ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 24 страница



 

несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом

любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

В организационной структуре протестантских церквей выразилось

влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных

запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут.

Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего

священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу

крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем кре-

щенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в

общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины

избирают или призывают специальных служителей - диаконов,

пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление куль-

та, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым,

почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь

составляют основу богослужения. Большое значение имеют также

индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.

Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унасле-

дованные от католического церковного года, главным образом связан-

ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения

включают в свой календарь гражданские праздники, например День

благодарения в США.

Лютеранство Церкви, названные впоследствии люте-

ранскими, или евангелическими, оформились

в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет

Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет

свои вероучительные книги - "Аугсбургское вероисповедание" (1530),

катехизисы М.Лютера, "Книгу согласия" (1580). В лютеранстве сох-

раняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация),

литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в

1526 г. создана "Немецкая месса и последование богослужения", пере-

веден на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лю-

теранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения

духовенства и алтарь.

Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии,

Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75

млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов.

В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который под-

держивают около 50 млн. верующих.

Кальвинизм Наиболее последовательное воплощение де-

мократические требования нашли в

цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в

швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в

 

150

 

 

реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным

источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных до-

кументов не ограничивается. Авторитетными для теологов и пропо-

ведников остаются написанные Ж. Кальвином "Наставления в

христианской вере" (1536 - 1559), в которых систематизируются идеи

М. Лютера и других реформаторов, "Церковные установления" (1541),

"Женевский катехизис" (1545), а также "Шотландское вероиспове-

дание" (1560), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и др.

Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы,

свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как

символические обряды. Проповедь является центральным элементом

богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.

Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина

о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних

к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается пото-

му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше.

Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась

кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер-

квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз-

нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание

нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла-

годати.

Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма

принципы "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Ж. Кальвин

учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе

у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля-

емые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь дол-

жна пониматься как исполнение долга и движение к цели,

поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится

не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько

энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии

в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить,

что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде-

тельство возможной избранности.

Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про-

тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях

Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли

кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших

радикального "очищения" (отсюда - пуритане) английской церкви,

господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты

Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины

пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами,

составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ-

ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле-

ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили

 

151

 

 

конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са-

мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.

Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца

XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер-

квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж-

дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире

насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре-

гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей-

царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде,

Австралии.

Англиканство      С началом Реформации в Германии известия

о деятельности Лютера и протестантские

сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную

почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 - 1547)

был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри,

производилась секуляризация церковных владений, прекращался

культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547

- 1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская

литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное

движение не было прервано и кратковременной победой католической

партии при Марии Тюдор (1553 - 1558), когда были казнены многие

протестанты. Правление Елизаветы (1559 - 1603) стало временем

стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и

литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры,

так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о

спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка-

толицизма, но проводится реформационное учение о Священном

Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только

верой, признаются два таинства - крещение и причащение, отверга-

ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому

вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со-

общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения

мессы.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть

общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому

типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле-

ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы

Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан.

Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот-

ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах.

Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный

орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен-

терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских

 

152

           

 

церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до-

пущены и женщины.

Квакеры    В XVII в. возникло "Христианское общество

друзей внутреннего света". Его основатель

ремесленник Дж. Фоке (1624 - 1691) провозгласил, что истина веры

проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические

приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они

подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед

Богом, последователи этого движения .получили название квакеров (от

англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней

беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около

200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых

других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет

друзей".

Методизм     Как попытка преодолеть религиозный

индифферентизм в англиканстве XVIII в.

возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли

- Джон (1703 - 1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они

проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Свя-

том клубе", и к новым методам проповеднической деятельности. Джон

Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати,

позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа-

сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель-

ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных

домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской

церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры

до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых

делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После-

дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас-

пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании,

Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.

Меннониты      Эта конфессия, исторически близкая ана-

баптистам, получила в 1544 г. название по

имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), ко-

торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен-

нонитов, изложенное в "Декларации главных статей нашей общей

христианской веры" (1632), провозглашает равенство всех членов

общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить

с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен-

нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в

настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они

проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В

 

153

 

России меннониты разделились на церковных и братских,

сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения.

Международным органом меннонитов является Всемирная конфе-

ренция.

Баптисты  Баптистские общины возникли в начале XVII

  в., первым английским баптистом считается

Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых

погружением. С этим связано и название конфессии, которое

происходит от греч. baptizo - погружать в воду, крестить. Баптисты

требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от

государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В

вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра-

щению. "Общие баптисты" испытали влияние голландского реформа-

тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека

в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших

в Христа. "Частные баптисты" строго следуют кальвинистскому

учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла-

дающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра-

щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины

допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на

молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются

полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление

понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение

с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной

миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными

пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной

Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос-

подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто-

ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию

в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг-

рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно

так называемое "Великое пробуждение", начавшееся в 1720 г., во вре-

мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами.

Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий

протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн.

человек, а с детьми, молодежью и "друзьями" ("приближенными")

последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905

г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские

церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные

организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в

Лондоне образован Всемирный союз баптистов.

Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в

Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и

 

154

 

 

Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется

близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с

выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и

Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза

активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г.

признается последователями этого движения "золотым десятилетием".

Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы,

выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и

газеты. Были созданы христианские молодежные организации,

библейские курсы для подготовки проповедников.

С переменой политики по отношению к религиозным

организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов

были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время

Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены.

В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К

этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в

1963 г. - братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый

съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).

С 1960 г., когда началась новая активизация административной

борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г.

возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали

усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за

гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской

деятельности.

Со второй половины 70-х годов" когда некоторые общины стали

регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три

самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и

автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из

Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и

формирование ими своих объединений.

Адвентисты     В начале 30-х годов XIX в. в США от

    баптизма отделилось религиозное течение ад-

вентистов (лат. adventus - пришествие). Проповедник У. Миллер

(1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго

пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу

"Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в

1843 г., изложенные в обзоре докладов". Преемники Миллера ста-

рались более не называть точных сроков второго пришествия,

ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в "святая

святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто-

рого пришествия.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены

адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную

организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827

- 1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы

вместо воскресенья и "санитарную реформу". Адвентисты не считают

 

155

 

 

душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с

телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек "записан"

у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники

получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на

небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут

воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться

вместе с сатаной окончательному уничтожению.

Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна

подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на

потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование

ряда медикаментов.

Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн.

человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля-

ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.).

В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в.

Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного

оформления, активной проповеднической и благотворительной дея-

тельности вплоть до 1929 г. Общины АСД вновь обрели легальное

существование с 1944 - 1945 гг. С конца 70-х годов создаются

республиканские центры АСД (наиболее крупные - союзы АСД в

Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан

учебно-административный центр с семинарией.

Пятидесятники    Протестантское движение, получившее это


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!