Глава 2. Особенности отечественной философской мысли на разных этапах ее развития



Для рассмотрения вопроса саморефлексии отечественной философской мысли мы обратим внимание на особенности русской философии в трех последних периодах:

– философская мысль «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.;

– советский период русской философии (1917 – середина 80-х гг. XX в.);

– современный этап развития отечественной философии.

Особенности философской мысли «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.

Впервые интерес к философской науке в России пробуждается лишь в XVIII веке, когда после петровских реформ русский ум воспринял западные веяния и, прежде всего, был затронут идеями французского Просвещения. В 30-х годах XIX столетия на смену учениям французских просветителей пришел немецкий идеализм, который также не получил достаточно законченного оформления и систематизации.

В дальнейшем славянофилы выдвинули оригинальные философские идеи, но в то же время не оставили больших трудов по философии, не привели свои взгляды в строгую систему. Не удалось в полной мере осуществить эту задачу и величайшему русскому мыслителю Вл. Соловьеву. Таким образом,  асистематичность постоянно проявляется как характерная черта отечественного любомудрия. Поэтому русские мыслители излагают свои идеи не в виде философских трактатов, а в форме литературно-художественных эссе. В результате их философские разработки растворяются в публицистике и литературной критике.

Итак, вплоть до последней трети XIX века русская философия еще не выделяется в самостоятельную отрасль знания. А посему в России она часто рассматривается не как теоретическое знание, получаемое «методическим трудом и школою», но как «полезное для жизни» миросозерцание всякого интеллигентного человека.

В связи с этим Г.Г.Шпет отмечал: «Русская философия - по преимуществу философствование. Поэтому ее темы редко бывают оригинальны, даже тон ей задан. Но у нее есть все же свой собственный (национальный) тембр голоса, у нее есть свои особые психологические обертоны. Не в решении, даже не в постановке своих проблем, тем более не в методе раскрывается русская философия, а главным образом, в психологической атмосфере, окружающей и постановку вопросов и их решение»[9].

Вследствие этого русская философская мысль оказывается пропитанной духом практицизма и утилитаризма; она еще не осмысливает себя как чистое знание, свободное от непосредственных нужд. В общественном сознании философия долгое время воспринимается как мудрость, как мораль, а не как метафизика, не как чистое развитие идей или игра ума.

Такое положение дел было обусловлено социально-политическими и психологическими особенностями русской жизни и присущими ей культурными традициями. Следует отметить, что Российское государство издавна взяло на себя идеологическую функцию; но, будучи жестоким и деспотичным, оно стремилось подавить всякое свободомыслие. Это, естественно, не могло не сказаться на складе ума русской интеллигенции, которая по преимуществу являлась оппозиционной, а посему крайне политизированной. Такая чрезмерная политизированность взглядов отечественных мыслителей невсегда была на пользу философии. По этому поводу Н.А.Бердяев отмечает следующее: «С русской интеллигенцией в силу ее исторического положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к ней. В силу этого интеллигенция не могла бескорыстно относиться к философии; и потому, что корыстно относилась к самой истине, требовала от истины, чтобы она стала орудием общественного переворота, народного благополучия, людского счастья»[10].

В итоге у нас существовала почти что маниакальная склонность оценивать философские учения и философские истины согласно политическим и утилитарным критериям и неспособность рассматривать явления философского и культурного творчества по существу, с точки зрения их истинности и теоретической обоснованности.

Однако пусть на русской почве и произрастала «философия бедная, чахлая и хрупкая» (Г.Г.Шпет), тем не менее, она все же существовала и развивалась, сохраняя при этом свои неповторимые черты:

- во-первых, ей, в отличие от европейской философии, было чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов;

- во-вторых, она всегда была тесно связана с повседневной жизнью, а посему часто представала в виде публицистики, остро реагирующей на злободневные проблемы;

- в-третьих, поскольку отечественная философская мысль находила выражение в основном в трудах писателей и литературных критиков, то художественная литература становится кладезем самобытных идей, а такие мастера слова, как Гоголь, Толстой, Достоевский оказываются главными разработчиками философских проблем в их специфически русской, т.е. ориентированной по большей части на практическую жизнь форме;

- в-четвертых, для русской философии по преимуществу характерен интерес к этическим вопросам и притом не в их теоретическом, а опять же в практическом аспекте;

- в-пятых, отечественная философская мысль не теоцентрична (хотя у многих ее представителей проявляется глубоко религиозный интерес) и не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии занимают умы многих выдающихся русских ученых и философов), но антропоцентрична, потому что ее основной темой является человек, его судьба, смысл жизни и предназначение.

Во второй половине ХIХ века появляется система «философии положительного всеединства» В.С. Соловьева и системно мыслящие философы, а также философы профессиональные. Одновременно с развитием отечественной философии продолжается изучение западноевропейских учений: в первой половине в России наибольшим влиянием пользовались учения Шеллинга и Гегеля, во второй – неокантиантство и позитивистская философия. Увлечение западным позитивизмом привело к развитию и широкому распространению в отечественной философии материалистических учений (Д.И. Писарев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и другие)[11].

Наивысшей своей продуктивности, своего творческого пика отечественная философия достигла в первой четверти ХХ века: этот период богат разнообразием философских школ (персоналисты, интуитивисты, соловьевцы) и выдающимися людьми, внесших вклад не только в отечественную, но и мировую неклассическую философию, интересом широкой общественности к философским вопросам. Этот период заканчивается в 1922 году высылкой большинства русских философов за пределы Советской России.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!