Ступень «Распространяющая Свет» 14 страница



Кроме того, хотя бы и квалифицировали это поучение [данного] раздела сутры как [сделанное] в плане утверждения[358], но не представляется возможным истолковать [его] в [том смысле, что] скандхи являются Я. Почему же? Итак,

 

 

134) Когда говорят: «Скандхи – Я», то [подразумевается, что оно]

Является совокупностью скандх, а не отдельной скандхой.

 

 

Например, когда говорят: «Деревья – лес», то лесом является совокупность деревьев, а не отдельное дерево, поскольку придем к тому, что лесом будут отдельные деревья. В соответствии с этим именно совокупность скандх будет Я. Далее. Поскольку совокупность не является чем-то, то

 

 

134) Не является спасителем, не является обуздывающим или же владыкой,

Поскольку того нет, то оно не является совокупностью.

 

 

Что [здесь имеется в виду]? Как сказал Бхагаван:

 

Я являюсь своим спасителем.

Я являюсь своим врагом.

Когда совершаю хорошее и плохое,

Я являюсь своим владыкой.

 

Здесь говорится о спасителе и владыке. А вот говорится об обуздании:

 

Обуздав должным образом себя,

Мудрый обретет рай.

 

Но простая совокупность, не существующая субстанционально, не признается спасителем, обуздывающим или владыкой[359]. Поэтому совокупность не является Я.

Если думают так: «Поскольку совокупность неотделима от обладателя совокупности, то будет признано, что плод является [плодом] обладателя совокупности. Поэтому будут признаны и спаситель, и обуздывающий, и владыка», то этого нет, поскольку при этом [будет] уже указанная ошибка[360]. А также

 

 

135) Тогда колесницей будет имеющаяся совокупность

Ее составных частей. Колесница и Я сходны.

 

 

В сутре тоже говорится:

 

«Я» -мысль мары.

Вы придерживаетесь [этого] взгляда.

Эта санскара-скандха пуста,

В ней нет обладателя разума [т. е. Я].

 

Как в отношении совокупности частей

Говорится о колеснице,

Так и в отношении скандх

[В] относительном [смысле] говорится: «Обладатель разума [Я, живое существо]».

 

Если так, то

 

 

135) В сутре [Я] называется [имеющим место] в связи и по отношению к скандхам.

Поэтому соединение скандх не является Я.

 

 

То, что признается в связи и по отношению к чему-то, не является простой совокупностью частей, [которыми] обладает признаваемое, поскольку признается в связи и по отношению, как, например, образованное из махабхути. Хотя синее и т. д., а также глаз и т. д., образованные из махабхути, и признаются в связи с махабхути, служащими [их] причиной, но эти два [объект и орган чувств] не являются простым соединением махабхути. Аналогично, хотя Я и обладает бытием, признаваемым в связи со скандхами, служащими [его] причиной, но невозможно, чтобы [оно] являлось простой совокупностью скандх. Если говорят: «Неверно, так как [есть] кувшин и т. д.», то этого тоже нет, поскольку не доказано [и не имеет места], что кувшин и т. д. являются простой совокупностью цветоформы и т. д., и поскольку опровергаются и признаются сходно.

Если думают: «Простая совокупность колес и т. д. не является колесницей. Что же в таком случае [является колесницей]? Когда колеса и т. д. имеют особую форму, тогда получают имя колесницы. Аналогично, только [определенная] структура рупы и т. д, является Я», то и этого тоже нет. Почему же?

 

 

136) Если говорят: «форма», то, поскольку она имеется у обладающего рупой,

Они и будут у вас называться «Я»,

А совокупность сознания – читты и т. д. не будет Я.

 

 

Почему же?

 

 

136) Потому что у них нет формы.

 

 

Думаю: «Потому что [они] не обладают формой»[361].

А также:

 

 

137) Признавать самого обладателя и обладаемое одним [и тем же] неверно.

 

 

Почему же?

 

 

137) Если рассмотреть это, то объект действия[362] [и] деятель будут одним и тем же.

 

 

Итак, поскольку [некто] осуществляет обладание, то является обладателем и деятелем, а поскольку [чем-то] обладают, то [оно является] обладаемым и объектом действия[363]. При этом обладатель является Я, а обладаемое – пятью скандхами. Итак, если совокупность рупы и т. д. является Я, тогда деятель и объект действия будут одним [и тем же]. Но этого не признают, так как придем к тому, что будут одним и тем же махабхути и имеющая [их своей] причиной рупа, кувшин и гончар. Как сказано [в «Мадхьямика-шастре» X, 1]:

 

Если то, что есть дрова, является огнем, то

Деятель и объект действия будут одним.

 

И [ХД5]:

 

[Исследование] огня и дров целиком и полностью

Объясняет все ступени [исследования]

Я и получаемого [скандх]

Вместе с кувшином, тканью и т. д.

 

Подобно тому, как огонь и дрова не признаются одним и тем же, [так и,] думаю, здесь тоже не следует признавать [одним и тем же] Я и получаемое [скандхи], объект действия [и] субъект.

Если думают так: «Нет никакого обладателя, который был бы деятелем. Дело исчерпывается только [наличием] совокупности обладаемого», то это неверно. [Об этом и] говорится [здесь]:

 

 

137) Если думают: «Деятеля нет, объект действия есть», то

[Этого] нет, так как без деятеля нет и объекта действия (деяния).

 

 

Это не так: если не признаем деятеля, то не следует признавать и беспричинное деяние. В шастре тоже говорится [VIII, 13]:

 

Аналогично следует рассматривать и получаемое.

Поскольку объект действия [деяние] и деятель отвергаются.

На [примере] деятеля и объекта действия

Следует рассматривать остальные вещи.

 

Так, поскольку в связи с вещью употребляется [корень глагола] «получать» с суффиксом [действия] «лут», то говорится: «получение». Поскольку же вещь не возникает без осуществляющего [ее] реализацию, то осуществление ее реализации устанавливает получаемое и получающего. Но поскольку говорится: «[Суффиксами] «крит» и «лут» [служат одни те же] общие [для них буквы]», то когда в связи с объектом действия используется суффикс «лут», словом «упадана» называется и объект действия – получаемое[364].

Поэтому подобно тому, как деяние[365] следует признавать в отношении деятеля, а деятелем являются по отношению к деянию, так и получающего следует признавать в отношении получаемого, а получаемым являются по отношению к получающему. А также, говорится [XXVII, 8]:

 

Итак, не является иным по отношению к получаемому.

Не является оно и получаемым.

Я не является не имеющим получаемого.

Не определяется оно и как не имеющее [получаемого].

 

Поэтому в соответствии с тем следует признать: «Когда нет деятеля, не существует и деяние». А также следует признать, что в той [сутре][366], где говорится: «Деятеля не видим, но и деяние существует, и полное созревание тоже существует», отрицается бытие деятеля. Не следует признавать: «Отрицается также признаваемый в связи и по отношению [к скандхам индивид], относящийся к номинальному [относительному]».

А также говорится так: «Этот индивид, связанный с неведением, осуществляет совершение совершаемого – заслуг». А также:

 

 

138) Поскольку Муни [Будда! упоминал это Я в связи

С шестью дхату, именуемыми землей, водой, огнем,

Воздухом, сознанием – виджняной, пространством, и [в связи с]

Шестью опорами – соприкосновением глаз и т. д.,

 

139) И говорил о нем, взяв сознание – читту и психические элементы,

Постольку это [Я] не является тождественным с ними,

Не является [их] совокупностью.

Поэтому ум, воспринимающий Я, не [имеет отношения] к ним.

 

 

В сутре[367] сказано: «Великий царь, этот дух, индивид – шесть дхату, шесть аятан соприкосновения, восемнадцать близко идущих ума». Здесь шесть дхату: земля, вода, огонь, воздух, сознание – виджняна и пространство. В связи с ними употребляется наименование «Я». Шесть опор – соприкосновение глаз и т. д.: от аятаны соприкосновения с собранным глазом до аятаны соприкосновения с собранным умом. В связи с ними употребляется наименование «Я».

Восемнадцать близкоидущих ума: шесть близкоидущих блаженного ума, воспринимающего цветоформу, звук, запах, вкус, осязаемое и дхарму; аналогично, близко идущие неблаженного ума и, соответственно, близкоидущие нейтрального, В связи с ними и взяв сознание – читту и психические элементы, употребляется наименование «Я».

Поскольку сказано: «Я называют в связи с теми дхату» и т. д., постольку это означает: «Оно не является тождественным с ними, не является неинаковым». Не признается оно и [их] совокупностью. Поскольку те упомянутые дхармы невозможны в качестве Я, постольку в отношении тех дхарм невозможен ум, воспринимающий я. Когда, согласно этому, скандхи не являются объектом восприятия я , а отдельно от скандх [Я] тоже нет, тогда не существует объект восприятия я. Поэтому йог после [установления] невоспринимаемости Я признает и «Мое» не имеющим смысла. Отвергнув соединившееся – санскриту, [он] уйдет в нирвану без получаемого [скандх]. Поэтому это исследование весьма превосходно.

Если [рассматривать] согласно тому, чьим тезисом является [утверждение]: «Объектом восприятия я являются скандхи и сознание», то [получается, что] до тех пор, пока имеются скандхи, будет и восприятия я , так как существует вещь – «основа» восприятия я.

 

 

140) Когда постигают несуществование Я, то отвергают постоянное, вечное Я

И не признают его опорой восприятия я.

Поэтому весьма удивителен говорящий: «Понимание отсутствия Я

Вскрывает любой [вид ложного] взгляда [на] Я».

 

 

«Если постоянное Я является объектом восприятия я , то раз его нет, будет отвергнуто и восприятие я. Но объектом восприятия я является другое, и восприятие я отвергается в результате видения несуществования другой вещи». Увы и ах! Вы восхитительны! Чтобы разъяснить эту идею отсутствия взаимосвязи посредством примера, говорится:

 

 

141) [Если] видя, [что в] углублении [в] стене их дома находится змея,

Отгоняют опасения: «здесь нет слона»

И отвергают также [наличие] опасности [со стороны] змеи.

Увы! Будет верным иное.

 

 

Кто, хотя бы и имелась причина опасности, не видит в том действительной опасности, не исправляет положение и по глупости считает себя в безопасности, тот, столкнувшись со змеей, будет [ею и] поражен, поскольку отсутствие слона не может устранить у него опасность из-за змеи. Аналогично и, если согласно этому признающему скандхи и сознание за Я, отсутствие вечного Я не может устранить восприятие я, имеющее [своим] объектом скандхи. Поэтому у него, несомненно, сансарное не потеряет силу.

Далее. Убедительно доказав, таким образом, два таких положения: «Я не имеет [в качестве своего] бытия скандхи и не является по отношению к скандхам иным», [автор,] для того чтобы указать, что наличия Я нет, и в качестве опоры и опирающегося говорит:

 

 

142) В скандхах нет Я. В Я тоже

Нет тех скандх. Поскольку если здесь имеется инаковость, то

Здесь будут признаны [опора и опирающееся]; но

Той инаковости нет, постольку признается это [отсутствие опоры и опирающегося].

 

 

Если имеется инаковость, то будет возможно наличие опоры и опирающегося, как, например: «На бронзовом блюде находится творог». Когда в мире два – бронзовое блюдо и творог – являются [по отношению к друг другу] иными, видим наличие опоры и опирающегося. Поскольку скандхи, согласно тому [доказательству], неотделимы от Я и Я тоже неотделимо от скандх, то нет [возможности] указать у этих двух опору и опирающееся.

Чтобы указать, почему у Я нет обладания скандхами, говорится:

 

 

143) Я не признается обладателем рупы. Поскольку Я

Не существует, постольку [к нему] не относится идея обладания.

Если иное обладает чернушкой, неиное обладает рупой.

Но Я не является ни тождественным, ни иным по отношению к рупе.

 

 

Тождественность и инаковость Я по отношению к скандхам уже были отвергнуты ранее. [Наличие суффикса обладания[368] [указывает на возможность двух видов обладания]. Так, это [высказывание]: «Дэвадатта имеет рупу [форму, тело]» подразумевает нераздельность [обладающего и обладаемого], а [утверждение]: «Имеет [чернушку] корову» – [их] раздельность. Но поскольку у рупы и Я нет этих [отношений] тождественности и инаковости, то это [утверждение]: «Я имеет рупу» тоже невозможно.

Теперь, чтобы рассмотреть [в целом содержание] «взгляда на совокупность разрушимого», беря и указывая уже опровергнутые положения, и указать количественно [виды взглядов,] относящихся к ложному, говорится:

 

 

144) Рупа не является Я. Я не обладает рупой.

В рупе нет Я. В Я тоже нет рупы.

Так в четырех видах следует рассматривать все скандхи.

Эти [виды] признаются двадцатью [ложными] взглядами на Я.

 

 

Когда берут «взгляд на совокупность разрушимого» [и рассматривают] четыре вида [отношений] Я к пяти скандхам, лишенным Я, то получается двадцать составных частей «взгляда на совокупность разрушимого». Но разве не говорится в [«Мадхьямика-]шастре» [XXII, 1] о пяти видах исследования [в отношении пяти скандх]?

 

Не является скандхой. Не является по отношению к скандхе иным.

В нем нет скандхи. В ней нет его.

Татхагата не имеет скандх.

Что такое Татхагата?

 

Поэтому будет двадцать пять составных частей этого [взгляда]. Почему же говорится о двадцати? Те [двадцать] составных частей «взгляда на совокупность разрушимого» установлены в сутре. И поскольку невозможно признавать Я, не беря скандхи таким образом, то [отношение Я] к скандхам рассматривается в четырех видах. Итак, поскольку Я не признается в отношении чего-то иного, чем скандхи, то пятый вид «взгляда на совокупность разрушимого» невозможен. Поэтому составных частей «взгляда на совокупность разрушимого» только двадцать. Положение же об ином – пятом [виде] названо в шастре для опровержения системы тиртиков. [Так] следует понимать.

В Писании [тоже] сказано: «Разбив алмазом мудрости двадцать высоких вершин "взгляда на совокупность разрушимого", реализовал плод вошедшего в поток [срота-апана]» . Здесь [это передается так]:

 

 

145) Гора взгляда разрушается алмазом понимания

Несуществования Я. Это – имеющиеся у прочной горы

«Взгляда на совокупность разрушимого» высокие вершины,

Вместе с которыми будет уничтожено Я.

 

 

Если гору «взгляда на совокупность разрушимого» не поразил алмаз мудрости святого, то [на ней] ежедневно [все выше и выше] растут скалы клеш. [Она] появилась [вместе с] не имеющей начала сансарой, высотой – как Три Мира, целиком охватывает [все] стороны, вырастает из золотой земли – неведения. Вершинами являются те очень высокие вершины, вместе с которыми будет уничтожена [эта гора] при разрушении алмазом понимания несуществования Я. [Так] следует понимать.

Теперь, чтобы опровергнуть идею субстанционального существования индивида, признаваемую [школой] самматия, говорится:

 

 

146) Некоторые признают субстанциональное существование индивида,

Неописуемого [в категориях] тождества, инаковости, постоянства, непостоянства и т. д.

Признают его [объектом] постижения шести виджнян.

Признают его и опорой восприятия я.

 

 

Здесь, поскольку никто не воспринимает его помимо скандх, то индивид не будет по отношению к скандхам иным. Не будет [он] также иметь [в качестве своего] бытия скандхи, так как придем [к тому, что он будет] обладать рождением и уничтожением. Поэтому, если так, [он] неописуем как тождественное или инаковое в отнощении скандх. [Он] неописуем не только в [терминах] тождественности и инаковости, но и в [терминах] постоянства и непостоянства. [Он] является также [объектом] познания шести виджнян[369]. Этот индивид признается также существующим субстанционально, так как его называют деятелем и вкушающим, и так как [он] имеет связь с перерождениями [в сансаре] и уходом в нирвану, связанностью и освобождением. Он считается также объектом восприятия я.

Утверждающий это неправ. [Об этом и] говорится [здесь]:

 

 

147) Поскольку сознание не признается неописуемым [в терминах тождества и т. д. в его отношениях с] рупой, то

Существующее [как] вещь не признается неописуемым.

Если бы Я существовало как некая вещь, то

Существовало бы [так же], как сознание, [и] не было бы неописуемым.

 

 

Далее. Указав в этом четверостишии на то, что у неописуемого нет возможности существовать в качестве вещи[370], [автор,] чтобы указать на условное существование [индивида], говорит:

 

 

148) Поскольку сущность вашего кувшина, не существующая

В качестве вещи, будет неописуемой по отношению к рупе и т. д., то

Я тоже будет неописуемым по отношению к скандхам

И не должно признаваться существующим само по себе.

 

 

Кувшин неописуем как тождественное и инаковое по отношению к рупе и т. д. и признается существующим условно. Аналогично, думаю, и Я будет существовать условно [так же], как кувшин.

Далее. Указав, таким образом, в двух четверостишиях отрицаемое и утверждаемое, теперь, назвав тождественность и инаковость опорой вещи, предпринимаем опровержение и Я как не имеющего [в качестве своей] опоры характеристик вещи:

 

 

149) Ваша виджняна не признается иной по отношению к самой себе,

Признается вещью иной по отношению к рупе и т. д,

У вещи будем видеть два эти вида.

Поэтому Я не существует, так как лишено характеристик вещи.

 

 

Если бы, согласно вам, Я существовало как вещь, то, подобно виджняне, было бы, несомненно, неиным по отношению к самому себе и предметом, отличным от рупы и т. д. Но этого нет. Поэтому, раз [оно] не обладает [в качестве своей] опоры характеристиками вещи, Я не существует, как и кувшин. Поскольку при проведении такого исследования [устанавливаем] невозможность существования индивида в качестве вещи,

 

 

150) Постольку опора восприятия я не является вещью,

Не является иным по отношению скандхам, не является самими скандхами,

Не является опорой скандх. Она не обладает ими.

 

 

При добросовестном изучении [устанавливаем, что] объект восприятия я невозможен как существующее в качестве вещи, невозможен и как отличное от скандх, не имеет [в качестве своего] бытия скандхи и не является опорой скандх. А также, поскольку у него имеется опора – скандхи, то называется опирающимся на скандхи. И чтобы сделать ясными обе стороны – опору и опирающееся, опираемся на оба слова. Я не может обладать скандхами. Поэтому можно признать Я умозрительным, или невоспринимаемым, и не следует принимать Я в указанных видах. [Об этом и] говорится [здесь]:


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!