ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 16 страница
торых - исключительная прерогатива императора, скрытая и
таинственная жизнь императорского дворца за стенами Запретного го-
рода способствовали порождению раболепия и покорности подданных.
Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти
Дракон, могущественное и всесильное мифическое животное.
Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего осно-
вателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949 г. и в
годы культурной революции учение Конфуция было полностью отбро-
шено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты
широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических
китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются
большим уважением.
§ 6. Даосизм
Даосизм возник в IV - III вв. до н. э. По преданию, тайны этого
учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан-ди).
В действительности истоки даосизма восходят к шаманским -веро-
ваниям и учению древних магов, а его воззрения изложены в "Каноне
о пути и добродетели" ("Даодэцзине"), приписываемом легендарному
'мудрецу Лао-цзы, и в трактате "Чжуан-цзы", отражающем взгляды
философа Чжуан Чжоу (IV - III вв. до н. э.). Как целостная система
98
даосизм восходит к трудам "Лэ-цзы" (ок. IV - III BIB. до н. э.) и "Ху-
айнань-цзы" (II в. до н.э.).
Философские воззрения Главная категория даосизма, дао - своего
рода закон спонтанного бытия Космоса, все-
|
|
общий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее;
произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него
вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и за-
вершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао
- это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (до-
бродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "есте-
ственности", под которой имеется в виду "гармония мира" - слияние
человека с природой.
Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" -
отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естест-
венным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель
упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает
смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое
целое, стремится к гармонизации противоречий.
По "Чжуан-цзы", жизнь и смерть лишь ступени всеобщей мета-
морфозы. Человек-микрокосм, как и универсум, вечен: со смертью его
физического тела дух растворяется в мировой "пневме". Бессмертие
достигается путем слияния с дао как источником жизни с помощью
религиозного созерцания, дыхательного и гимнастического тренинга,
|
|
сексуальной гигиены, алхимии и т. п.
Отшельники-даосы уединялись на лоно природы и стремились
слиться с нею для достижения гармонии. Достижение бессмертия и
в минимальном варианте долголетия предусматривало, во-первых,
"питание духа". Человек рассматривался даосами обиталищем мно-
гочисленных духов, скоплением божественных сил. Этой системе-те-
лесных духов соответствовала иерархия небесная. Духи на небе вели
счет добрых и плохих дел и определяли, срок жизни человека, призы-
вали блюсти заповеди, быть добродетельным. Во-вторых, условием
долголетия является "питание тела" - соблюдение строжайшей диеты
(идеально для даосских мудрецов - питаться собственной слюной и
вдыхать эфир росы) и дыхательная гимнастика, привлекающая в
организм животворящий эфир.
Философские построения, древнего даосизма стали фундаментом
религиозного учения даосов в средние века как части синкретического
комплекса "трех учений", наряду с конфуцианством и буддизмом.
Видными представителями средневековой даосской мысли были Гэ Хун
(IV в.), Ван Сюаньлань (VII в.), Ли Цюань (VIII в.), Тянь Цяо (Тань
Цзиншэн) (X в.), Чжан Бодуань (XI в.). Конфуциански образованная
|
|
интеллектуальная элита проявляла интерес к философии даосизма,
особо привлекал древний культ простоты и естественности: в слиянии
4*
99
с природой обреталась свобода творчества. Внимание к даосизму осо-
бенно усилилось после падения династии Хань, когда конфуцианство,
как официальная религия, исчерпала свои возможности. Даосизм
воспринял некоторые черты философии и культа буддизма в процессе
адаптации последнего к китайской почве: буддийские понятия и фило-
софские концепции переходились в привычных для китайцев даосских
терминах. Даосизм воздействовал на развитие неоконфуцианства.
Эволюция Даосизм оккультный, связанный с магией и
верований и институтов физиогномистикой, привлекал широкие на-
родные массы и часто был объектом нападок
со стороны властей, видевших в нем выразителя бунтарско-
эгалитаристских традиций. Даосские воззрения становились идейной
базой тайных обществ ("Путь Великого равенства", "Учение Белого
лотоса" и др.) и знаменем крестьянских выступлений (например, вос-
стания "Желтых повязок" в 184 г.).
Разработав учение о Западном рае, месте обитания богини Сиванму
- нерожденной Матери, прародительницы всех людей, даосы обосно-
|
|
вывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости. По-
пулярность этих идей усиливалась и тем, что их сторонники были
врачевателями, гадателями, предсказителями.
Даосская религия восприняла древние анимистические верования,
культ Неба и культ святых мудрецов. Выйдя из недр народных ве-
рований, даосизм средневековья был неразрывно связан со всеми ас-
пектами быта и духовной культуры китайцев. Даосы верили в царство
демонов, где мучились души грешников, и населенные божествами Не-
беса, уготованные для праведников. В средние века учение о бес-
смертии обернулось культом долголетия, а доктрина дао как источника
жизни - культом многодетности, богатства и т. п.
Ярким выражением синкретизма стал пантеон даосизма, вклю-
чавший в .иерархию божеств легендарных правителей, мифических ге-
роев и мудрецов, видных представителей конфуцианства, различных
исторических деятелей. Наибольшей популярностью пользовались
поборники справедливости и правого дела - восьмерка бессмертных
мудрецов, наделенных чертами людей и волшебников.
Во II в. возникает институциализированное направление "Путь не-
бесных наставников". Первый его глава - Чжан Даолин (I - II в.)
якобы получил откровение от Лао-цзы и право быть его наместником
на земле. Его титул "Небесного учителя" передается в роду Чжан по
наследству, вплоть до настоящего времени. В IV в. возникали даосские
школы "Высшей чистоты" и "Духовной драгоценности". Они уделяли
значительное внимание приемам медитативного созерцания.
С IV - VI вв. многие положения даосского учения подверглись
пересмотру и все более пользовались официальным признанием. Стала
создаваться обширная иерархически построенная организация. Был
100
выработан даосский канон. В V11 - VIII вв. возник институт мона-
шества ж монастыри. В VII в. на севере Китая появляется много школ,
и одна из них - "Учение совершенной метины" - сохранилась до
наших дней.
Поздние даосы пытались превратить свое учение в государственную
религию. Они разработали по буддийскому образцу заповеди, сос-
тавили список заслуг и проступков добропорядочных подданных. Са-
мые суровые кары полагались за государственную измену и бунт.
Танский дом вел свое происхождение от официально обожествленного
Лао-цзы.
Даосизм оказал сильное влияние на культуру, на традиционные
формы знания. Занятия алхимией способствовали накоплению богатого
эмпирического материала в области химии, в традиционной медицине,
как в теории, так и на практике: в иглотерапии, фармакологии. Да-
осские сочинения сохранили рецепты лекарств, описание свойств ме-
таллов и минералов.
В наше время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане
и среди китайских эмигрантов. Религиозные синкретические группы,
практикующие и даосизм, подверглись в КНР разгрому в 1960-х годах,
а с начала 80-х активно восстанавливают свое влияние почти пов-
семестно, и особенно на периферии. Активно действующие храмы бо-
жеств китайского пантеона обслуживают шаманы-медиумы,
гомеопаты, предсказатели судьбы, хироманты, физиогномисты. Да-
осские храмы, монастыри и святые места посещают сотни тысяч ве-
рующих.
§7. Синто
Формирование синто Синтоизм сложился в VI - VII вв. Термин
"синто" ("путь богов") появился в средневе-
ковье. Мифологическая традиция, содержащаяся в первых японских
письменных памятниках, отразила сложный путь формирования систе-
мы синтоистских культов, в которую вошли божества племен Север-
ного Кюсю, пришедших в Центральную Японию, и боги обитавшего
здесь аборигенного населения.
Местные боги были потеснены, верховным-божеством стала "сол-
нечная" богиня Аматэрасу, "создавшая" японские острова и
отправившая на землю своего мужа Ниниги, положившего начало "бо-
жественной" императорской династии.
Первостепенное значение для древнего японца имели родовые бо-
жества- "удзигами" ("удзи" - род, "ками" - божество). В функции
"удзигами" входило охранение рода, покровительство жизни и разно-
образной деятельности его членов. Помимо родовых божеств большое
значение имели божества - повелители природных стихий: землетря-
101
сений, ураганов, дождя и снега, а также многочисленные ландшафтные
божества, которыми японец населял весь окружающий мир. Любая го-
ра, холм, лес, река, водопад имели своего ками - бога-охранителя,
сила действия которого, распространялась именно на этот район и, как
правило, здесь превышала возможности главных божеств синтоистско-
го пантеона.
В культе богини Аматэрасу три "божественные" регалии - зерка-
ло, меч и яшмовые подвески. Согласно мифологической традиции,
богиня солнца передала их своему внуку Ниниги, отправляя его на
землю с наставлением - освещать весь мир и править им, покоряя
непокорных. Возникла также приспособленная к жизненной практике
трактовка регалий как символов важнейших добродетелей: зеркало -
символ честности, яшмовые подвески - сострадания, меч - мудрости.
Наивысшее воплощение этих качеств приписывалось личности импе-
ратора. Главным синтоистским храмовым комплексом стало святилище
в Исэ - Исэ дзингу (основано, по-видимому, в конце VII в.). Исэ
дзингу считается, святилищем Аматэрасу, где отправляется ее культ
как верховного божества и божества-прародителя императорского до-
ма, а через него и всех японцев.
Синкретизация В конце V - начале VI в. в Центральной
Японии усилилась, борьба между главами
родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался и
расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне-
феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла
во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ
с жреческим - Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали
иноземную религию - буддизм. Первые упоминания в источниках о
проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство
корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю
несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья-
Муни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато
гораздо раньше.
В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи
культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде цар-
ской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое
"неземное", "божественное" происхождение. Стремлению к власти
родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа
конфуцианства с ее четким иерархическим делением общества и стро-
гой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое внимание
японца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней
почтительности и сыновнего долга - для низших слоев этот принцип
однозначно реализовывался в культе предков, для высших столь же
однозначно - в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении под-
данных "божественной" династии правителей.
102
Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном
воспроизведении на японской почве заимствованных с материка го-
сударственных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритет
приобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинается
широкое распространение буддизма, строятся многочисленные
буддийские монастыри и храмы, им предоставляются земли, рабы, вы-
деляются значительные средства из казны.
Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами,
что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить
от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охраните-
лем какой-либо местности, деревни и т, д. В обширном пантеоне
синтоизма к этому времени появилось деление богов на "небесных и
земных", отражающее стремление царей Ямато укрепить свой
религиозный престиж: "небесные" боги, проживающие в "Небесной-
стране", объявлялись прародителями царского дома, "земные" - пра-
родителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвы
естественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфера
отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто.
Синто, возникшее как религиозная практика земледельческой
общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм
же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к
личности. Местные верования и буддизм поделили между собой
жизненную практику японца: светлые радостные события - рождение,
вступление в брак - остались в ведении родовых богов, возглавляемых
"солнечной" богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как сквер-
на, взял под защиту буддизм, представив концепцию "возрождения",
"спасения в раю Будды". .
Так постепенно происходило слияние двух религий - синкретизм,
в японской терминологии "рёбусинто" - "путь буддизма и синто". Не-
маловажное значение имела правительственная деятельность, оказы-
вающая официальную поддержку местным культам. В кодексе законов
"Тайхорё" (701) отмечалось создание специального ведомства
дзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), в
функции которого входила синтоистская обрядность во время государ-
ственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных
государственных святилищ. Другим способом поддержки взаимо-
действия двух религий были правительственные указы о местных ками
- как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходит
соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав-
ной и сокровенной церемонии, как "вкушение плодов нового урожая",
-на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и соору-
жение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храма
Тодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили "совет" у Ама-
тэрасу. Местные синтоистские боги "подсказали" место на севере стра-
ны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но
103
высшей формой религиозного синкретизма являлась концепция
"хондзи суйдзяку", согласно которой божества синтоистского пантеона
могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв.
Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды
"Бриллиантового света" Вайрочаны.
Тэнноизм Этапом развития синто стало возникновение
концепции "Исэ синто", главной целью кото-
рой было укрепление культа императора. Одной из причин появления
этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ,
особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261
- 1281). Тогда небывало возрос культ "обитавшей" в Исэ "пра-
родительницы" императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь
своим потомкам -божественный ветер "камикадзе", дважды разметав
флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие "Исэ синто" во второй
половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допуска-
ющего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием
была не принадлежность к императорскому роду, а крупные
политические и общественные деяния. Это отражало общую ситуацию
в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло
военно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшее
власть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культа
синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 - 1572), боровшийся
за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения
себе как ками. Обожествлен был ц его сподвижник диктатор Тоётоми
Хидэёси (1536 - 1598). По завещанию сегуна (главы военно-феодаль-
ного правления) Токугава Изясу надлежало построить несколько
святилищ и часовню для поклонения его духу.
В период правления токугавской династии (1603 - 1687)
различные течения конфуцианства обогащали синто этическими иде-
ями, создавая широкую основу для активизации синто - конфуциан-
ского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на
историческом материале обосновать культ и институт императорской
власти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы раз-
вернуто и скрупулезно излагали идею достоверности происхождения
и действий божественной династии японских императоров, под-
черкивали роль "тэнно" (императора) как источника и носителя
"национальной" самобытности. Возрождалась забытая мудрость древ-
него "Пути" - "мити" (кит. "дао") Японии, восстанавливался "синто
древности" ("фукко синто").
Идеи защиты императора, реставрации императорской власти
стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение
системы сёгуната.
Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной веков
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!