Концепции социальной стратификации



 

Представители Критерии стратификации Элементы социальной структуры
Р. Дарендорф    
М.Вебер    
П.Сорокин    
В. Парето    

 

2. Используя геометрическую (-ие) фигуру (-ы), наглядно изобразите социальную структуру российского общества.

 

Кейс-задание

Прочтите фрагмент из работы П.А. Сорокина «Социальная стратификация и мобильность». Ответьте на вопросы и выполните задание.

1. Как определяет социальную мобильность?

2. Проиллюстрируйте примерами из текста различия между геометрическим и социальным пространством. Подумайте, могут ли совпадать эти пространства?

«Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространства (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространства отделены громадной дистанцией. И наоборот, выражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «его социальное положение очень высоко», «они очень близки по своему социальному положению», «существует большая социальная дистанция» и т.п. довольно часто используются как в повседневных суждениях, так и в экономических, политологических и социологических трудах. Все эти выражения указывают на существование того, что можно обозначить термином социальное пространство. тем не менее имеется очень немного попыток дать определение социальному пространству, систематизировать соответствующие понятия. Насколько мне известно, после Декарта, Гоббса, Лейбница, Вайгеля и других великих мыслителей XVII в. только Ф. Ратцель, Г. Зиммель и недавно Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. Фон Визе и автор этих строк пытались уделить большее внимание проблеме социального пространства и другим вопросам, с ней связанным.

Предметом данной работы является социальная мобильность, то есть явление перемещения индивида внутри социального пространства. В связи с этим представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), и люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой- в Китае), могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического пространства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение. Так, положение президента Гардинга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как его социальное осталось тем же, что и в Вашингтоне. Людовик XVI в Версале и Николай II в Царском Селе оставались в том же геометрическом пространстве, хотя их социальное положение в один момент круто переменилось.

Приведенные соображения свидетельствуют, что социальное и геометрическое пространства в корне отличны друг от друга. То же можно сказать и о производимых от этих двух понятий, таких, как «геометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и социальном пространстве», «перемещение из одного положения в другое в геометрическом и социальном пространстве» и т.д.

Для того, чтобы дать определение социальному пространству, вспомним, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения положения того или иного объекта относительно других, выбранных за «точки отсчета». Как только такие ориентиры установлены (будь то Солнце, Луна, Гринвичский меридиан, оси абсцисс и ординат), мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем – относительно друг друга.

 Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета».

Итак, резюмируем: 1) социальное пространство – это народонаселение Земли; 2) социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляет систему социальных координат, позволяющих определить социальное положение каждого индивида». (Цит. по: Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность / П.Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. А.Ю. Согомонова.- М., 1992.- С. 297-303).

 

Кейс-задание 2

Прочтите фрагмент из работы П.А. Сорокина «Социальная стратификация и мобильность». Ответьте на вопросы и выполните задание.

1. Какое определение социальной стратификации дает автор?

2. Какие формы стратификации он выделяет? Приведите собственные примеры несовпадения этих форм.

«Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, знаний и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, чтобы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

 2. Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними.

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности». (Цит. по: Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность / П.Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. А.Ю. Согомонова.- М., 1992.- С. 392-393, 423-424).

 

Кейс-задание 3

Прочтите фрагмент из работы В. Парето «Циркуляция элит». Ответьте на вопросы и выполните задание.

1. Каков главный смысл термина «элита» у В. Парето? (варианты ответа: богатство, совершенство, управление, превосходство).

2. Как, по мнению автора, выглядит социальная структура общества? Составьте схему социальной структуры с указанием элемента.

«Допустим, что в каждой области человеческой деятельности индивиду присваивается индекс, служащий оценкой его способностей, подобно тому, как выставляются оценки по результатам различных экзаменов в школе. Наиболее успешному адвокату, например, дается индекс 10. Тому, кто тщится заполучить хотя бы одного клиента – индекс 1, резервируя 0 для полного идиота в своей профессии. Человеку, который заработал миллионы, - неважно, честным или бесчестным путем – мы дадим индекс 10, зарабатывающему тысячи – индекс 6, тому, кто еле-еле избежал работного дома – 1, приберегая 0 для того, кто там оказался. Ловкому мошеннику, который знает, как надувать людей, и при этом избегает уголовного наказания, мы дадим 8,9 или 10 – в зависимости от числа ощипанных им гусей и количества денег, которые он смог при этом у них вытянуть. Мелкому воришке, который стащил серебряный прибор в ресторане и попал прямо в руки полицейского, мы присвоим индекс 1. У поэта уровня Кардуччи будет индекс 8 или 9 в зависимости от наших вкусов. Рифмоплет, который своими сонетами обращает людей в бегство, заслуживает индекса 0. Шахматистам мы можем присвоить весьма точные индексы в соответствии с тем, какие матчи и сколько именно они выиграли. И так далее для всех областей человеческой деятельности.

Есть немало людей, который поклоняются Наполеону Бонапарту как Богу. Есть люди, которые ненавидят его как презреннейшего из преступников. Кто из них прав? Мы не беремся отвечать на этот вопрос не потому, что у нас нет мнения на этот счет. Каким бы ни был Наполеон человеком – плохим или хорошим, - он явно не был идиотом или человеком со средними способностями, как миллионы других. У него были выдающиеся способности, и этого для нас достаточно, чтобы присвоить ему высший индекс, безотносительно к возможным суждениям по поводу этической стороны его качеств или их общественной полезности.

Короче, в данном случае мы прибегаем к научному анализу, который обычно подразумевает отделение одной проблемы от другой и изучение каждой из них независимо друг от друга…

Давайте сгруппируем в один класс людей, которые имеют наибольшие индексы в их области деятельности, и назовем его элитой.

В специфических целях нашего исследования, а именно для изучения социального равновесия, нам будет полезно далее разделить этот класс на два подкласса: правящую элиту, включающую в себя индивидов, которые прямо или косвенно играют более или менее значительную роль в управлении, и неправящую элиту, включающую в себя всех остальных.

Чемпион по шахматам, разумеется, входит в элиту, но не менее очевидно и то, что его шахматное дарование еще не открывает ему двери для политического влияния, и, если он не обладает другими качествами, необходимыми для этого, он не является членом правящей элиты. Возлюбленные абсолютных монархов часто входили в число элиты либо благодаря своей красоте, либо благодаря интеллектуальным качествам, однако лишь некоторые из них, которые обладали дополнительными талантами, необходимыми для участия в политике сыграли в ней известную роль.

Таким образом, население делится на две страты: 1) низшая страта, не элита, возможное влияние которой на сферу управления нас в данный момент не интересует, и 2) высшая страта, элита, которая делится на две категории: а) правящая элита и б) неправящая элита

(Цит. по Vilfredo Pareto. The mind and Society. Vol. III, 2026-59; Vol. IV, 2233-36// Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T.Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. LP. 551-556. Переводчик – В.Г. Кузьминов, редактор перевода – А.Г. Здравомыслов).


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!