Глава 1. Характерные особенности русской философской мысли



Русская философия

Оглавление

 

Введение 3
Глава 1. Характерные особенности русской философской мысли 7
Глава 2. Особенности отечественной философской мысли на разных этапах ее развития 13
2.1. Особенности философской мысли «Русского ренессанса» XIX – начала XX в. 13
2.2.  Особенности русской философии в советский период (1917 – середина 80-х гг. XX в.) 17
2.3.  Особенности отечественной философии на современном этапе развития (постсоветский период) 22
Заключение 31

 

Введение

 

Русская философия – часть философской культуры человечества. Она тесно связана с мировой философией, но при этом обладает значительным своеобразием. Русская философия имеет многовековую историю, развитие которой шло не по прямой, непрерывной линии. Ее значимые вехи связаны с этапами развития русской государственности, а в содержательном плане русскую философию отличает большое разнообразие течений и школ, имеющих различную, порой противоположную направленность. В этой связи можно выделить религиозные и атеистические, материалистические и идеалистические, консервативные и либерально-радикалистские, мистические и рационально-логические, интуитивные и позитивистские направления русской философской мысли.

Становление русской философии происходило, с одной стороны, в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны – эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их "прогрессивности" или "реакционности", "полезности" или "бесполезности" для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.

Говоря об особенностях становления и развития русской философии, необходимо затронуть вопрос о ее периодизации. Проблема выбора точки отсчета в истории развития отечественной метафизики не является второстепенной, так как определяет общее поле для наших рассуждений[1]. Широко распространено мнение, что русская философия берет свое начало в XVII—XIX вв., а во времена русского средневековья царит «безжизненная схоластика», либо полная «духовная немота». К сторонникам такого подхода можно отнести А.И. Введенского, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, с определенным допущением — Н.О. Лосского. С другой стороны, ряд современных исследователей (напр., А.Ф. Замалеев, Л.Е. Ша­пошников) считают, что русская философская мысль имела место до периода Просвещенного абсолютизма и развивалась в рамках религиозного миросозерцания, но этот «особый духовный мир», «не только не растворился в церковном православии, но и подготовил развитие всей позднейшей русской философии XVII—XIX вв.»[2] (А.Ф. Замалеев). Эта позиция близка точке зрения В.В. Зеньковского, чей труд по истории русской философии стал классическим. Приведем периодизацию отца Василия Зеньковского:

1. Пролог к русской философии:

А. До Петра Великого.

Б. XVIII век.

2. Первый период — до возникновения систем (XIX век — до 70-х годов).

3. Второй период — возникновение систем (конец XIX века — первые два десятилетия XX века).

4. Третий период — XX век (после 1917 года).

Как видим, отец В. Зеньковский включает философскую мысль периода русского средневековья в общий план истории русской филосфии. Тем не менее, и В.В. Зеньковский, называя период до ХIХ века «прологом», отмечает, что «самостоятельное творчество в области философии… мы находим в России лишь во второй половине XVIII века... [3]»

В исследовательской литературе выделяют и другие периоды развития русской философии:

– предыстория философии, включающая в себя аспекты мифопоэтического и языческо-сакрального комплекса устного философствования древних русичей до V – VII вв.;

– становление русской философии в рамках Киевской, Новгородской Руси и других княжеств в VIII – начале XII в.;

– философия периода феодальной раздробленности средневековой Руси XII – XIV вв.;

– философская мысль московского периода русской государственности второй половины XIV – XVII в.;

– отечественная философия петербургского периода XVIII в.;

– философская мысль «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.;

– советский период русской философии (1917 – середина 80-х гг. XX в.);

– современный этап развития отечественной философии[4].

Особым периодом развития отечественной философии является философия русского зарубежья «первой волны» с начала 1920-х до 1970-х гг. Особенности русской философии подчеркивают ее своеобразие. Рассматривая характерные черты отечественной философии, необходимо постоянно учитывать те общие тенденции развития, которые свойственны философии мировой. Проявляясь под воздействием специфических условий, общее способно влиять на формирование особенного, обусловив отечественный историко-философский процесс. При этом различные направления и школы русской философской мысли, взаимодействуя между собой и обладая отличительными признаками, вместе с тем имеют ряд общих особенностей.

Объектом данной работы является история философии.

Предметом – особенности русской философии (саморефлексия отечественной философской мысли).

Цель – рассмотреть и изучить особенности русской философии в целом и в отдельные периоды ее становления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить точки зрения различных авторов на особенности русской философии и на этапы ее развития;

2. Выделить характерные особенности русской философской мысли;

3. Проследить особенности отечественной философской мысли на разных этапах ее становления и развития:

– на этапе «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.;

– в советский период (1917 – середина 80-х гг. XX в.);

– на современном этапе  (постсоветский период).

4.  Обобщить полученную информацию и сделать выводы.

 

Глава 1. Характерные особенности русской философской мысли

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен"[5]. Впрочем, не смотря на политическое давление, философская мысль развивалась достаточно интенсивно, демонстрируя, при этом, ряд особенностей. Эти особенности были выделены отечественными исследователями, как дореволюционной эпохи, так и современными нам авторами. Представители отечественной философской мысли стремились определить основные особенности русской философии.  

Прежде всего – это онтологизм русской мысли, сформировавшейся на основе античной и византийско-православной традиций. В противовес приверженности западной философии к рациональному основанию, связанному со свойством и особенностями человеческого разума, русская философская мысль, жаждущая общения с Абсолютом, по словам А.Ф. Лосева, в основании всего рассматривает метафизический божественный Логос. Это позволило русским мыслителям во все времена своеобразно отвечать на наиболее глубокие, общие бытийные вопросы.

Следующей чертой отечественной философии является ее неприязнь к отвлеченному мышлению, конкретно-практический характер и борьба против абстрактности «отвлеченных начал». В этом смысле П.А. Флоренский, рассматривая оппозицию русской и немецкой классической философии, говорил о неконкретности последней. При этом он отмечал ее принципиальную неспособность ответить на конкретные философские вопросы, характеризуя немецких классиков как мастеров ухода от конкретных ответов, сравнивая их философию со сплошным завыванием, в котором нет ни одного чистого тона.

Художественная образность как особенность русской философии проявляется, начиная со специфической многомерности трактовки понятия Софии – Премудрости. Эта центральная философская тема, проходящая через тысячелетнюю историю русской мысли, имеет несколько художественно-смысловых оттенков. София – это и олицетворение философской мудрости, и образный храм, воплощающий гармоничность и благоустроенность бытия, и иконографический сюжет трактовки «горней идеи», и совокупность глубочайших мыслей философских теоретических источников, и символически скрытая трактовка пути достижения высшей мудрости.

Русская философия уделяет пристальное внимание религиозной проблематике, что определяет религиозно-христианский характер значительной части творчества отечественных мыслителей. Выполняя одну из возложенных на нее задач по разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения, отечественная философская мысль не стала в один ряд с западноевропейской схоластикой. Основываясь на ключевой тенденции стремления к постижению истины посредством божественного Логоса, русская философия избежала участи стать «служанкой богословия», оперирующей преимущественно категориями, носящими рациональный, формально-логический характер.

Отечественные мыслительные системы отличают самостоятельность, принципиальность и бескомпромиссность, а также последовательное противодействие философским школам оппонентов, «фронтальная критика» их взглядов. Причем эта позиция не является показателем «всеобщей нетерпимости», «непременного обличения» идейного противника. В ней заключено стремление к выражению и отстаиванию своей позиции, постижению истины, а не стремление быть похожим и угодным признанным авторитетам «мировой философии».

Важной особенностью русской философии является ее этико-сотериологическая направленность. Нравственная точка отсчета выделена практически во всех русских философских учениях.Сформулировав уже в «Слове о законе и благодати» данное направление, киевский митрополит Иларион писал: «Христиане же истиной и благодатью не утверждаются, а спасаются…»[6]. Положение о непременной нравственности философии, ее «духовной мудрости» развито в творчестве московского митрополита Даниила. А Максим Грек в этой связи отмечал, что христианская философия «…нужна для спасения души». Данные положения родоначальников русской философии были развиты их последователями и определили одну из черт русской философской мысли.

Отечественная философская мысль отличается историософичностью. Тема мудрости историии постижения ее смысла проходит сквозь всю русскую философию. Причем эта ее особенность неразрывно связана с эсхатологией –представлениями о конце времен и завершении мировой истории. Данная особенность соотносится с самой структурой русского мышления, которое не удерживалось в «средних полосах» освоения бытия и устремлялось к «последнему пределу».

Социальный характер русской философии выразился в поиске оптимального соотношения значимости персонально-личного и общественно-коллективного начал в социальной сфере. В русском сознании и русской философии рассмотрение основных проблем происходит сквозь призму социальности. Практически все русские мыслители в своих философских построениях создавали «проекты» переустройства общества, «модели» его будущего развития. Более того, по мнению А.Ф. Лосева, именно социальность является не только «уделом» русских философов, но и «глубочайшим основанием всей действительности, глубочайшей и интимнейшей потребностью каждой отдельной личности, это то, в жертву чему должно быть принесено решительно все»[7].

Следующую особенность отечественной философской мысли составляет системность мировосприятия, познания, а также способов выражения познанного. Формулируя свои философские взгляды, русские мыслители стремились к мировоззренческому воспроизведению достижений русской и общечеловеческой культуры в рамках системы, что вело к комплексному объединению онтологии и гносеологии с этическими и эстетическими измерениями бытия и познания. При этом антропологизм, тесно связанный с личностным персонализмом, составляет основу системообразующего принципа русской философии. Это та реальность, во взаимосвязи с которой рассматриваются практически все проблемы в русской философии. Однако следует подчеркнуть, что русская философия базируется не просто на человеке-индивиде, носителе биологических, психологических, социальных качеств. Ценность человека как основной категории отечественной философской мысли состоит прежде всего в его персонально-личностных качествах.

Более того, ряд русских философских течений (например, славянофильство и евразийство) наделяет личностными качествами социокультурную сферу и ее отдельные элементы: семью, общину, социальные группы, классы, народ, государство, а также русскую культуру. Примерами в этой связи выступают вводимые категории «соборной» и «симфонической» личности. Совокупность таких личностей, образующих особую социокультурную среду, способствует формированию у отдельного индивида персональных личностных качеств, а также его вовлечению в гармоничную общественную жизнь.

Важной чертой, определяющей специфику отечественной философской мысли, является признание значимости проблем русской государственности, ее духовной природы, а также нравственного характера политической власти. Данная особенность связана еще с византийской традицией и красной нитью проходит сквозь всю историю отечественной философии. В этом смысле философское творчество отечественных мыслителей развивается через учение о «богоугодном властителе» Феодосия Печерского, иосифлянскую идею сильного православного государства, концепцию «Москва – Третий Рим» инока Филофея, последующие философские учения политико-государственной направленности.

Отечественная мысль связана с идеократическим характером русских философских систем, приверженностью к исследованию проблем, связанных с «русской идеей», русским менталитетом, русским характером, русским патриотизмом. Данная особенность отражена в философском наследии различных авторов и проходит сквозь глубину веков с момента зарождения отечественной философии по настоящее время.

Перечисленные характеристики не исчерпывают всей полноты русской философской традиции, однако они обусловливают ее специфику и наиболее важные особенности, определяющие облик отечественной философии[8].

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 703; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!