ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 13 страница



бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-

негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая

породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана - божество,

олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-

воители, что было связано с истребительными войнами, характерными

для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому

обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,

образование племенных союзов. Соответственно этому происходил

синтез религиозных представлений. Во главе политеистического

 

78

 

 

пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется

генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в

том, что, признавая существование многих богов, та или иная

общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь

одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается

всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому

обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной

практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к

духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по

образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития

человеческого общества отношения с душами умерших и духами

рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения

людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают

характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные

жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам

высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь

богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-

ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны

жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих

и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких

мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-

ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером

жреческого знания, передающегося из поколения в поколение.

Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся

средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с

храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти

укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается

в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-

вается новая страница в истории религии, страница, повествующая

о развитии и функционировании религиозных систем государственно

организованных народов.

Глава VII

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Индуизм

Индуизм - религиозная система, теснейшим образом связанная

с историей и специфической социальной структурой народов Южной

Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700

млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной

 

79

 

Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). Большинство

составляют индуисты и в королевстве Непал.

Возникновение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-

основные направления  ных компонентов, в результате которого

возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи

лет назад; системообразующим фактором стала религия древних

арьев. Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, ха-

рактерных для периода становления классового общества (опреде-

ляемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах -

сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее

существенными чертами этого комплекса можно считать представ-

ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-

му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,

"дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через

посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-

лу, описанному в Ведах, жертву богам.

К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-

менного общества, становления государств, включения все новых эт-

носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,

племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе

ведических представлений религиозно-философской системы, опре-

деляемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной,

ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана),

- стали помехой для общественного развития. Не соответствовал

брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-

шей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского

общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные

связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому

ритуалу.

Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, вы-

держав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точ-

нее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные

потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием

с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив пред-

ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-

мана как посредника в общении людей с богами, сохранив Веды в

качестве священных текстов (но снабдив их многочисленными ком-

ментариями), индуизм тщательно проработал понятия перерождения

души в мире (сансара) согласно закону воздаяния (карме), опреде-

ляемого прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы,

касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чисто-

той индивида, родившегося в соответствующей касте. Нарушение же

правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-

века и влекло не только прижизненное наказание (например, исклю-

 

80

 

 

чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-

дующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне

социума (в группе внекастовых "неприкасаемых" - изгоев общества)

или в образе животного.

Освоение- индийской цивилизацией обширной племенной

периферии, включение в систему общественного разделения труда все

новых и весьма архаичных этносов в качестве каст делали нор-

мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-

лее эффективной, чем органичнее он включал в себя местные культы.

Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с

мифологической сложностью и множественностью пантеона. Социаль-

но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-

щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния - кармы,

почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-

ставление о воплощениях богов - аватарах, их явлениях - манифес-

тациях. Обряды поклонения богам могут быть самыми

разнообразными, фактически ритуализованы (и подконтрольны брах-

манам) многообразные социальные и даже физиологические прояв-

ления жизни. Очередное пребывание человека в этом мире

сопровождается циклом обрядов - от зачатия до смерти. Единой

религиозной организации в индуизме нет.

Исторически индуизм оформился в два основных направления -

вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали воздействие мощного ком-

плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-

ты, в которых идея и символика плодородия, роль женского начала,

экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были

очень велики. Созвучные идеям позднего брахманизма представления

и практика тантризма повлияли на генезис таких явлений, как ас-

кет-йогин, отшельник-садху.

В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача-

ла, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме

наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция кото-

рого- использовать накопленную подвижничеством энергию на раз-

рушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному,

внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точ-

нее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или

Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-

лезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в боль-

шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских

женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым

символом единства Шивы и его женской половины является весьма

абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетиче-

ская могущества - их половых признаков: йонилингама и ардханари.

Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на пер--

 

81

 

вый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя

мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в

различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитае-

мые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель

демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и

символике, но в общем бог-защитник. Популярность этой аватары

Вишну в новое и новейшее время объясняется не в последнюю очередь

личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-

рактером его образа и культа. Именно кришнаизм наиболее ярко вы-

разил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего -

идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрица-

ющей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии

породил сикхизм.

Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма -

Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой

практике заметной роли не играет.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев

фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или

Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо

второстепенные божества из их окружения, действующие лица бога-

тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто

поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,

Ганеше - слоноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Ха-

нуману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в борьбе с демоном Ра-

вавок" йонилингаму Шивы, змеям-нагам - подземным божествам и

повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-

таси Шивы Бхайраву, карающему за проступки. Огромное значение

имеют паломничества к наиболее почитаемым храмам и к водам свя-

щенных рек.

Особенности Условия формирования и развития индуизма

философских воззрений определили своеобразие его философской

                                           системы. Яркая, сочная, богатая и многооб-

разная, рассчитанная на все уровни индивидуальною сознания, эта

религиозная система отличается своей плюралистичностью.

Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-

лонением основной триаде - Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-

ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания

в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым

из которых были закреплены определенные функции, а также в

зависимости от направления в индуизме, которого придерживался

индивид, будь то шиваизм, вишнуизм или их многочисленные раз-

новидности.

В сфере философии индуизм разработал проблему соотношения

общего и частного, конечного и бесконечного, единства Космоса, Абсо-

 

82

 

 

люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-

работке понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-

ных характеристик, имеющих единицей космического времени "день

Брахмы", равный 4320 млн. астрономических лет. Отсюда представ-

ления о бренности и сиюминутности настоящего, определившие

квиетизм, умозрительность и созерцательность философских систем,

основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает

доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и

поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого

индуистского культа является реализация связи с его объектом, исчез-

новение противопоставления индивидуальной души (атмана) мировой

(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-

ление Пракрити (природы) Пуруше (вселенскому Человеку, обобщен-

ному духовному образу Вселенной) также должно исчезнуть, подобно

противопоставлению своего "я" конкретному объекту индуистского

поклонения.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями

индуизм разработал определенные нормы общественных установлений

с детальной регламентацией поведения в зависимости от места

индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-

же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре

периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья - ученичество, гриха-

стха - главенство в семье, ванапрастха - отшельничество, саньяси -

аскеза и отрешение от земного.

Реформация индуизма    Одну из наиболее серьезных трансформаций

индуизм претерпел в XIX - XX вв. В этот

период не раз доказывавшая прежде свою уникальную гибкость и спо-

собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-

лучила сильный стимул к развитию. Толчком послужило

распространение культуры и религии британских завоевателей, начав-

шееся в стране под их влиянием быстрое развитие буржуазных отно-

шений. В таких условиях и были предприняты первые попытки

реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся

бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Обладавший

широким кругозором и эрудицией, изучивший ряд языков (в том числе

английский, арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-

гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии

национальных газет и светских школ - колледжей, а также создал

в 1828 г. религиозное общество "Брахмо самадж" - "Общество Брах-

мы", единого Бога, которому должны были поклоняться не только

индусы, но и мусульмане и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ-

 

83

 

 

ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-

частую трудно либо вовсе невозможно разделить религиозную рефор-

мацию и просветительство. И именно в работах Рам Мохан Роя

наиболее отчетливо прослеживаются просветительские тенденции в

критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом

смысле как важнейшем критерии подхода к обычаям и вероучитель-

ным положениям.

Значительный след в реформации индуизма оставило созданное в

1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество

"Арья самадж". Близкое к "Обществу Брахмы" по реформаторскому

духу, по монотеистическому толкованию Вед и стремлению избавиться

от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия женщин и

других наиболее одиозных установлений традиционного индуизма,

"Арья самадж", однако, отказалось от сближения с другими религиями,

провозгласив лозунг "Назад, к Ведам!". Обращение к древней

индийской традиции стало одним из важнейших слагаемых широкой

популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то

время как численность "Брахмо самадж" не превышала 10 тыс. че-

ловек). Важно отметить, что индийское реформаторское движение, в

целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло

крестьянских масс, как в Европе, и с течением времеди движение

реформации "навстречу массам" все более опиралось на индуистскую

традицию, на постепенное восстановление наиболее важных черт

индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,

как политеизм, хотя и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к

новым общественным требованиям, индуизм тем не менее по-преж-

нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,

привычных формах.

Наиболее успешную попытку примирения реформаторских и орто-

доксальных взглядов предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-

макришна Парамахамса (1836 - 1886), учивший, что каждый

определенный круг решения религиозных проблем и соответствующие

формы культа составляют одну из стадий познания единого Бога.

После смерти Рамакришны его последователями была создана

всеиндийская неоиндуистская организация, получившая название

"Миссия Рамакришны". Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-

макришны Свами Вивекананда (1863 - 1902) сделал следующий шаг

в создании учения, цель которого - охватить не только все

религиозные и морально-этические учения, но и вообще все духовное

начало в мире. Развивая мысль Рамакришны об истинности и не-

противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к реальному

воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все

дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в своих

 

84

 

 

действиях в первую очередь руководствовался постулатом: "Европа

должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преу-

спели в развитии одной фазы человечества, они - другой. Соединение

обеих - вот что необходимо". Миссия Рамакришны, основанная им в

1897 г. как всемирная организация, распространяет сегодня идеи не-

оведантизма по всей Индии и в десятках стран мира.

Индуизм   Активное включение индуизма в политичес-

в политической жизни           кую жизнь страны началось в XIX в. в общем

современной Индии              контексте борьбы индийского народа против

                                           колонизаторов и протекало параллельно с

процессом трансформации этой религии, вызванным коренными струк-

турными изменениями в жизни индийского общества, и прежде всего

становлением и развитием капиталистических отношении.

В политике Индии 80-х годов XX в. "индуистский фактор" пре-

ломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма,

включающего апеллирование к традиции, использование идей,

понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей,

отождествление религиозной и этнической общности ("индиец -

= индуист, индус"). Отчетливо обнаруживается историческое противо-


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!