ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 20 страница



стыри-крепости - дзонги. Всего, монастырей в Бутане, где в XX в.

усилилась светская власть, более 200. Есть среди них такие гиганты,

как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху с более чем тысячей монахов. До

сих пор дзонги - центры экономической, социальной и культурной

жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх

и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат

Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространял-

ся с.XVI в., сейчас проживает около 70 тыс. ламаистов, сохранилось

- более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс. В гима-

лайошх районах Индии и Непала с ламаистским населением очень

сильны позиции добуддийской религиозной системы, обобщенно на-

зываемой "бон".

Чань-буддизм       Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н.

э. и уже в период междоусобиц III - VI вв.

получает значительное распространение, и развитие. В это время близ

столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских

храмов и других религиозных центров. В VI - VII вв. происходит рас-

пад ведущего направления китайского буддизма - чань- на север-

ную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а

в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна

(638 - 713) стали основой для последующего развития в ее китайском

(чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм

в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма,

развитие же свое он получил в работах патриархов Хунчженя (605

- 675), Хуэй-нэна, Мацзу (709 - 788) и др.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия

буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв.

- "не-Я") и др., основной упор в их постижении последователи чань

делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные сред-

ства (метод "внезапного озарения" - "сатори"). Для этого, кроме соб-

ственно медитации ("чань", или "дхьяна"), активно использовались

парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и

гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве

боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как

 

124

 

 

считалось, можно было достичь также анормальным ("недостойным")

поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д.

Многие специалисты считают чань ответом, реакцией

традиционных направлений китайской общественной мысли на интел-

лектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически

отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань,

нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет

без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В ут-

верждении о непостижении истины в словах и знаках чанъ внешне

сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии

именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философ-

скую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции,

а не наоборот.

Эпоха Суй-Тан (VI - X вв.) была в Китае периодом наивысшего

расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм

государственным учением. Однако уже в IX в. целым радом

антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600

монастырей и храмов. Борьба трех основных религиозных

Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства - продолжалась, и в XIII

в. буддизм был вновь объявлен государственной религией империи. В

последующем он выступая в качестве оппозиционного официалъному

конфуцианству учения.

Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно

успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, осо-

бенно в своей японской разновидности - дзен.

Буддизм            На территории нашей страны буддисты

в нашей стране             проживают в Бурятской, Калмыцкой и

                                                   Тувинской республиках, где распространен

ламаизм школы гелукла. Народами, населяющими эти регионы,

буддизм был воспринят еще в средние века.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой

возрождение традиционных ценностей, в первую очередь буддийских,

воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ла-

маистские и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во

многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все

более важную социальную роль. В школах обучают национальному

и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с осно-

вами тибетской медицины.

Кроме указанных районов традиционного распространения

буддизма все больше общин образуется в различных городах и ме-

стностях страны. Крупнейшей из них является Санкт-Петербургское

общество буддистов.

 

125

 

 

Глава IX

ХРИСТИАНСТВО

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические      Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.

условия возникновения      о несомненной близости первоначального

и распространения   христианства иудейской общине эссенов

христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-

логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-

ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в

христианства    отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-

ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная

история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

 

126

 

 

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-

цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-

там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-

ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения

оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.

50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до

н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской

традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве

внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути

познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем

как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,

названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-

метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для

всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-

текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-

венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а

всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-

щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

 

127

 

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-

мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-

сение предполагает строгую оценку собственной жизни,

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов,

эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.

Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток

средиземноморской культуры.

Споры о личности   Сколько существует христианство, столько

основателя христианства продолжаются споры о личности его основа-

                                                         теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные

в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях

и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-

шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для

вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры

об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -

мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не рас-

полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической

личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя

после описанных в них событий, не содержат реальной исторической

основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не

говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,

о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.

Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения

мифологическая школа считала внепалестинское происхождение

христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-

ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-

турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,

разночтений, неточностей.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал

ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-

учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда

евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-

вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской

фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-

тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-

ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -

после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-

поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-

 

128

 

ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все

основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-

поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится

о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как

факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других

источников, относящихся к первым векам христианства. В последние

годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей

исторической школы.

Превращение христианства      К середине I в. в христианстве отчетливо вы-

в государственную религию     явилось множество различных направлений,

РИМСКОЙ империи              которые вели горячие споры друг с другом и

                                                       с внешними идейными конкурентами. Ран-

нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего

христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим

для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную

 искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-

дей посредником между Богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования

основных догматических представлений усилился процесс отхода от

иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности

после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления

иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-

нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже

имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская

знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной

практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный

срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,

епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-

доточивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от

прежних демократических тенденций, все настойчивее становится

стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-

ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки

превратить в таковую одну из национальных религий, в частности

римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем

народам империи. Былые гонения христианства римским государством

 

53ак.536                                                                                            129

 

 

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-

ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил

начало превращению христианства в государственную религию

Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-

рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-

равший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-

за утверждение    лялся сразу в законченном виде, а после того

христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,

и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-

ратились.

Как до, так и после Никейского собора между различными груп-

пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-

лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,

воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария

(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.

Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог

определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-

дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-

ятельная личность.

На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе

были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-

ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-

полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа

Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.

В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг

догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-

стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла

сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.

Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И

только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал

орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-

ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-

ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!