куль­туры», переход ее в состояние омертвения, каковой является цивилизация.  

Для Шпенглера нет и не может быть всемирной истории как единого поступа­тельного процесса. Вместо этого он говорит о спектакле множества мощных культур, расцветающих на определенном ландшафте, имеющих собственную форму, собствен­ную идею, а также собственную смерть.

Одним из ключевых положений концепции Шпенглера является идея души куль­туры, которая рождается на определенном ландшафте и в течение всей своей жизни остается связанной с ним. Душа возникает по воле Всевышнего (или объектив­ного Духа), чтобы развить определенную идею – задачу данной культуры. Душа, а вместе с ней и культура существуют, пока не будет выполнена эта задача. Чем больше идей, а, следовательно, и культур, тем полнее выражает себя жизнь.

Каждая культура является самодостаточной и ничего не может позаимствовать у других культур. Человек, принадлежащий к одной культуре, не только не может вос­принять ничего из ценностей других культур, но и не в силах их понять. Араб или ки­таец смотрят на мир другими глазами, не так, как грек или европеец, они живут раз­ными интересами. Все формы духовной деятельности человека относятся только к данной культуре, имеют значение только для нее.

Далеко не каждый народ, по мнению Шпенглера, способен к созданию собствен­ной культуры. За всю историю человечества сложилось лишь 8 достигших своего за­вершения типов культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, мекси­канская, античная, арабская и европейская. В стадии зарождения находится рус­ская культура.

Несмотря на всю несхожесть этих культур, история их развития имеет общие черты. Она сводится к прохождению тех ее стадий, которые в своем развитии пережи­вает организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и че­редование этих стадий делают периоды развития всех культур тождественными, дли­тельность стадий и срок существования самой их культуры –  отмеренными и неруши­мыми.

Длительность жизни каждого культурного типа состав­ляет около тысячи лет. Этот срок разбивается на три этапа.

1. Подготовительный – период накопления сил, рождения души культуры и определе­ния ее задач.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!