ПРОАЛКОГОЛЬНЫЙ      АНТИАЛКОГОЛЬНЫЙ 9 страница



    У нас имеются законы по охране окружающей среды, здоровья населения, флоры и многие другие, но, к сожалению, пока нет законов, направленных на защиту сознания от засорения его всевозможными нелепостями. ...

    Все горести земные, кроме стихийных бедствий, с древнейших времен и до нашего времени - результат деяний абсурдистов: они творят войны, обманывают людей, паразитируют на их доверчивости и т.п. ...

    Абсурдисты - люди с частично или основательно искаженным сознанием и мышлением, а, следовательно, с дефективным мозгом, однако, эта дефектность не анатомическая, а функциональная, поэтому поддаётся устранению. Таких людей неправильно считать больными, для подтверждения сказанного рассмотрим один факт.

    В Калифорнии действует “ Небесное общество ”, в обязанности которого входит “ отправка ” корреспонденций “ на тот свет ” умершим родственникам и знаменитостям. Корреспондент обязан заполнить специальный бланк и уплатить от 45 до 125 долларов. По утверждению президента общества, клиентов “ неимоверное множество” ( “Наука и религия”, 1983, № 1, с.57 ). Можно ли считать этих людей сумасшедшими? Нет! Их сознание основательно абсурдировано религиозными нелепостями, поэтому они поверили глупейшему сообщению о возможности установления связи с покойниками. Достаточно таких абсурдистов освободить от религиозного дурмана, чтобы прояснилось их сознание и они осудили своё недавнее поведение.

    Проалкогольные абсурдисты являются основными виновниками распространения в нашей стране пьянства, они со времени приостановки четвёртого отечественного и первого советского трезвенного движения ( 1928 - 1932 ) усердно опутывали алкогольную проблему сетью лжи и создали видимость невозможности её решения. Какие только проалкогольные нелепости не циркулировали в нашем обществе, не попадали на страницы газет и журналов, художественных и научных книг, на экраны телевизоров и кинематографа, на сцены театров и эстрады! Ясная и четкая материалистическая цель, к которой в дореволюционный период стремился наш народ и которой он достиг в 1914 г. - всеобщая трезвость, цель, которую признало правительство В.И.Ленина и которая так была сформулирована в переспективном плане ГОЭЛРО: “ Запрещение потребления алкоголя должно быть проведено и далее в жизнь ... “, оказалась подменённой фантастической поповской целью - утверждением умеренного или культурного питья. Известно, что христианское духовенство почти два тысячелетия ведёт верующих к этой надуманной цели - питью “ во славу божию ”, а пьянство возрастало. К таким же печальным результатам привела нас борьба советских проалкогольных абсурдистов за умеренное употребление спиртных напитков. Об этом свидетельствуют следующие данные.

    В 1970, 1980 и 1984 гг. продажа алкогольных изделий в СССР была выше в сравнении с 1940 г. соответственно в 4.4, 7.8 и 7.7 раза, а численность населения только в 1.24, 1.36 и 1.41 раза ( “ Народное хозяйство СССР в 1980 г. “, с. 7; “ СССР в цифрах в 1984 году”, с. 5 и 216 ).

    Так называемое умеренное и культурное питьё объективно не существуют, они невозможны, например, умеренное воровство и культурное истязание. Термины “ умеренность” и “ культура ” приложимы только к положительному, полезному; питьё - отрицательное и многосторонне вредное занятие. Лживые проалкогольные сведения сеяли не только несведущие люди, которым хотелось порассуждать или “ выразить себя ”, но и специалисты. Приведу факт.

    Бывший главный нарколог и психиатр Главного управления здравоохранения Ленинграда В.П.Беляев в 1973 г. на страницах молодежного журнала “ Аврора ” сообщил о том, что он “ не трезвенник и не проповедник”, утверждал, будто люди пьют потому, что это приятно, а также для преодоления разных житейских неприятностей: от робости, не поднялся выше по служебной лестнице, покинула жена ( “ Аврора ”, 1973, № 10 ).

    Два года назад профессор, изучающий алкогольную проблему, пригласил меня прослушать доклад на методическом семинаре. Я был удручён его вербальными “ открытиями”, привожу основные: алкогольные напитки оказывают трансквилизующее действие, поэтому их употребляют; часть экспериментальных крыс предпочитает слабый раствор спирта в воде, задача лаборатории состоит в том, что бы найти препарат, который заставит этих животных предпочитать воду; этанол обладает высокой калорийностью, такой же как жир и даже больше; физическая работа требует затрат энергии, самый быстрый и простой способ пополнения её - приём алкоголя, именно этим способом издавна пользуются мужчины; в наше время женщины стали выполнять физическую работу, при этом, взяв на себя мужской труд, они вынуждены по-мужски восполнять траты энергии, этим и объясняется рост женского алкоголизма; от алкоголизма невозможно избавиться, после лечения рано или поздно наступает рецидив; потребители спиртного и алкоголики будут и при коммунизме. ... ”

    ... Специалисты “ дали разные ответы на вопрос о причине употребления спиртного людьми. Реальная причина одна - психологическая проалкогольная запрограммированность, ...

    Наши головы засоряют ложными сведениями не только проалкогольные, но и противоалкогольные абсурдисты, обычно они это делают с благими намерениями, чтобы убедить своих читателей или слушателей отказаться от спиртного. Этим, как правило, занимаются воздержанники, т.е. люди непьющие, но полностью или частично сохранившие проалкогольную запрограммированность, следовательно, недостаточно знающие алкогольную проблему. К сожалению, иногда они прибегают к выдумкам и искажению фактов. В отличие от них сознательные трезвенники достаточно хорошо знают проблему и не занимаются её загрязнением, а просветлением и развитием научными знаниями сознания людей. Противоалкогольные абсурдисты наряду с пользой несут вред великому делу борьбы за установление в стране трезвости; они подрывают доверие к лекторам-трезвенникам и к их выступлениям, психологически деформируют мозг людей, принимающих выдумки и искажения за истины. ...

    ... Непьющий журналист С.Н.Шевердин в насыщенной фактами брошюре, предназначенной для лекторов, “ Человек, общество, алкоголь” ( Горький, 1973 г.) допустил искажение. Два факта. Он пишет: “ В 1858 году в тюрьмы “по питейному делу” было посажено 11 тысяч крестьян ( с.26 ). Это многократно превзошло известную мне цифру, я поверил автору, а не себе - несколько раз просмотрел большую статью Н.А.Добролюбова “ Народное дело. Распространение обществ трезвости ”, на которую сослался он, наконец, медленно и внимательно прочёл. Тысячи Шевердина не увидел и всё же продолжал ему верить, выписал в библиотеке издание сочинений Добролюбова, которое указано в брошюре. Мне повезло, приехал в Ленинград Шевердин, я вручил ему томик Добролюбова и попросил показать мне 11 тыс. арестованных. И он не нашёл, но пообещал позже сообщить об источнике. Поговорка гласит: “ Обещанного три года ждут”, я жду дольше ...

    Другой лектор “ В.Г.Жданов несколько идеализирует прошлый период, особенно до 1953 г., и преувеличенно мрачно характеризует последние два десятилетия...

    ... В 1923-1927 гг. душевое потребление водки из года в год быстро увеличивалось: 1923 г. - 0, 1924 г. - 0.05, 1925 г. - 0.39, 1926 г. - 1.59, 1927 г. - 2.69 л. За те же пять лет потребление вина поднялось с 0.08 до 0.54, а пива - с 0.74 до 3.38 л. (З.А.Гуревич, А.З.Залевский. Алкоголизм. Х., 1930, с.24 ). Лектор помянул недобрым словом этих авторов, но почему-то не обратил внимания на их интересные данные.

    В 1929 г. Ю.Ларин, возглавлявший общество борьбы с алкоголизмом, писал: “ По официальным данным, принятым Госпланом, у нас в настоящее время потребление водки и самогона в переводе на 40О-ную водку на 25% больше довоенного”, “ ... мы теперь в нашей Советской стране намного обогнали в этом отношении царскую Россию” ( сб. “Борьба с алкоголизмом в СССР”. Медгиз, 1929, с.15 ). Л.Полонская в статье “На борьбу с алкоголизмом в СССР” писала, что рабочие некоторых предприятий на водку спускают до 20% зарплаты. Вопреки мнению лектора, будто только в последние два десятилетия наблюдается большая распространённость спиртного среди несовершеннолетних, автор показала, что она была значительной и в 1927 г.: обследование 1300 московских школьников 8-16 лет установило, что 74% употребляли алкогольные изделия, причём 15% напивались допьяна; до 90% детей окраины Москвы пили водку (“Извес-тия”, 1929, 06.02, с.3). Широкому распространению пьянства в то время способствовали: активная проалкогольная пропаганда, реклама, быстро возродившаяся сеть торговли спиртным, в том числе и непманская...

    ...В отечественной противоалкогольной истории много замечательных страниц, делающих честь нашим предкам, поэтому нет необходимости приукрашивать её. Для правильной оценки мужества и сознательности россиян важно иметь в виду следующее. Алкогольная проблема по преимуществу идеологическая - проблема знаний, взглядов и убеждений. В дооктябрьский период во всех странах господствующим идеологическим фактором являлась религия, именно от её отношения к потреблению спиртного зависело состояние проблемы в стране и в отдельных её районах. Пьянейшей религией является христианство, трезвейшей - ислам, отсюда понятно, почему христианские государства многие столетия безуспешно решают алкогольную проблему, а мусульманские она пока не волнует.

    Издавна распространено мнение, будто нерусское население Росси особо угнеталось и было бесправным. Царизм придавал решающее значение не национальности, а вероисповеданию. Если же иметь в виду это, то наиболее бесправными были славянские народы ( русские, украинцы, белоруссы ), исповедовавшие православие. Особо угнетенными и гонимыми были среди них старообрядцы, которые находились как бы вне закона. Граждане православного вероисповедания имели ряд ограничений, например, им под страхом тяжелого наказания запрещалось менять веру и даже переходить в православные секты. Господствующая церковь считала вино даром божьим, а отказ от него грехом. Она рассматривала “отвращение ” от вина как безрассудный подвиг и изуверство (“ Руководство для сельских пастырей”, Киев, 1873, т.1, №1, с.71). Духовенство издавна проповедовало умеренное употребление спиртного, уверяло, будто оно полезно, если принимается в меру при болезнях, после “тяжких трудов или для большего веселья во славу божию”. Не смотря на всё это россияне неполных шесть десятилетий совершили три значительных трезвенных движения, добровольно отказывались от питья кабацкой отравы...

 

1.11 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

О НАЧАЛАХ ПСИХОТЕРАПИИ

 

    Явления внушения были известны человечеству с глубочайшей древности. В “папирусе гностиков”, относящемуся ко II-му веку нашей эры, даётся описание приёмов гипнотизирования, применяемых и поныне. Эти приёмы широко использовались жрецами Древней Греции и Египта с религиозными целями. Из дошедшего до наших дней описания жизни и деятельности знаменитого врача древности Асклепиада можно видеть, что в Древней Греции гипноз и внушение применялись уже с лечебными целями.

    В средние века скудные знания древних народов о гипнозе и внушении были забыты, а способы и приёмы гипнотизирования утрачены. Новые попытки подойти к объяснению гипноза относятся к XVI-XVII векам. Ученые эпохи Возрождения положили начало фантастическому и мистическому учению, известному под названием животного магнетизма.

    Знаменитый врач того времени Парацельс, а также его последователи утверждали, что один человек может оказывать влияние на психику другого посредством особой жизненной силы, якобы истекающей из глаз, рук и других частей тела. Эта предполагаемая сила или эманация, стала называться флюидом. В дальнейшем стали усматривать сходство флюида с магнитом и учение получило название “животный магнетизм”. Первые групповые психотерапевтические (сугес-тивные от сугестия, то есть подсказка - латынь) мероприятия связаны с именем Месмера. Это был человек, утверждавший (во второй половине XVII века), что Вселенная отнюдь не пустое пространство, не безучастное мертвое ничто вокруг человека, но что она непрестанно пронизывается невидимыми, неосязаемыми и лишь внутренне ощутимыми волнами, таинственными токами и напряжениями, которые, в удивительной передаче, соприкасаются друг с другом и друг друга оживляют, как одна душа другую, как мысль - мысль. Не осязаемый и не имеющий пока имени, равнозначащий может быть той силе, что излучается от звезды к звезде и в лунную ночь поднимает сомнамбул, этот неведомый флюид, мировая материя, способен, будучи передан от человека человеку, создать поворот в душевных и телесных болезнях и восстановить таким способом ту высшую гармонию, которую мы называем здоровьем. Ф.А.Месмер именует эту материю магнетизмом /70/.

    “Но пусть испытают, - просит он академиков, настаи-вает перед профессорами, - какое изумительное действие вызывает этот способ ... пусть без всякой предвзятости познакомятся, наконец, со всеми этими болезненными кризисами, загадочными состояниями, прямо-таки волшебными излечениями, которые он производит при расстройстве нервов, единственно путем магического воздействия”. Теперь мы говорим - внушением.

    Месмер интуитивно утверждал, что между макрокосмосом и микрокосмосом, между мировой душою и душою индивидуума, между созвездием и человеком существует материально преображенная, трансцендентная связь: один человек может волшебным образом влиять на другого магией свой воли и умелым обращением.

    “Наши нервы, наши чувства подвержены таинственным и связующим воздействиям, испытывая магнетическое влияние бесчисленных импульсов внутренних и внешних ... Мы, к кому только что сказанное слово в ту же секунду перелетает через океан, и не имеем разве ежедневно наново подтверждение тому, что окружающий нас эфир оживлен неосязаемыми колебаниями и жизненными волнами. От нашего индивидуального существа исходит совершенно своеобразная и определённая сила, которая, излучаясь далеко за пределы того или другого нерва, способна воздействовать определённым образом на чужую волю и чужую личность. ...Там, где начинается таинственная игра сумеречного света при переходах от сознательного к бессознательное, холодный дневной взор рационалистической науки оказывается в конец слепым. И так как она не признаёт за душою индивидуальной созидающей силы, то и её медицина видит в часовом механизме homosapiens (разумного человека) только повреждение органов, больное тело, но ни в коем случае не потрясение душевное”.

    Второй научный период развития гипноза начинается с начала XIX века /70/. Врач-хирург Брэд в труде “Нейро-гипнология” (1846 г.), отвергая теорию флюидов, рассматри-вал гипноз, как развитие сноподобного состояния, возникающего вследствие утомления глаз при длительной фиксации ими блестящего предмета. Брэд пишет, что это сноподобное состояние имеет сходство с естественным сном и называет его греческим словом “гипноз”, что и означает сон. Им же было сделано первое описание гипноза и показана возможность вызывать его различными приёмами, а так же внушением.

    Потом, в конце XIX века групповую гипнотерапию в Европе практиковали Liebault, Wetterstrand, Girch, Vogt, Grossman. В России о значении коллектива больных в качестве лечебного фактора писали В.А.Манасеин ( 1876 г.), С.С.Корсаков ( 1901 г. ) и другие. И.В.Вяземский в 1904 году впервые применил последовательное гипнотизирование боль-ных алкоголизмом в небольшой группе. Негипнотическую психотерапию в России впервые осуществил Г.Д.Неткачев в 1909 году.

    Большой вклад в развитие отечественной коллективной психотерапии внёс В.М.Бехтерев. В 1912-1927 годах он работал с больными алкоголизмом /20/. Он указал на значение сочетания разных методик лечебного воздействия, типа - убеждение, внушение, самовнушение, - известного впоследствии как “ триада Бехтерева ”.

    Развитием коллективной психотерапии в нашей стране, кроме Бехтерева занимались; В.А.Гиляровский, Д.С. Озерецковский, С.И.Концторум, В.Н.Мясищев, Б.Н.Бирман, И.А.Мизрухин, Р.А.Зачепицкий и другие.

    Значительный вклад в развитие психотерапии внёс И.П.Павлов: в 1932 году им было дано определение второй сигнальной системы.

    Известно, что период формирования речи был продолжительным. Прошло много столетий, пока от отдельных восклицаний человек перешел к связной речи, пока рука дифференцировалась от ноги и установилась прямая походка и была заложена основа членораздельной речи.

    Абстрактное, диалектическое мышление возникло на языковой основе в результате образования в мозгу человека нового типа нервных связей - второй сигнальной системы действительности.

    Именно благодаря работам И.П.Павлова стало известно, что физиологической основой мышления и взаимного обмена мыслями является именно II-я сигнальная система, определяющая способность выражать словами человеческое мышление. Таким образом, слова - вторичные сигналы или сигналы сигналов.

    Вторая сигнальная система всегда и постоянно регулирует и направляет деятельность I-й сигнальной системы (эмоциональной сферы), доминирует над ней. Нет в чистом виде и II-й сигнальной системы без первой, как не может быть мышления без ощущения, восприятия, представления, принадлежащих к I-й сигнальной системе. Ощущает и воспринимает человек окружающую действительность через приказ опыта, усвоенного им опосредованным путем при помощи языка, письма и речи.

    Итак, между мыслями и словами имеется тесная связь, причём эта связь не внешняя, а внутренняя.

    Очень важным является то, что учение о двух сигнальных системах раскрыло колоссальную силу слова, как лечебного фактора. Сказанное другому человеку слово, безусловно, воспринимается посредством слухового анализатора, корой больших полушарий, как условный раздражитель; это слово при определенных условиях может производить в организме сложнейшие физиологические, биохимические и другие изменения.

    В 1951 году И.П.Павлов доказал, что “внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс че-ловека”. Внушаемость есть нормальное условие человеческой психики. Человек, в отличие от животных, не только познаёт мир и, познавая его, проникает в сущность материальных процессов, а сегодня пытается понять и духовность.

    Но мы обратимся к тому опыту, который наработан человечеством и, в том числе, отечественными учеными в области психотерапии. Вернёмся к “ триаде Бехтерева ”: убеждение, внушение, самовнушение.

    Убеждение - “метод педагогического воздействия, при котором воспитатель обращается к сознанию, чувствам и опыту ... с целью формирования у воспитываемых сознательного ... отношения к действительности, содержанию и нормам поведения людей.

    Убеждение - прежде всего воздействие на сознание человека, на его понимание себя и внешнего мира с тем, чтобы это понимание привести в соответствие с требованиями научного знания, ”... /46, с.62/.

    Убеждение должно быть мотивированным. Ибо убедить, уговорить, объяснить, склонить к чему-нибудь, заставить поверить во что-либо, сделать более ясным, понятным - можно только благодаря логике и доказательности, научности и бесспорности знаний.

    Знания не одно и тоже, что убеждения. Часто поведение человека, основанное на его убеждениях, противоречит знанию. Таким образом, убеждения бывают истинными и ложными.

    Цель убеждения, как воздействия, является выработка убежденности: твердой веры в свою правоту на основе глубокого понимания закономерностей объективной действительности. Убежденность выражается в готовности действовать в защиту своих убеждений, как части своей личности.

    Внушение. Внушать (настаивать) означает воздействие на волю, сознание, стремление побудить, склонность к мыслям, поступкам. В самом убеждении, разъяснении уже скрыто внушение. “Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание или прививание к нему посторонней идеи; прививание, происходящее без участия воли и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного даже с его стороны сознания” - это точка зрения Бехтерева. Так, Бехтерев считал, что под внушаемостью “... следует понимать способность или склонность в большей или меньшей степени воспринимать и усваивать внушение, будет ли оно обуславливаться внутренними и внешними побуждениями. Внушение входит в сознание человека не “с парадного хода, а с черного крыльца”, минуя сторожа - критику”.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!