ПРОАЛКОГОЛЬНЫЙ      АНТИАЛКОГОЛЬНЫЙ 2 страница



    Нехитрое винокуренное производство не утаить, и с этого момента начинается водочное шествие по Российской Империи.

 

1.2 СИСТЕМЫ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЯ

В РОССИИ

 

    До XVII столетия пьянство развивалось далеко не свободно: казна, продавая вино народу из своих кабаков, отданных в откуп (целовальникам), порой делала ограничения “в видах народной нравственности”. Так, в 1652 году изданы были, по ходатайству духовенства и думных людей, довольно строгие правила о кабаках: в селах меньших не дозволялось держать кабаков, а в городах и больших дворцовых селах можно было иметь только по одному “кружечному” двору /34/.

    Одному “питуху” (от слова - пить) не велено было давать больше чарки вина; лицам “священнического и иноческого чина” вино не продавалось. Во время постов, по воскресеньям, средам и пятницам вином не торговали. Должны были “питухи” пить смирно, без “дурна и драки, и душегубства, и иного воровства”.

    Между тем “кормчество” (изготовление спиртного подпольно, в обход налогов) развивалось и принимало громадные размеры и коснулось даже монастырей. Как бы то ни было, но финансовый интерес взял верх, и в 1659 году велено было: “питухов” c кружечных дворов не отгонять и великого государя казне учинять прибыль”.

    В 1764 году комиссия, назначенная Екатериной II для рассмотрения винных сборов, нашла, что единственный способ обеспечить государственный доход - это отдать торговлю спиртным на откуп частным лицам. Итак, манифестом 1765 года вводится чистая откупная система. Именно в это время великая княгиня Екатерина Дашкова, первый президент Российской Академии наук, просила императрицу не спаивать русский народ. В ответ была произнесена, ставшая исторической, фраза: “ Пьяным народом править легче”, которую в будущем известный деятель рабочего движения Бебель дополнит: “ Пьющий рабочий не мыслит, мыслящий рабочий не пьёт ”.

    Как сильно падала народная нравственность при все-возможных удобствах к пьянству, можно судить по некото-рым документам. В одном из них сохранилась характерис-тика быта крестьян, волей-неволей поддавшихся пьянству. Документ относится к 1836 году. В нем граф Кисилев, ми-нистр государственных имуществ, в представлении комитету министров высказал прямую необходимость ограничить пьянство: ”Не только сами крестьяне, но и жены их “ пропились”. Кабаки со всеми возможными удобствами для пьянства, с закусками, особыми отделениями для приятного отдохновения лиц обоего пола тянули к вину и разврату ... Здесь пропивались не только деньги, но и подати; налагались штрафы для попоек, суд и расправа, выборы, отправление повинностей делались под влиянием винных паров ... “.

    С 26 октября 1860 года законодательным актом откупы уничтожены, как вредные для правительства и страны, распространявшие пьянство и безнравственность в народе. Откуп, длившийся на протяжении 260 лет, приучил народ к водке. Кабаки стали центром веселья, разгула, пьянства, разврата.

    С 1860 года откупная система была заменена акцизной (акциз - налог с оборота). Новая акцизная система уничто-жила последние препоны к безграничному развитию пьянства.

    Продажа питей распивочно и на вынос стала свобод-ным торгом; овощные лавки сделались питейными домами. В селениях появились штофные лавочки.

    Неизвестный автор того времени, писавший под ини-циалами “Г.О.”, говорит об этом так: ”Не одно пьянство само по себе, не одни издержки на него, есть зло; более страшную более потрясающую картину представляют собою последствия пьянства ... . До поразительной степени увеличилось потребление водки в губернии Томской, где сравнительно с 1862 годом в 1863 году выпито водки на 215% более”. Автор замечает, что “лучшее средство против пьянства есть нравственность народа, его образование и его гражданское развитие”.

    Вольный кабак помог укрепиться крупным купцам-виноторговцам. Так, в Орловской губернии, например, были Мартынов и Боев - крупнейшие виноторговцы.

    Когда-то водочная прибыль была дворянской собст-венностью (откупом пользовались в основном дворяне) , но те времена давно прошли и теперь дворяне вынуждены были продавать свою водку тем же купцам, от чего часть прибыли теряли. То было время начала роста промышленности, появляется рабочий класс. В больших городах создаются марксистские кружки.

    К концу царствования Александра III забота правительства о дворянстве усилилась, ибо министр финансов Витте С.Ю. понимал ( тщательно изучив “Капитал” Маркса), что главная поддержка самодержавия в России - это дворянство. Таким образом, речь, в сущности, шла о дворянских выгодах. Витте добился казенной монополии на всю Россию. С 1 июля 1901 года повсеместно в Европейской России водворяется казенный кабак - вводится государственная водочная монополия.

 

1.3 ТРЕЗВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

 

    Существует расхожее мнение, что Россия - страна беспробудного пьянства. Описание русского пьянства можно встретить в каждом сочинении иностранцев, посещавших Россию в XV - XVII веках. Купцы и дипломаты относились к Московии как варварской стране - предвзято, поверхностно судили о чуждом им народе.

    Объективное исследование источников, обращение к историческим фактам показывает: соответствуют ли истине подобные обыденные представления, что влечет за собой критический пересмотр легенд и мифов.

 

1.3.1 Первое трезвенное движение

( 1858 - 1862 г.г. )

 

    Душевное ( по спискам, т.е. включая вновь рожденных и глубоких стариков) потребление крепких алкогольных изделий приближается к 2-м литрам этанола в год. В №269 “Петербургские ведомости” за 1858 год пишут: ” Употребление водки и вообще всех крепких напитков - гибельная привычка, систематически расстраивающая здоровье, невозвратно губящая тело и душу, его нераздельного спутника, связанного с ним тесными, неразрывными узами”.

    Дело в том, что в № 96 “Экономического указателя” появилась статья, где читаем: “Пишут из Ковенской губернии: за три месяца тому назад, крестьяне Ровенской губернии дали клятвенное обещание в своих церквах (сами от себя ) не пить более водки и до сих пор, с удивительною настойчивостью, исполняют данное слово, несмотря на все хитрости заманить их в кабаки и на временное понижение, в некоторых местах, цены на водку, происшедшее вследствие этого обстоятельства, так что в кабаках и постоялых дворах, где продавалось прежде до 60 ведер в месяц, в настоящее время не продают даже и 5-ти и то только по почтовым трактам.

    Этот замечательный случай заставляет многих поме-щиков губерний, занимающихся винокурением, прекратить у себя хотя бы на время это производство. Можно, впрочем, надеяться, что помещики в этом воздержании крестьян увидят только утешительный факт.”

    Подобные события, то есть отречение народа от употребления водки, происходят и во многих других местах разных губерний. Простые труженики создавали кружки, общества трезвости, совместно с духовенством устраивали крестные ходы, протестовали против изготовителей и торговцев сивушной отравы, видя в них разорителей хозяйств, растлителей людей.

    Высоко оценил это движение Н.А.Добролюбов. В одной из своих работ он писал: “Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки”.

    К 1858 году отречение крестьян от кабаков стало массовым, потом переросло в бунты против винокуров-помещи-ков: народ стал громить и жечь имения. Правительству пришлось вводить войска в некоторые губернии, несколько тысяч крестьян попали в тюрьмы и на каторгу.

    Эти события не остались незамеченными и в Европе. Например, анализируя положение дел России, К.Маркс писал: “Всякая попытка поднять их ( крестьян ) моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти москвита... от водки” /25/.

    В результате этого поистине стихийного трезвенного движения царское правительство вынуждено было отменить целовальную ( откупную ) систему и ввести акцизную ( налог с оборота производства и продажи питей ).

    Трезвенное движение привело к росту самосознания народа, что вынудило царское правительство отменить крепостное право ( 1861 г. ), что, по-существу, явилось коренным революционным преобразованием России.

 

1.3.2 Второе трезвенное движение

( 1885 - 1904 г.г. )

 

    Среднее душевое потребление крепких спиртных изделий доходит до 3-х литров в год. Второе трезвенное движение характерно тем, что в нем принимает участие русская интеллигенция.

    После стихийных выступлений народа, продолжав-шихся вплоть до 1885 года, когда правительство России пошло на то, чтобы ввести право местного запрета на продажу питей: “Интеллигенция прозрела и осознала, какое бедствие несет алкоголизация народу”. На это право местного запрета откликнулись десятки тысяч обществ, которые потребовали в течение нескольких лет очистить их земли от питейных заведений. ( Кстати, это право до сих пор законодательно в России не отменено. Прим. авт.).

    В 1898 году состоялось первое заседание комиссии по вопросу об алкоголизме, мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава заведений для алкоголиков при Русском обществе охранения народного здоровья в Санкт-Петербурге.

    В докладе комиссии, переданном Государю 8 декабря 1899 года и возглавляемой доктором Коровиным А.М., были собраны достоверные статистические данные по распространению алкоголизма, а также потерям от него в России за период с 1886 до 1897 год. В это время в России действует уже 15 городских обществ трезвости, около 140 церковно-приходских в деревнях, 1 церковное и 10 на заводах и фабриках, кроме того действует 35 эстонских, 10 латышских, 10 финских обществ трезвости.

    Известный педагог того времени С.Рачинский, хорошо знакомый с бытом духовенства, выпустил в 1899 г. отдельной брошюрой ряд писем “К духовному юношеству о трезвости,” в которой призывает духовенство бросить питейные привычки и взяться за проповедь трезвости.

    Одним из обществ трезвости руководил Л.Н.Толстой. Оно называлось “Согласие против пьянства”. В эти годы писатель выпускает современные и созвучные сегодняшнему дню статьи, в которых утверждается абсолютная трезвость: “Пора опомниться!”, “Для чего люди одурманиваются?”, ”Богу или Маммоне?”, “К молодым людям” и другие.

    В 1901 году в Петербург приходит бывший купец Самарской губернии Иван Чуриков, подвигнутый на борьбу за трезвость Иоанном Кронштадским, нареченный им Иоанном Самарским. Он проповедует трезвость, называя Зеленого Змия Дьяволом. Тысячи людей слушают его и дают обет Богу: вина не пить. Л.Н.Толстой в статье “В гостях у Братца Чурикова”, пишет: более 70 тысяч петербуржцев благодаря слову братца Иоанна избавились от пьянства, воровства, блуда.

    В 1904 г. В Казани, под редакцией И.М.Догеля и А.Т.Соловьева, выходит книга “Спиртные напитки, как несчастие человека.” В ней разобраны все аспекты действия алкоголя на человека /24/. Приводятся красочные иллюстрации. Вывод делают авторы однозначный - только полная трезвость избавит народ от несчастья. Приводятся примеры стран, где в школах введено антиалкогольное воспитание - это США, Канада, Англия, Франция, Норвегия.

    Вывод: “россиянам необходимо школьное антиалко-гольное воспитание, так как впечатление, полученное во время раннего возраста,остается несравненно долее, чем в пожилые лета”.

    Наступление трезвости в России напугало царское правительство: оно остановило этот бесподобный социальный процесс введением государственной водочной монополии, частные кабаки стали заменяться казенками. Право местного запрета стало ограничиваться.

    В 1905 г. Высочайшим манифестом 17 октября народу России было дано право участия в государственном строи-тельстве. Народ, в лице своих представителей в Государственной Думе, получил возможность говорить и направлять Законодательную работу по наиболее благодетельному для него пути.

     Произошла первая Русская революция 1905 года.

 

1.3.3 Третье трезвенное движение

( 1914 - 1925 г.г. )

 

    К 1913 году потребление алкоголя на душу населения в год составило 3,14 литра. Россия по этой позиции занимала предпоследнее место в десятке наиболее развитых стран ( на последнем месте была Норвегия ). Но “... Вопрос об алкоголизме получил права гражданства и стал, хотя и не вполне, но все же вопросом государственным, а не остался вопросом нескольких обществ трезвенности и нескольких ученых ...” (М.Д.Челышов, член Госдумы России, 1911 г. , статья “Пощадите Россию” ) .

    С ноября 1907 года в правительство начинают поступать в огромных количествах письма от народа разных губерний с просьбой остановить пьянство.

    Первый съезд трезвенников был проведён в период с декабря 1909 по январь 1910 года в помещении Народного дома княгини Паниной (теперь Дворец культуры железнодорожников), в котором приняли участие известные ученые и общественные деятели тех лет: Бехтерев, Нижегородцев, Челышев, Родионов и многие другие. В стране стали выходить сотни газет и журналов трезвости.

    К этому времени правительство признало за народной школой могущество фактора в деле воспитания трезвых граждан - в школах ввели антиалкогольное воспитание. Появились учебники трезвости.

    В 1914 году 86% населения России, путем опроса, высказалось за запрещение производства и продажи алкоголя.

    11 марта 1914 года документ о закрытии питейных заведений сельскими обществами, подготовленный новым министром финансов Барком, утверждается высочайшим соизволением Государя. Это привело к установлению трезвости на огромных просторах России.

    Доктор медицины А.Л.Мендельсон, автор “Учебника трезвости” ( 1913 г. ) /37/ пишет: “Сказка о трезвости стала в России былью ...”. Премьер-министр Англии Ллойд Джорж в ответ на эти события сказал: “Это самый величественный акт национального героизма, который я знаю”.

    В августе того же года началась 1-я мировая война. Но уже в 1916 году Государственная Дума рассматривает вопрос об установлении трезвости в Российской империи на “веки вечные”.

    В 1917 году произошел Октябрьский переворот. К власти пришли большевики во главе с В.И.Лениным. И в первый же день установления новой власти в Петрограде был издан “Приказ Военно-революционного комитета” который гласил:

 

    1. Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков.

    2. Предписывается всем владельцам спиртных и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца ( 9 ноября ) довести до сведения о точном местонахождении склада.

    3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы Военно-революционному суду.

 26 октября ( 8 ноября ) 1917 года.

Военно-революционный комитет.

 

    Аналогичный документ появляется в Москве.

    Таким образом, Октябрьская революция стала возможна благодаря отрезвлению самосознания Российского народа.

    Постановлением СНК “О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержщих веществ”, утверждённое Лениным 19 декабря 1919 года, ”сухой закон” был пролонгирован.

    Выступление В.И.Ленина на Х-й партконференции закрепило за трезвостью синоним - социализм, тем самым обещана народу трезвость на все времена: “ Водка и прочий дурман, как бы они не были выгодны торговле, не будут допущены к народу, ибо это поведёт нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму.”

    До самой смерти Ленина в нашей стране существовал так называемый “сухой закон”. Пионерами его введения были не американцы, а наши деды и прадеды. Американцами же изобретено лишь шутливое название запретительной системы - “сухой закон”.

    Однако, после смерти В.И.Ленина на Октябрьском Пленуме ЦК ВКП(б) по настоянию Сталина, Бухарина, Рыкова и их единомышленников, сделавших ложные заявления, принимается решение о введении водочной монополии. Сталин скрыл письмо вождя от 13.10.22 года, адресованное ему лично, и содержащее существенные аргументы против этой опасной акции /31/.

    В 1925 года введена водочная монополия, якобы для того, чтобы поднять в стране тяжелую индустрию. Было официально разрешено на производстве 3 дня прогуливать “по пьяному делу”, для чего существовал дополнительный штат рабочих ( для подмены упившихся ). Народ приучают отмечать праздники коллективно, с возлияниями на рабочих местах. Результаты насаждения алкоголя сказались очень быстро: стали разваливаться семьи, появилось множество внебрачных детей. На фоне отлучения от религии и разрушения церквей нравственность народа значительно упала. В эти годы отмечается резкий подъём самогоноварения, которое выросло по сравнению с 1924 годом в 1.7 раза. Данные статистики свидетельствуют: в 1927 году в пьяных драках погибло и получило увечья более 500 тысяч человек. Создалась кризисная ситуация, хотя среднедушевое потребление алкоголя не превышало 3.5 литров в год.

 

1.3.4 Четвертое трезвенное движение

( 1928 - 1932 г.г. )

 

    Возглавили четвертое трезвенное движение оставшиеся в живых большевики старой закалки, которые создали в феврале 1928 года общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА ). В том же году с июля начинает выходить журнал “Трезвость и культура”. Под влияние общества, которое быстро росло, правительство вынуждено было издать серьёзные противоалкогольные законы, были найдены интересные формы работы с детьми и подростками. Дети шли к проходным заводов и фабрик в дни выдачи заработной платы с лозунгами: “Долой полку винную - даёшь полку книжную!”, “Папа, принеси получку домой!”, “Мы требуем трезвых отцов!” и другими.

    Движение против алкоголизации народа принесло ощутимые результаты. Закрывались предприятия алкогольной промышленности, места торговли спиртным. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план был скорректирован в сторону резкого снижения производства водки и пива. Председатель Госплана М.Г.Кржижановский, выступая на страницах “Известий” заявил о том, что во второй пятилетке не планируется производство алкогольных изделий.

    Триумфальное шествие трезвости испугало Сталина и его единомышленников. ( Вспомним, каждое трезвенное движение - основа преобразования общества. Прим. авт.).

    Журнал и общество просуществовали до 1932 года и были разогнаны под благовидным предлогом: дескать, очень узко поставлена задача. Сейчас, мол, пришло время всем миром бороться за культуру быта - приучаться к гигиене, к борьбе со вшами, тараканами и клопами.

    Редколлегия журнала и руководство ОБСА были ре-прессированы как враги народа. К этому времени И.В.Ста-лин укрепил свои позиции, как глава государства. Начинались репрессии инакомыслящих, которые продолжались и во время Великой Отечественной войны.

    А далее первые поражения на всех фронтах и “ наркомовские 100 граммов”, которые из-за колоссальных людских потерь превращались на деле в 500, а иногда и 700 граммов (спирт делился на тех, кто остался в живых). Пили за Родину, за Сталина и ... за того парня ... .

    В 1945 году с войны возвращались по большей части алкоголизированные мужчины, многие из которых - инва-лиды. Уставшие, разочарованные - сравнением жизни на Западе и в Союзе. Репрессии продолжались. Не было надежды на лучшую жизнь у вынесших на своих плечах войну, повидавших горя и крови мужчин и женщин.

    После войны положение не изменилось. Насаждение пьянства продолжалось ещё более. Вот пример этого:


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!