Особенности русской философии в советский период (1917 – середина 80-х гг. XX в.)



В советское время (1917 – 1991) философия основывалась на принципах, которые были сформулированы Марксом и Энгельсом и получили свое развитие в трудах В.И.Ленина.

Правда, в первые годы после Октябрьской революции еще продолжалась деятельность мыслителей религиозно-идеалистического направления. Но уже в 20-е годы «единственно верной теорией» был провозглашен марксизм, отклонение от которого стало социально опасным.

В 1922 году вышла работа Ленина «О значении воинствующего материализма», которая призывала разоблачать и преследовать всех идеалистов как «дипломированных лакеев поповщины» и крепить союз философов-материалистов с представителями передового естествознания, систематически изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций.

Осуществление первой задачи привело к уничтожению всякого инакомыслия в советской России. Все, кто не принимал идеологическую доктрину большевиков, должны были отказаться от своих взглядов. В противном случае либо их ожидала вынужденная эмиграция, либо они подвергались репрессиям. На так называемом «философском пароходе» в 1922 году были высланы из СССР такие философы-идеалисты, как Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и многие другие. Философская отечественная мысль лишилась самого главного условия для своего развития – интеллектуальной свободы.

Уничтожение прежней культуры философствования в России сопровождалось созданием организаций по подготовке марксистских кадров, таких как Институт красной профессуры, Социалистическая (Коммунистическая) академия, Общество воинствующих материалистов и др. Однако допускались еще разногласия в рамках самой марксистской доктрины. В созданном в 1922 году журнале «Под знаменем марксизма»велись многочисленные философские дискуссии, которые разворачивались, например, вокруг марксистского представления об азиатском способе производства, проблемы соотношения биологического и социального в жизни человека и общества, тектологической концепции А.А.Богданова.

Еще в начале ХХ столетия обозначились разные подходы у Ленина и у Богданова к наследию Маркса. Богданов подходил к философии с позиции принципа организации, с точки зрения тектологии - науки о всеобщих организационных связях. В силу этого он трактовал марксизм как идеологию, организующую социальный опыт. Ленин считал принцип организации ревизионистским, разрушающим непротиворечивость марксистской теории. Переизданная в 20-е годы работа Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» была подвергнута резкой критике. Только спустя десятилетия в тектологии увидели предвосхищение основных идей современной теории систем и кибернетики.

За то, что в своих трудах Богданов опирался не на идею диалектически противоречивого развития, а на принцип организации, предполагающий сохранение в обществе равновесия, его называли «механистом».

Дискуссия, которая развернулась между «механистами» и «диалектиками» стала основной философской дискуссией в 20-е годы[12].

«Механисты» акцентировали внимание на раскрытии механизма явлений, детальном изучении предметов. Они утверждали, что философские принципы – это лишь выводы из наук и что философы должны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки.

«Диалектики» во главе с А.М Дебориным полагали диалектику единственным методом естествознания. Все остальные методы, по их мнению, должны быть лишь ее конкретизацией.

Дискуссия завершилась подавлением философии «механистов», и до конца 20-х годов ведущая роль в философской жизни страны принадлежала группе Деборина.

С 1930 года начинается новый этап в истории советской философии. Он связан с ужесточением политического и идеологического режима. Партийно-государственная идеология уже категорически не допускала никаких разногласий в рамках марксистско-ленинского учения. Она превратила Маркса, Энгельса и Ленина в непревзойденных гениев, чьи идеи ни при каких условиях не могут быть подвержены сомнению.

Поскольку позиции, отстаиваемые Дебориным, в частности, его представления о материи, вошли в противоречие с ленинизмом, то по инициативе Сталина началось подавление его группы с помощью молодых сталинистов во главе сМ.Б.Митиным. Философию деборинцев квалифицировали как «меньшевиствующий идеализм», а самих деброинцев называли «прямой агентурой троцкизма»[13].

Вершиной творческого развития марксизма был объявлен «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в свет в 1938 году, с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья стала основой преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного знания в СССР. По сути дела философия в своей основе была сведена к данной статье. Против тех мыслителей, чьи взгляды не укладывались в рамки такой философии, начиная с 30–х годов развернулись репрессии. Так, к 10 годам лагерей был приговорен и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала А.Ф.Лосев. Только с связи с инвалидностью (потерей зрения) он был освобожден досрочно. Расстреляли П.А.Флоренского и Г.Г.Шпета. Умер в лагере Л.П.Карсавин.

К началу 50-х годов философия окончательно превратилась в партийную идеологию и использовалась для обоснования закономерностей советского строя и раскрытия его исторических преимуществ и великих перспектив.

После смерти Сталина в 1953 году, с началом «хрущевской оттепели» наблюдается оживление отечественной философской мысли, поскольку был несколько ослаблен прессинг догматического марксизма-ленинизма на советских философов. На страницах философских журналов стали публиковаться работы зарубежных (буржуазных) мыслителей. Однако идеологический контроль за развитием философии в стране продолжал осуществляться.

Несмотря на жесткие политические тиски, интеллектуальная жизнь в СССР не прекратилась. Работая в марксистской парадигме, советские философы активно обсуждали проблемы сознания, гносеологии, методологии науки, разрабатывали темы человека, ценностей и культуры. С конца 50-х годов они стали принимать активное участие в международных философских конгрессах и симпозиумах.

Значительный вклад в развитие советской философии внесли В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, М.Б.Кедров, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, П.В.Копнин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.К.Мамардашвили, Н.П.Мотрошилова, А.Г.Спиркин, В.С.Степин, И.Т.Фролов и многие другие.

Марксистская концепция не выдержала проверки временем. Однако это вовсе не значит, что проблемы, поставленные марксизмом как важнейшие философские проблемы, не существуют. Например, марксистская разработка проблем отчуждения легла в свое время в основу «критической теории» философов франкфуртской школы Маркузе, Адорно и др., которые назвали свое учение неомарксизмом. Философия и практика марксизма привела также к рождению персоналистских и экзистенциалистских концепций как в Европе, так и в России. Поэтому в современной России, освободившейся от политизированного и идеологизированного марксизма, в условиях интеллектуальной свободы возрождение прежней культуры философствования осуществляется посредством разработки вопросов, заданных, в том числе, и марксистской философией.

Диалектико-материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.

Советский период в развитии отечественной философии характеризуется тотальным господством идеологизированного марксизма – диалектического и исторического материализма. Зависимость от тоталитарной идеологии сказалась прежде всего на разработке проблем социальной философии. Однако в этот период успешно развивались проблемы гносеологии (в частности, по философии науки), эстетики и культурологи (особо следует отметить работы М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева), истории философии.

Итак, русская философия советского периода, говоря словами профессора А.С. Колесникова, не только вплотную подошла к выработке новой "парадигмы" планетарного мировосприятия, мирооценки, мироразмерности человека и человекоразмерности мира, но и непосредственно связала свои поиски "с потребностями в новом типе рациональности"[14].

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 1305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!