ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 25 страница



   название, возникло в США в конце XIX в.

и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии

лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" (2:1 -

18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый

день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что

каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого

Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на

иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему

вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое

общение с Богом и "крещение Святым Духом". Они верят, что

освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого

Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее

крупные объединения - "Церковь Бога", "Ассамблеи Бога",

"Объединенная пятидесятническая церковь" - распространены в США

и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче-

ская конференция. Пятидесятники - одна из постоянно растущих кон-

фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и

более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об "освящении"

и "дарах Святого Духа" актуализировано в других протестантских де-

номинациях "харизматическим движением", оказавшим влияние и на

католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова-

телей этой конфессии и в России.

156

 

 

Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло "Международное

общество исследователей Библии". Его руко-

водители после первой мировой войны провозгласили, что "второе

пришествие Христа" уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931

г. они объявили о создании "Общества свидетелей Иеговы". Вероучение

иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства.

Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа

иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен-

ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск-

ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей

Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной.

Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил

Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники

погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче-

ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты-

вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая

башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках

большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей

ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред-

местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на-

шей стране.

Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте-

стантизма, одни из которых существуют несколько столетий

(например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,

унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо-

стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на-

зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят

положения вероучения, несвойственные большинству христианских

конфессий.

Тенденции в современном

протестанцизме   Всемирная миссионерская конференция в

  Лондоне в 1910 г. положила начало эку-

Социально-политические    меническому движению, преследующему цель

позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в

Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий

орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ)

с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные

социально-политические позиции.

Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило,

отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно-

ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность

христианской нравственности для оценки общественных явлений. В

 

157

 

XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского

социализма", началось движение "социального евангелия". Во время

второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление

и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не-

которые примкнули к так называемым "немецким христианам",

приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас-

пространение концепция "ответственного общества", критической

дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы

выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-

вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-

же "теология революции".

Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя

символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам,

1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-

блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность

экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную

и вероисповедную программу.

Различия в современном протестантизме - это не столько рас-

хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями,

сколько различия между тенденциями внутри одной и той же

конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально

ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к

другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных

объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма:

англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-

тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной

среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно

принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются

кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее

применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо-

ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.

Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском

протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг

при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем

европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических

традиций. Следует отметить, что в США только англиканская

епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все

прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-

ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение

восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое

движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот-

рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального

совета церквей Северной Америки, в который входит около 60

деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал-

ся склад религиозности, который многие исследователи и сами

верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван-

 

158

 

 

гелический". Вероучительные различия между ними отступают на

задний план и почти стираются, главным же становится личное

обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять

свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую

деятельность.

В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное"

христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,

созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX

в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке,

Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса

является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их

насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.

Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются

четвертым крупным направлением христианства наряду с ка-

толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них

наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и

символики с этническими религиозными представлениями и куль-

тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах,

соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,

пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.

В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство

протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации

(епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты,

евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные

на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа

(прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен-

ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы

консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация

евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой

информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-

талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм,

эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах

Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и

конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи

и общественного порядка. Многие протестантские объединения

озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества

с нашей страной.

Глава X

ИСЛАМ

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу")

является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль-

манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более

 

159

 

800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство

населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой

влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен-

ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,

Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее

большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-

сточной Азии и Северной Африке.

Возникновение ислама  Ислам возник в начале VII в. н.э. на

Аравийском полуострове. Этот период харак-

теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-

вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию

(Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких

крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко

развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный

политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус-

тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,

ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка-

раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на-

падения соседних государств и племен приводят к экономическому

упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа

неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот-

ребности времени делали необходимым политическое объединение раз-

розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу

осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения

ханифов - ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен,

наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста-

новились обязательными для менее развитых в экономическом отно-

шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя

курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. -

куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.

В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным

камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных

ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме

черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому

она считалась центром религиозного культа для многих племен,

проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку-

рейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили

единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-

теистической религии арабов*

На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,

христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста-

роарабских культов.

160

 

 

Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью

пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх

ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был

пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.

Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,

названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал

к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил

о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо-

рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-

творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не

встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать

отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед

повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее -

Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали

иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-

мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно-

шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу.

От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман-

ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения,

в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному

признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-

шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под-

держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения,

а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу

против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской

знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле-

ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская

община носила не только религиозный, но и политический характер.

Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная

борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630

г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка

превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское

феодально-теократическое государство получило название Арабский

Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам-

меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили

в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро

распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-

ствующую религию арабского государства.

Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением

завоевательных войн, что способствовало расширению границ

халифата.

В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и

Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего

Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.

бЗак.536                                                                                            161

 

 

Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост-

рова.

Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама

   изложены в главной "священной" книге -

Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим

и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль-

манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-

рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по

ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат ал-

кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число

месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-

дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих

принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха

о выполнении своего желания.

Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам-

меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен-

ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран

разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов

(стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по

разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не

по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-

чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха-

тологических проповедей, предписаний, регулирующих

имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы-

товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан-

ской мифологии, древнего арабского фольклора.

Ислам включает следующие основные догматы, признание которых

за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для

всех мусульман:

- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается

с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог

сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и

вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой

и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть

покорность. В противовес христианскому учению о божественной

Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно-

теизма проведен более последовательно, чем в других религиях.

- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес-

телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся

Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су-

ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая -

Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению,

каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые

 

162

 

 

фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!