ПРОАЛКОГОЛЬНЫЙ      АНТИАЛКОГОЛЬНЫЙ 10 страница



    “Таким образом, внушать - значит более или менее непосредственно прививать к психологической сфере другого лица идеи, чувства, эмоции и другие физиологические состояния, иначе говоря, воздействовать так, чтобы, по возможности, не было места критике и суждению.” Бехтерев.

    Самовнушение осуществляется без прямого внешнего побуждения, по принципу собственной ассоциативной деятельности.

    Всё сказанное выше, в частности, распространяется и на алкоголиков. Так, психотерапевтами было замечено, что особенно повышенная внушаемость, а следовательно и восприимчивость ко внушению выражена у детей, алкоголиков, наркоманов. Имеет значение возраст: молодые более внушаемы, чем люди зрелого и преклонного возраста. О значении пола мнения расходятся. Но большинство авторов сходятся на том, что женщины более внушаемы. Но понятно, что психотерапия использует для лечения больных наборы соответствующих лекарств и гипноз.

    Интересно отметить, что писатель Л.Н.Толстой и ученый В.М.Бехтерев в разное время и разными путями пришли к одной и той же мысли о громадном значении внушения в воспитании. “Дети - утверждает гениальный русский писатель Л.Н.Толстой, - всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию, эта их способность ко внушению отдаёт их в полную власть старших и потому нельзя быть недостаточно внимательным к тому, что и как мы внушаем им.” Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся двояко: сознательно и бессознательно.

    Имеется также учение о группах больных. В книге “ Руководство по психотерапии”, авторов - ведущих психо-терапевтов под руководством профессора В.Е.Рожнова, указывается, что группы создаются на принципах социальной психологии, а также на принципах педагогики (А.С.Мака-ренко) . Так, в частности, показано, что алкоголизм приводит к нарушению социальных связей человека. В ряде случаев происходит нарушение приспособления человека к окружающим условиям и тогда наступает социальная дезадаптация.

    Теория и практика коллективной психотерапии для алкоголиков базируется на работах А.С.Макаренко и подчиняются тем же законам, что и работа с коллективами здоровых людей. Здесь играют роль взаимоотношения и контакты, основанные на общности переживаний.

    Группы могут быть большие (более 20 человек) , средние (10-19 человек) и малые (2-9 человек). При этом глубина (содержание) групповой психотерапии и активность членов группы увеличиваются (усложняются) по направлению от большой группы к малой.

    Для категории невротиков (в данном случае алкого-ликов) основным видом является психотерапия в малой груп-пе, но эта группа может быть и более 10-ти человек, за счет общности проблемы. Работа с группой строится как беседы, допускается обмен мнениями, дискуссии. Суть в том, чтобы руководитель (или врач психотерапевт) сохранял инициативу и контроль над тем, что происходит в группе. Длительность таких бесед 1-1.5 часа, частота от 1 до 5 раз в неделю.

    Мнение Б.Д.Карвасарского по поводу групп алкого-ликов почти такое же: занятия должны проходить 2-4 раза в неделю по 1.5-2 часа. В группе должно быть 7-9 человек. При этом автор подчеркивает, что эффективность групповой психотерапии при алкоголизме тесно связана с семейной психотерапией, то есть посещением занятий жён, матерей алкоголиков.

    Другой автор М.Е.Литвак в своей монографии “ Неврозы, клиника, профилактика и лечение” /34/, ссылаясь на своего учителя Б.Д.Петракова, пишет: “Невроз - психогенное заболевание. Оно возникает после конфликтов, нарушающих значимые отношения личности и проявляется симптоматикой, которая, в принципе, в той или иной степени отмечается и у здоровых людей после душевных волнений. Только у больных людей она не соответствует тяжести и длится чрезмерно долго ... Тогда я понял, что вылечить последние при помощи лекарств - миф”. Это же утверждает Г.А.Шичко /73/.

    Разобрав ранее все имеющиеся точки зрения психо-терапии на проблему алкоголизма, на понятия убеждения, внушения и внушаемости полагаем, что должны кратко подойти к этой же проблеме с точки зрения педагогики, соотносясь с её корифеями. Воспитание (в том числе школьное и педагогическое), естественно, охватывает гораздо больший круг явлений, чем внушение, как таковое. Но педагогические принципы К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко, как психотерапевтический фактор, признан таковым самими психотерапевтами .

    Г.А.Шичко свой метод избавления от алкоголизма считал педагогическим. Естественно, имея ввиду присущие алкоголику свойства психики - повышенную внушаемость. Однако, не считая алкоголиков (I и II-й стадий) больными, он исключает лекарственное лечение и гипноз. Так и школьное воспитание предполагает, прежде всего, знание предметов обучения, правил поведения и тому подобное.

    Школьное воспитание предполагает обучение учеников в группах (классах). Но при самой высокой внушаемости человеку, перешедшему в трезвость, нужны: правда об алкоголе, знание по проблеме, умение защитить свою трезвость. Только это даёт уверенность, что бывший алкоголик станет убеждённым трезвенником.

    Итак, слушатели (алкоголики, но ни в коем случае не пациенты!) приходят в школу трезвости, где получают знания по алкогольной проблеме, становятся убеждёнными трезвенниками, способными защищать свои убеждения.

 

1.12 СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ

КОМПОНЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ПО

ДЕЗАЛКОГОЛИЗАЦИИ

 

    Исходя из сказанного выше понятно, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы ежедневных занятий длящиеся от 5 до 15 дней, либо быть построены по принципам воскресных школ. Длительность занятий при этом не должна превышать 2 часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

    В любом из этих вариантов организации занятий основным педагогическим элементом является триада Бехтерева: убеждения (знания), внушение, самовнушение. И каждый из элементов триады необходимо наполнить.

    Знания - основная составляющая убеждений и элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:

    1. Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что, они, мол, и так всё знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: “это вредно”. Тем не менее, они оказались на курсах по дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналом для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

    2. Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

    Основным смыслом курсов относительно такого эле-мента как “знания” является формула - не только знать, но и, главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение не-скольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятым или не усвоенным слушателями знаниям.

    Следует учитывать, что основной контингент - это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

    Специфика аудитории диктует и необходимость огра-ничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1.5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае “усталость” восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения метериала, то есть к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

    Внушение в состоянии бодрствования - элемент, которым заканчивается каждое занятие ( 1.5-2 часа ). Это есть максимально необходимый сугестивный элемент. Иными словами, информационное воздействие на слушателей оказывается в момент их бодрствования, минуя критические центры сознания.

    Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед “гипнозом”. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, заня-тие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

    Внушение состоит из трёх основных частей:

    1. Настройка слушателей, активизация внимания.

    2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия.

    3. Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

    Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти минут.

    Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц “не”, “анти” и слова “нет”.

    Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофиксаций ( внушения ) может быть музыкальное сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

    Эти элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не на практике в группах, так как во время внушения преподавателю остаётся полагаться только на память и профессиональные навыки.

 

    Сочинение - так же необходимый элемент занятий.

    Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценость и поэтому обязательна:

    1. Подготовка к сочинению предшествует его написа-нию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа.

    Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания сочинения, как акта самонаблюдения. А именно;

    - анализ прожитого или пережитого периода жизни слушателем или его “знакомыми”;

    - обязательное требование назначения (в будущем само-му себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва, стрес-са или другого сильного переживания;

    - чтение наиболее ярких сочинений предшественников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

    Второй, скрытый этап, - слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

    2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия, как и все предыдущие заканчивается внушением.

    3. Анализ сочинений, их групповое прочтение препо-давателем и обсуждение ведется после разбора дневников в начале последующего за сочинением занятия.

    Анкета. В отличии от сочинения, анкета может быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснения слушате-лям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение степени алкоголизмии, склонностей и среды существования слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетированное всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

    Дневник это элемент курсов, который слушатели обя-зательно выполняют самостоятельно и в наиболее удобное для них время. Естественно, дневник ведётся слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа. Дневник ведется слушателями и после окончания первичного курса, ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием частоты написания вплоть до одного-трёх в последнем, шестом месяце, завершающем курс. График написания дневников должен выдаваться каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выясняемыми на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

    Дневник это и элемент аутотренинга; при этом учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет около 30-ти дней, а это позволяет слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтверждён-ная сознательная и подсознательная мотивации, возникаю-щие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного “планового” запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных жизненных установок.

    Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то есть проводить анализ необходимо таким же образом и беспристрастно.



ГЛАВА 2

 

ТАБАК

 

    2.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

    О курении известно из китайских письменных источ-ников, об этом упоминается и в трудах Геродота. Однако неизвестно, был ли это именно табак или опий, или конопля. Во всяком случае, это говорит о знакомстве человека со способом получения “удовольствий” посредством вдыхания дыма и паров, образующихся при сухой возгонке некоторых растений.

    Отчасти дороговизна, отчасти последствия курения наркотиков, также известные с древности, не позволили получить этому способу широкого распространения.

    Для современников в привычном виде табак появился в Европе в XV веке. Участники экспедиции Христофора Ко-лумба познакомились с широко распространённым среди индейцев Нового Света обычаем - курением деревянных трубок ( тобако ) и свернутых листьев растения (сигаро ) /57/.

    Всегда возникает вопрос об информированности индейцев Америки о последствиях курения. Так, точно известно, что табак использовался в ритуальных целях (известная всем трубка мира ) , а также для удаления гнуса из помещений и шатров. Однако, при раскопках захоронений на территории современной Мексики обнаруживают статуэтки мужчин, курящих сигаро, внешний вид которых здоровым не назовёшь, в сравнении с изображением в такой же стилизованной манере рабов, служащих и торговцев /17/. Это указывает и на распространение бытового курения табака и, одновременно, на знакомство коренных народов Америки с последствиями этого “удовольствия”.

    Так, или иначе, благодаря экспедиции Колумба в Испании и Португалии уже к концу XV века появились плантации табака. А к концу XVIII века это растение проникает во все страны мира.

    Рассматривая факторы, послужившие столь быстрому распространению табака, следует отметить фетишизацию заморского диковинного продукта, быстрое привыкание и, как следствие, зависимость от табака, а так же неверное истолкование его воздействия.

    Удушье и помутнение сознания многие люди, как и теперь, склонны рассматривать при определённых ожиданиях и убеждениях как “эйфорию” от быстродействующего лекарства, снимающего головную боль и психическое возбуждение, или как сильное быстродействующее успокаивающее средство.

    Именно благодаря убеждению, что пройдёт головная боль и наступит успокоение, возникает настроенность на интерпретацию реально ощущаемого действия табачного дыма в сторону ожидаемого положительного эффекта. И в сознании большинства вникаемых людей закрепляется ложное, но психологически подтверждаемое, “лечебное” действие табака.

    Так, в 1560 году Португальский посол Жак Нико, будучи ботаником, подарил королеве Франции Екатерине Медичи семена и листья табака, как лекарство от головной боли. В благодарность королева назвала это чудесное растение - никотинианом. По-существу, королева оказалась достаточно вникаемой женщиной, способной на основе собственных убеждений снять у себя головную боль. Впоследствие основной алкалоид, выделенный позже Поссельтом и Рейманом в 1828 году, был назван - никотином. За растением же осталось индейское название - табак, которым пользуются и поныне.

    Вера в лечебные свойства табака привела к тому, что в 1680 году король Франции Людовик XIII издал указ, по которому торговля табаком разрешалась только аптекарям. Ирония, но подобный указ мог быть полезен и сейчас, в начале эпохи отказа от табака и алкоголя.

    Однако “духовные легкие человечества” - церковь - отнеслась к курению табака отрицательно, так как смрад, плевки, кашель и чихание курильщиков и нюхальщиков табака мешали исправлению службы и оскверняло святые места. Во многих странах именно духовенство явилось инициатором запретов курения, нюханья и жевания табака.

    Известны следующие факты. Так, в Турции в 1680 году султан Мурад IV издал закон о смертной казни за курение табака. В Персии за это занятие вырывали ноздри. В Англии XVII века курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных обезглавливали и их головы с трубкой во рту выставляли для обозрения и всеобщего устрашения. Папа Урбан VII отлучал от церкви курящих католиков. А в 1692 году в Сантъяго пять монахов были замурованы в стену - за курение табака.

    В России Алексей Романов в 1649 году издал закон о запрете курения, которое наказывалось палочными ударами, отрезанием носа и ушей ( чтобы не пухли ) .

    Столь жестокие меры, предпринимаемые против табакокурения, может, и были целесообразны, но не давали ожидаемого результата, так как попробовавшие табак, становились его рабами, и рост числа курильщиков, особенно среди знати, изменил, в конечном итоге, отношение государства к курению. Ни один из государей не стал расправляться со своим народом: курение стало обыденным делом. Примером этому может служить Венгрия, где в 1693 году в городе Эстергон курильщиков обложили налогом в пользу тушения пожаров.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!