Онтология и музыка пифагорейцев 11 страница



Великий демон, один из сподвижников Люцифера, вторгся в Ша­ данакар с полчищами меньших. Имя его Гагтунгр. То была длитель­ ная и упорная борьба; она увенчалась его частичной победой. Изгнать силы света из брамфатуры ему не удалось, но удалось создать не­ сколько демонических слоев и превратить их в неприступные цита­ дели. Ему удалось вмешаться в процесс возникновения и развития жизни в земном Энрофе и поставить на животном царстве свою печать. Планетарные законы, с помощью которых начинали созда­ вать органическую жизнь в Энрофе силы света, неузнаваемо искази­ лись. Ложно и кощунственно приписывались Божеству законы взаи­ мопожирания, возмездия и смерти. "Бог есть Свет и нет в Нем ника­ кой тьмы".

От Бога только спасение. От Него только радость. От Него только благодать. И если мировые законы поражают нас своей жестокостью, то это потому, что голос Бога возвышается в нашей душе против творчества Великого Мучителя. Взаимная борьба демонических мо­ над, победа сильнейшего, а не того, кто более прав, и низвержение побежденного в пучину мук – этот закон люциферических сил ото­ бразился на лице органического мира Энрофа, выразившись здесь в законе "борьбы за существование". Всякое страдание существа, вся­ кая его боль и мука, дают излучение – и здесь, в Энрофе, и там, в мирах Посмертия. Всякое его чувство, всякое волнение его душевно­ го естества не может не давать соответствующей ауры. Излучения злобы, ненависти, алчности, похоти животных и людей проникают в демонические слои, восполняя убыль жизненных сил у различных классов и групп его обитателей. Но этих эманации едва достаточно, чтобы они восполняли убыль сил именно у отдельных демонических сообществ. Зато излучение страдания и боли – оно называется гаввах – способно насыщать гигантские толпы демонов почти всех ви­ дов и рангов. По существу, гаввах – их пища. Налагая свою лапу на законы Шаданакара, Гагтунгр искажал их так, чтобы породить и умножить страдание. Он делал их тягостными, жестокими, нестер­ пимыми. Он воспрепятствовал водворению в Энрофе закона транс­ формы; как равнодействующая обоих борющихся начал возникла смерть и стала законом. Он воспрепятствовал принципу всеобщей дружбы; как равнодействующая обеих сил, появилось взаимопожи­ рание и стало законом жизни. И, наконец, демонические силы вме­ шались в жизнь других слоев Шаданакара – тех, через которые пролегал путь существ, хоть раз воплотившихся в земном Энрофе: эти слои были обращены в миры возмездия, где царствуют мучители, впивая страдания страдальцев. Среди различных видов гавваха осо­ бое значение имеет тот, который связан с истечением физической крови. Когда кровь людей и животных вытекает из организма, то в первые минуты этого процесса она выделяет жгучее излучение осо­ бой силы. Поэтому некоторые классы демонов заинтересованы не столько в смерти живых существ Энрофа и не в загробном страдании их душ, сколько именно в кровопролитиях. Ни одно кровопролитие в истории не происходило и не происходит без неосознанного нами внушения этих потусторонних кровопийц. И кровавые жертвоприно­ шения в некоторых древних культах были ужасны не только своей жестокостью, но и тем, что питали собою отнюдь, конечно, не богов, а именно этих демонов.

Для восполнения сил Света Планетарным Логосом – первой и величайшей монадой Шаданакара – был создан новый слой и поло­ жено начало новому человечеству. Энроф был оставлен животному царству; новый же слой населился титанами, обликом напоминавши­ ми нас, но огромными и великолепными. В мире, напоминавшем Энроф, только сумрачном, их светящиеся фигуры двигались на фоне сине-серого, свинцового неба, по склонам и выгибам пустынных гор, их совершенствуя. Человечество титанов исчислялось несколькими тысячами. Пола они были лишены, рождение новых не связывалось с союзом двух старших никак. Но Гагтунгр сумел вызвать их бунт против Промысла. Идея их заключалась в том, что они – семя и ядро нового мирового начала, третьего, противостоящего и Богу, и демо­ нам. Они жаждали абсолютной свободы своих "я", но жестокость и злобу демонов ненавидели. Бунт завершился тем, что силы Гагтунгара, пользуясь законом возмездия, вовлекли души титанов в глубо­ кие мучилища. Там длилась их пытка свыше миллиона лет, пока с помощью Провиденциальных сил, им не удалось вырваться из плена. Теперь большинство из них совершает свой путь среди человечества, выделяясь на общем фоне масштабом своей личности и особым сум­ рачным, хотя отнюдь не темным ее колоритом. Их творчество отме­ чено смутным воспоминанием богоборческого подвига, как бы опале­ но древним огнем и поражает своей мощью. От демонических монад их дух отличен порывом к свету, презрением к низменному и жаждой Божественной любви[4].

В последние тысячелетия до Христа могущество Гагтунгра было так велико, что в потусторонних слоях многих метакультур челове­ чества у возмездия был отнят его временный характер. Выход из страдалищ был для мучающихся наглухо закрыт, и у них отнята надежда.

Этот закон возмездия, железный закон нравственных причин и следствий – тех следствий, которые могут проявляться и в текущей жизни, но во всей полноте проявляются в посмертии и даже в следу­ ющих воплощениях – можно назвать индийским термином кар­ ма . Карма есть такая же равнодействующая двух противоположных воль, как закон смерти и закон борьбы за существование. Если бы демонические силы не встречали постоянных препятствий со стороны своих врагов, законы были бы еще тяжелее, потому что демоническая цель законов – порождать гаввах и парализовать проявления под­ павших им душ света. У законов есть и другая сторона, это – их очищающее значение. Это остаток древнейших светлых празаконов миротворивших прекрасных иерархий; цель этих иерархий и всех светлых сил Шаданакара – смягчение и просветление законов; цель демонических – еще большее их утяжеление.

Замысел провидения – спасение всех жертв. Замысел Гагтунгра – превращение всех в жертвы.

Богочеловечество следующего мирового периода будет доброволь­ ным единением всех в любви. Дьяволочеловечества – по-видимому, его не удастся избежать в конце текущего периода – будет абсолют­ ной тиранией одного.

Космос есть поприще становящихся монад. Антикосмос – всемир­ ный союз соперников и скопище ущербленных светлых монад, пле­ ненных ими в мирах, над которыми господствуют демоны. У этих пленников отнят священнейший их атрибут – свобода выбора.

Несоизмеримостью своих масштабов с масштабами Люцифера вселенной Гагтунгр не смущен: он, как и все демонические монады, понимает свою малость лишь как стадию. Слепая вера в безграничное свое возрастание и победу неотъемлема от его "я". Так верит в свой грядущий макрогалактический триумф любая из этих монад, сколь бы миниатюрна она ни была в настоящее время и какое подчиненное место не занимала бы в иерархии восставших. Поэтому любая из них, и Гагтунгр в том числе, – тиран не только в идеале и не только в данный момент, но и на каждой стадии в той мере, в какой это позволяет власть, достигнутая на этой стадии. Тирания вызывает такое обильное выделение гавваха, как никакой другой принцип водительства. Впивание гавваха увеличивает запас демонической мощи. Если бы демон стал восполнять убыль своих сил за счет влива­ ния других психических излучений – радости, любви, самоотверже­ ния, религиозного благоговения, восторга, счастия – это переродило бы его естество, он перестал бы быть демоном. Но он не хочет именно этого. И тиранией, только тиранией может он обуздать центробеж­ ные силы внутри подчинившихся ему демонических множеств. И потому же совершаются иногда в метаистории (а отраженно – ив истории) акты отпадения, обратного восстания отдельных демониче­ ских монад против Гагтунгра. Подобные восстания поддержаны си­ лами Света не могут быть, ибо любая из таких монад есть в потенции такой же планетарный демон; если бы она оказалась сильнее Гагтун­ гра, она сделалась бы еще большим мучителем, чем он. Не надо, впрочем, забывать, что не столь уж редки случаи восстания отдель­ ных демонических монад не против Гагтунгра как такового, а против демонического миропорядка вообще. Такие восстания – не что иное, как обращение демонических монад к свету, и ясно, что им оказыва­ ется тогда всемерная помощь Провиденциальных сил.

При всей сатанинской мудрости мировых замыслов Гагтунгра, замыслы эти зыбки именно вследствие указанных причин, ибо шансы обуздать все демонические монады мира, и, в будущем, самого Лю­ цифера, для планетарного демона исчезающе малы.

Но неутолимое стремление ко вселенскому господству составляет источник единственно понятных ему радостей: он испытывает подо­ бные радости всякий раз, когда малейшая частная победа кажется ему шагом, приближающим к конечной цели. Победы же эти заклю­ чаются в порабощении других монад или их душ: демонических – как полусоюзников, полу рабов, светлых – как узников и объектов мучительства. Насколько Гагтунгр может вообразить космическое грядущее, он рисует самого себя как некое солнце, вокруг которого бесчисленные монады вращаются по концентрическим кругам, одна за другою падая в него и поглощаясь, и постепенно вся Вселенная приходит в это состояние вращения вокруг него, погружаясь, мир за мирами, в чудовищно разбухшую гипермонаду. Вообразить дальней­ шее демонический разум бессилен. Меньшие из монад неспособны нарисовать даже и такого апофеоза. Незыблемо веря в свою конеч­ ную победу над Вселенной, они сосредотачивают волю и мысль на более близких, легче представимых стадиях.

 

Метакультуры

Структура Шаданакара, к колоссальной проблематике которой ско­ ро пора уже будет перейти, останется непонятной в самых своих основах, если предварительно не усвоить, что такое сверхнарод, метакультура и трансмиф.

Под термином "сверхнарод" понимается совокупность наций, объединенных общей, совместно созидаемой культурой, либо отдель­ ная нация, если ее культура созидалась ею одной и достигла высокой степени яркости и индивидуальности.

При этом подразумевается, что вполне изолированных культур не существует, они взаимосвязаны, но в целом каждая культура вполне своеобразна и, несмотря на влияние, оказываемое ею на других, она во всей своей полноте остается достоянием только одного сверхнаро­ да, своего творца.

Понятие сверхнарода можно было бы не вводить в настоящую концепцию, если бы оно не обладало, наряду с историческим, также и метаисторическим значением. А метаисторическое значение его в том, что своеобразие сверхнарода не ограничивается культурной сферой в Энрофе, но сказывается также во многих иноматериальных слоях как восходящего, так и нисходящего ряда, поскольку некото­ рые участки этих слоев охватываются воздействием лишь одного данного сверхнарода. Ведь нельзя забывать, что под сверхнародом понимается совокупность не только тех личностей, которые принад­ лежат к нему сейчас, не только наших современников, но и весьма многих из тех, которые принадлежали к нему раньше, хотя бы и на заре его истории, а позднее, в своем посмертии, действовали и дейст­ вуют в трансфизических слоях, с этим сверхнародом связанных. Над человечеством поднимается лестница слоев, общих для всех сверхна­ родов, но над каждым из них эти слои меняют свою окраску и физи­ ономию, свое содержание; есть даже такие слои, которые наличест­ вуют только над одним сверхнародом. Точно также обстоит дело и по отношению к демоническим мирам нисходящего ряда, существую­ щим как бы под сверхнародами. Таким образом, значительная часть Шаданакара состоит из отдельных многослойных сегментов; слой Энрофа в каждом из таких сегментов занят только одним сверхнаро­ дом и его культурой. Эти многослойные сегменты Шаданакара носят название метакультур.

Каждый сверхнарод обладает своим мифом. Этот миф создается отнюдь не в одном лишь детском периоде его истории, – напротив.

И, так как традиционное употребление слова "миф" не совпадает с тем значением, которое вкладывается в него здесь, приходится тща­ тельно разъяснить, какое понятие мною в это слово вложено.

Когда мы говорим о строго координированной системе идейно насыщенных образов, воплощающих какое-либо многообъемлющее интернациональное учение и нашедших свое выражение в преданиях и культе, теософемах и философемах, в памятниках словесности и в изобразительном искусстве и, наконец, в кодексе нравственности, мы говорим о мифах великих международных религий. Таких мифов существует четыре: индуистский, буддийский, христианский и маго­ метанский.

Когда же речь идет о внутренне согласованной системе символи­ ческих образов, определяющих отношение к Энрофу, к трансфизи­ ческим и духовным мирам со стороны одного какого-нибудь сверхна­ рода, о системе, отлившейся в определенную религию и играющую в истории данного сверхнарода весьма значительную роль, но почти не распространившуюся за его пределы, мы говорим о национальных религиозных мифах отдельных сверхнародов. Таковы мифы египет­ ский, древнеиранский, еврейский, древнегерманский, галльский, ац­ текский, инкский, японский и некоторые другие.

Когда мы имеем дело с образами, столь же насыщенными и тоже, быть может, связанными, хотя и не так тесно, с идеями религиозного и нравственного порядка, но не сложившимися в стройную систему и отражающими ряд общих нравственных, трансфизических, метаисторических или вселенских истин в связи именно с данностью и с долженствованием вот этой культуры, мы имеем перед собой общие мифы сверхнародов. Таковы мифы юго-западного, романо-католического сверхнарода, сверхнарода северо-западного – германо-протестанского, сверхнарода российского[5].

И, наконец, последняя, четвертая группа – общие мифы нацио­ нальные: это – мифы отдельных народностей, входящих в состав сверхнарода, но внутри себя создающих, в дополнение к общему сверхнародному мифу, свой частный, очень локальный, ни в какую строгую систему, ни в какую религию не отлившийся вариант. В качестве примеров можно было бы привести языческие мифы славян­ ских, финских, тюркских племен, а также мифы некоторых обособ­ ленных и отстающих племен Индии. В сущности, в зачаточном состо­ янии мифы народностей обнаруживаются у весьма многих этнических образований, но ярко выраженную физиономию они приобре­ тают редко.

Ни к каким другим явлениям в истории культуры мы применять слово миф не будем. Таким образом, три последние группы мифов относятся к специфике отдельных культур. Первая же группа – мифы международных религий – мистически связана (за исключе­ нием одного) с такими слоями Шаданакара, которые лежат уже выше его сегментарных членений, называемых метакультурами.

Мне кажется, что понятие мифов национально-религиозных вос­ принимается без труда. Общим же мифам сверхнародов следует дать для ясности дополнительные определения.

Определение индуктивное: общий миф сверхнарода есть сумма его представлений о трансфизическом космосе, об участии в нем данной культуры и каждого, входящего в эту культуру "я"[6], пред­ ставлений, которые этой культурой вырабатываются, отливаясь в формы религиозно-философских идей, художественных образов, со­ циально-этических понятий, государственно-политических уста­ новлений и, наконец, общенародных жизненных норм, осуществля­ ющихся в обряде, в повседневном укладе быта, в обычае.

Определение дедуктивное: общий миф сверхнарода есть осозна­ ние сверхнародом в лице его наиболее творческих представителей некоей второй реальности, над ним надстоящей, в которую он сам входит частью своего существа и в которой таится руководство его становлением и корни его судьбы, осознание, замутненное посторон­ ними из неупорядоченной человеческой природы возникающими примесями.

Эту вторую реальность, служащую объектом трансфизического и метаисторического, художественного и философского постижений, можно условно обозначить трансмифом.

Само собой разумеется, что степень отличия мифа от трансмифа может быть весьма разной. Ограниченность тех, кто воспринимал трансмиф через интуицию, сновидения, художественные наития, религиозное созерцание, метаисторическое озарение; националь­ ные, эпохальные, классовые и личные особенности этих сознаний и той подсознательной области их существа, которая деятельно участ­ вует в этом процессе; невозможность найти в слове или в образах трехмерного искусства точных аналогий для выражения реальности иномерных миров – разве может все это не привести к бесчисленным аберрациям, к загромождению мифа массой случайного, неточного, антропоморфного, примитивизирующего, даже просто неудачного?

Но миф динамичен, он движется во времени, развивается, меняет лики, и поздние его фазы, как правило, ближе к трансмифу, потому что за истекшие века сами воспринимающие сознания стали тоньше, богаче, зорче, шире.

Но тем временем развивается и сам трансмиф. Запредельная ре­ альность полна движения, о ее статике не может быть и речи. Как отличаются города-крепости времен Меровингов от современного Парижа, также отличаются ландшафты, сооружения и все содержа­ ние трансмифов в пору их возникновения и к концу их метаистори­ ческого развития.

Но на всех стадиях развития сверхнародного трансмифа присут­ ствуют, наряду с постигающим его народом Энрофа, две другие ре­ альности, два других слоя, два полюса метакультурной сферы. Вок­ руг них и между ними находятся и другие слои, но каждый из них возник потом или же претерпел коренные изменения; некоторые исчезли. Незыблемы и долговечны только три области: в Энрофе – сверхнарод, в иномерном пространстве над ним – обиталище его просветленных душ, священные грады, небесная страна метакультуры, а внизу, в мирах нисходящего ряда – антиполюс этой небесной страны: цитадель, сооружаемая в мирах, связанных с глубинными пластами в физическом теле планеты. Это – средоточие демониче­ ских сил данной метакультуры. Небесные страны и все, что в них, называются затомисами; подземные цитадели шрастрами.

Обычно из этих двух полюсов ярче и четче бывают отражены в мифах именно затомисы. Образы шрастров далеко не всегда отлива­ ются в сколько-нибудь законченную форму. Затомисы же, обитали­ ща синклитов метакультур, можно встретить в мифах решительно всех народов, и притом, в мифах и религиозных, и общих. Такова Эанна вавилонян: зикурат в городе Эрехе был, по воззрениям шумеро-аккадийцев, подобием этой горы богов, Эанны Небесной, а позд­ нее аналогичный смысл усматривался вавилонянами в главном куль­ товом сооружении их великого города – в семиступенчатом храме Эсагиле. Таков Олимп греко-римлян. Такова Сумэра (Мэру) индий­ цев – индусский Олимп, на склонах которого блещут небесные горо­ да богов индуизма. Таковы образы Рая – Эдема в метакультурах византийской и романо-католической, Джаннэт – в арабо-мусульманской, Шан-Ти – в китайской, Монсальват – в северо-западной, Китеж – в российской метакультуре.

Сквозь клубящиеся тучи искусств, верований, мифологий и наро-доустройств стараясь разглядеть небесную страну северо-западной метакультуры, ни на миг не следует забывать, что сверхнароды, пока они существуют в Энрофе, не завершают творение своих мифов ни­ когда. Меняются формы выражения; в качестве выразителей на ис­ торическую арену выступают новые человеческие группы; от анонимных творцов фольклора и обряда задача мифотворчества перехо­ дит к мыслителям и художникам, к чьим именам поднимаются волны всенародной любви; но миф живет, живет углубляясь, наполняясь но­ вым содержанием, раскрывая в старых символах новые смыслы и вводя символы новые – сообразно более высокой стадии общего культурного развития воспринимающих – во-первых, и сообразно с живым метаисторическим развитием самого трансмифа – во-вторых.

Небесная страна северо-западной культуры предстает нам в обра­ зе Монсальвата, вечно осиянной горной вершины, где рыцари-пра­ ведники из столетия в столетие хранят в чаше кровь Воплощенного Логоса, собранную Иосифом Аримафейским у распятия и передан­ ную страннику Титурэлю, основателю Монсальвата. На расстоянии же от Монсальвата высится призрачный замок, созданный чародеем Клингзором: средоточие богоотступнических сил, с непреоборимым упорством стремящихся сокрушить мощь братства – хранителей высочайшей святыни и тайны. Таковы два полюса общего мифа севе­ ро-западного сверхнарода от безымянных творцов древнекельтских легенд, через Вольфрама фон-Эшенбаха до Рихарда Вагнера. Пред­ положение, будто раскрытие этого образа завершено вагнеровским "Парсифалем" – отнюдь не бесспорно, а, пожалуй, и преждевремен­ но. Трансмиф Монсальвата растет, он становится все грандиознее. Будем же надеяться, что из толщи северо-западных народов еще поднимутся мыслители и поэты, кому метаисторическое озарение позволит постигнуть и отобразить небесную страну Монсальват та­ кой, какова она ныне.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!