Собственно, текст этой беседы можно было бы поместить в одной главе с Евой Весельницкой. Два таких разных женских лица одной Школы... 8 страница



Н: У каждого свои переживания. И у каждого свое восприятие даже очень простого опыта, не говоря уже об опыте переживаний, случающихся в процессе созерцательных и медитативных практик. Да и слова трактуются настолько по-разному. Если я скажу, что я попала в состояние медитации, вряд ли кто-то меня поймет адекватно. Не говоря уже о более глубоких вещах.

В: Я почему об этом так настойчиво спрашиваю: именно переживания, даже чужие, могут служить для многих людей отправной точкой, либо маяком, к которому человек начинает двигаться, попадая при этом в свои переживания. Вот человек, к примеру, прочитал о каких-то переживаниях Кастанеды, - он никогда ничего подобного не переживет, потому что у Кастанеды своя жизнь, а у него своя. Но, прочитав, ему захотелось попробовать и- вдруг случится свой путь.

Н: Влад, здесь есть целая проблема. Я вообще не понимаю, что можно вынести из моей достаточно простой и заурядной жизни, и я ни в коей мере не стремлюсь к известности. Когда вы позвонили я согласилась побеседовать только из-за желания поддержать тех, кто стремится к изменениям в своей жизни. Но, перебирая свой опыт я не могу выделить в нем что-нибудь яркое или потрясающее. Весь мой опыт очень простой, а жизнь достаточно сложная, хотя я знаю людей, чей жизненный путь намного сложнее моего. И кроме того, я не хочу, чтобы у читателей возникло впечатление, что те переживания, которые со мной случались, есть цель Рейки или какие-то неотъемлемые составляющие этого пути.

 

В: Здесь я не удержусь и расскажу маленькую притчу, которую мне поведал недавно Александр Павлович Марьяненко[10]. Это притча про китайца и павлина. Даже не столько притча, сколько зарисовка. Вот есть павлин, - он яркий и замечательный, у него шикарный хвост, очень красивое оперение и люди приходят специально посмотреть на него. И есть китаец, который этого павлина содержит. Китаец скромен и незаметен. Он ходит в стареньком сером халате. Он всячески служит павлину - убирает за ним, кормит его, чтобы павлин был еще здоровее и красивее и людям было приятно на него смотреть. Так вот - у китайца есть новый красивый халат, но он его не одевает, дабы не отвлекать зрителей от павлина. И реально действующая фигура в этой паре - не павлин, а все-таки китаец, - он создает ситуацию, он через служение павлину дарит людям красоту, сам оставаясь в тени...

Мне, кстати, сейчас интересны не «павлины», а «китайцы», поэтому я и попросил вас об этой встрече.

Н: Я, в свою очередь, могу сказать, что Рейки - это действующая фигура, а я только Мастер Рейки. Несмотря на то, что я знаю и умею еще кое что. Каждый Путь по своему хорош. Чем оказался для меня хорош путь Рейки? Прежде всего тем, что мне никто там не убеждал в том, что я чего-то должна увидеть или почувствовать, как это часто бывает на многих занятиях, семинарах, в разных системах преподавания. Меня никто не заставлял ничего делать и ничего представлять себе. Приветствовалось всегда то, что есть на самом деле, не то, что представляешь, а то, что реально чувствуешь и то, что реально происходит. И мне как-то очень быстро удалось почувствовать и увидеть результаты работы Рейки. Может быть, потому что первая женщина, с которой я работала, была раковая больная и она жива до сих пор, хотя тогда она была уже между жизнью и смертью.

Потом уже открылись мне вещи, которые за целительством. Конечно, подобралась я к этому не сразу. Конечно, я не сразу научилась не примешивать к тому, что происходило, какие-то свои прежние знания, представления и догадки. Не сразу я научилась просто давать Рейки, понимаете, - просто. В этом-то все и заключается, вся глубина, когда ты научаешься просто давать то, что идет. Без всяких ожиданий, моделей, знаменитых аффирмаций, которые пытаются к этому процессу приплести. Поэтому-то я и не хочу говорить о переживаниях и поэтому это самое «просто» есть самое сложное для описания. Сама практика сводилась к тому, чтобы научиться все делать просто. Потом за глубиной этого «просто» всплыло очень много интересного и неописуемого. Как это объяснить людям в словах - я не знаю. Как объяснить то, что произошло, когда я первый раз влетела в это состояние «просто»? Слов для этого у меня нет. Называть это расхожим «здесь и сейчас» мне тем более не хочется, - и заезженно, и ничего не объясняет ничего, а только запутывает.

В: Я прекрасно понимаю сложность передать это словами, но всякий раз хочется подобраться к этому хотя бы меткой метафорой.

Н: Может быть когда-нибудь это и получится.

Еще о Рейки я могу сказать, что оно помогло мне полностью изменить судьбу в самом объемном смысле этого слова. Прежде всего - появились колоссальные силы, чтобы изменения в судьбе стали возможны.

В: Что стоит за словами «изменения судьбы»? Это ведь тоже из тех расхожих выражений, в которые кто вкладывает смысла на копейку, а кто на миллионы...

Н: Вот-вот. Когда о том, как же изменилась моя судьба, меня спрашивали ученики, я нашла для ответа такой образ: всю свою прежнюю жизнь я была похожа на прыгающий мячик. Этот мячик прыгал особенно весело, когда его пинал кто-то другой. А вот после Рейки этот мячик научился прыгать сам по себе, только тогда, когда он хочет прыгать. Изменилось мое восприятие мира, своей и не только своей жизни, отношение к себе.

В: Давайте, чтобы избегать общих слов я буду задавать каверзные вопросы-вставки. Итак: отношение к себе изменилось от какого до какого?

Н: От того, что раньше я жила только ради других, до того что я научилась значительную часть жизни посвящать себе самой. Кроме того, я поняла одну фундаментальную для себя истину: любой разговор с живым человеком важнее для меня и интересней, чем много томов самых авторитетных изданий.

Однажды по телевизору показывали старого дагестанца, который прожил сто двадцать лет. И он говорил какие-то очень простые и, вместе с тем, очень мудрые вещи. Например, о том, что человек не должен быть как тяпка, которая все под себя да под себя, а должен быть как двуручная пила - и себе и людям. Вот можно сказать, что я сейчас приближаюсь к состоянию "двуручной пилы".

В: Можно ли сказать так, что в вашей жизни становится все больше и больше простоты? Причем в этой самой простоте и есть то самое - обыкновенное чудо. И это-то и есть действительно магия, а не фокусы.

Н: Можно так сказать. Но это гораздо шире и объемнее. Простота жизни - обозначение хорошее, но в чем-то недостаточное.

В: Я понимаю, но не получается сказать точнее. Мы здесь на той грани, где любые слова не точны. Можно еще сказать, наверное так, что произошел переход от многоумности к простой житейской мудрости.

Н: Даже еще проще - к самой жизни.

В связи с тем, куда вырулила тема нашего разговора, я хочу рассказать притчу. У одного суфия спросили: «Как вы себя чувствуете?», на что он ответил: «Я чувствую себя, как человек, который проснулся сегодня и не знает, умрет ли он сегодня или нет». Ему возразили: «Как же так? Это же проблема для всех людей». «Да, - сказал суфий, - но все ли это чувствуют?» Вот - не думание о жизни, а чувствование, проживание жизни...

В: А был ли момент некого «фазового перехода» от старого качества жизни к новому? Или все произошло постепенно, как накопление опыта нового качества?

Н: Скорее, накопление опыта нового качества. Я не могу выделить какой-то поворотный момент, когда количество перешло в качество. Было несколько пиковых моментов, когда входишь в комнату, где прожил много лет и вдруг видишь ее совершенно по-новому. Комната осталась прежней, но в тебе что-то изменилось, в восприятии.

Конечно, мы знаем, что мы живем, конечно мы знаем, что жизнь проста в своей сути, но знаем мы это на уровне информации, ума. А вот чувствовать это и действительно знать - совсем другое дело. Для меня знание и информация - совершенно разные понятия. Информацию можно накапливать сколько угодно, но один раз пережив что-то вы получаете настоящее знание. По крайней мере, для меня это происходит так.

В: А вот только ли Рейки виной тому? А то получается, что все дело в Рейки - давайте все подадимся в Рейки и тогда начнем Жить!

Н: Да, я поняла то, что вы хотите сказать. Есть масса других путей и они не хуже Рейки. Так случилось, что мою жизнь открыло именно Рейки. У других людей это может произойти совсем по-другому.

Во многих духовных путях эта энергия известна и используется. И сам способ целительства руками знаком многим Традициям и практикуется на разных этапах обучения. Где-то сначала нужно было очень сильно продвинуться, чтобы тебя научили, как лечить руками, а здесь наоборот, сначала, на первой ступени, человек получает возможность исцелять руками и вместе с тем идет его духовное развитие. Я не думаю, что Рейки лучше других практик и в Рейки быстрее человек подходит к какому-то духовному постижению. Нет. Просто это так случилось для меня. В силу чего - не знаю.

Еще очень важным, что открылось мне в Рейки, я считаю возможность смотреть на луну, а не на палец, который на эту луну показывает . Хотелось бы, чтобы люди интересовались бы не Учителями, а тем качеством жизни, которому эти люди учат. Учителям приписываются какие-то невероятные свойства, которые зачастую уводят людей от самого учения.

В: Да, это вот сотворение кумира из Учителя - явление повальное и увы, имеющее глубокие корни в человеческой психике, так что тут словами не поможешь, - только упорная практика и дерзновение дает возможность перевести взгляд с пальца на луну.

Н: Мне вспоминается еще одна притча про женщину - суфия, которую звали Рабия. Как-то раз она сидела у костра и к ней подошел какой-то известный мистик. Он предложил ей прогуляться по воде, посидеть на середине озера и побеседовать о духовном. Рабия ответила, что не обладает такой способностью и в ответ предложила этому человеку взлететь на облако и, сидя там, поговорить о духовном. Тогда он сказал, что не обладает такой способностью. Рабия сказала: «Свободно перемещаться по поверхности воды могут некоторые насекомые, летать умеют птицы, но ни то, ни другое не имеет никакого отношения к духовности. Поэтому садитесь просто к этому костру!»

Есть, конечно способы и пути развития в себе каких-то сверхъестественных способностей и навыков. Но для меня важны не они, а путь внутрь, к источнику, к «я». Может быть, мне повезло с Учителем, поэтому именно Рейки оказалось для меня таким путем.

В: А у кого вы учились?

Н: Его имя Фокке Бринк. Он голландец. Тогда, в начале девяностых, он жил в Швейцарии, потом в Германии, сейчас в Греции. Он очень часто приезжал в Россию.

Вообще, Мастерство в Рейки это не конечная точка. Это как раз самое начало. С этого и начинается действительно путь Рейки. И он очень непростой.

В: Что происходит, когда идешь этим путем?

Н: Если бы это можно было так вот взять и выразить словами! Вот какие-то вехи жизни, события еще как-то можно описать, а внутреннюю работу. Сказать, что это соединение внешнего и внутреннего мира? Это будет неточно и неправда. Наверное, просто неотделение себя от жизни вообще, но сколь многое таится за этими простыми словами!

В: Правда, я понимаю, что это почти невозможно описать.

Н: Образно можно сказать еще так: стать Мастером легко, а вот быть Мастером - очень сложно.

В: Поясните эту мысль.

Н: Для того, чтобы стать Мастером нужно учиться. В процессе обучения возможны ошибки, на них, собственно, многому учишься. Если же ты стал уже Мастером, то ты все время должен жить тем, чему учишь. Всегда. И тут ошибки и отступления уже непростительны. А сколько искушений! Например, быть не собой, а тем, что от тебя ждут люди.

Вообще, наша с вами встреча очень полезна для меня. Мне приходится искать слова или метафоры для почти невыразимых переживаний. Это ставит меня в очень сложное положение и это интересно.

В: Большая часть действительно глубоких бесед протекает не легко. Особенно когда мы пытаемся не изображать какие-то эпатажные события, чего, например, было много в первом томе, а подойти к сути: что же, собственно, происходит и зачем. Чем сложнее для объяснения, тем ближе к сути. Но я надеюсь, что при этом все-таки может вдруг родиться хотя бы одно точное и емкое для кого-то слово, и это оправдает все наши хождения вокруг да около.

Н: Я немного отвлеклась от вопроса о том, в чем разница между стать Мастером и быть Мастером. Не только в Рейки, - в любой Традиции, - когда человек учится, - он ищет то, что он на самом деле есть. Когда он доходит до того, что может этим искомым быть постоянно, тогда это Мастер.

Что значит быть собой? Как говорится в некоторых буддийских притчах - есть, когда хочется есть, спать, когда хочется спать. Но, это все простые аллегории. Порою хочется, например, простых человеческих отношений. А они не складываются, потому что человек видит в тебе мастера и ставит внутренне на некий пьедестал. И предъявляет соответствующие требования. Бывает наоборот, - человек требует от тебя не чего-то возвышенного, а говорит, что Мастер должен обязательно проявлять свои человеческие качества в каком-то гипертрофированном виде. Кто-то ждет от тебя чего-то очень умного, кто-то - оригинального, а при этом задача-то не зависеть от ожиданий других людей и не идти у них на поводу (а это очень сильное искушение), а быть таким, как ты есть. Для меня это было очень сложно и это то, где все время я вынуждена была быть внимательной. Тем более, когда люди смотрят на Мастера, они подмечают все, - гораздо больше и пристальнее внимание окружающих к его поведению, которое как-то истолковывается. Все это - очень мощная проверка на то, чтобы остаться собой.

В: Мастеру не прощаются ошибки, которые сходят с рук для обычных людей.

Н: Да, ты все время находишься в зоне повышенного внимания. Кроме всего, что я уже говорила, такое повышенное внимание дает еще и очень полезную обратную связь. Тебе действительно укажут на малейшие промахи и ошибки. Вся задача - отделить конструктивную обратную связь от смеси ожиданий с проекциями.

Теперь я вынуждена решать те задачи, на которые раньше могла спокойно закрыть глаза. Это значит, что теперь я до них уже дозрела. Стало меньше поблажек себе.

В: Это продолжение учебы.

Н: Да, мне хочется это особо подчеркнуть, что для любого Учителя важно учиться за счет своей жизни, а не за счет внимания, денег, сил и ошибок своих учеников. Еще важно самому не возвышать себя над людьми, не привязывать к себе учеников, не делать их зависимыми от тебя.

В: Все мы - и Учителя и ученики, как и все люди вообще - в равной степени твари Божии. Это важно понимать и тем, кто считает себя Учителями и тем, кто считает себя учениками.

Н: Если бы все это понимали, то более понятно было бы и древнее изречение: «Люби Бога и делай что хочешь». Я не знаю, насколько у меня это удается, - это не мне судить, - но то, что я стараюсь дать своим ученикам - это как раз возможность идти самостоятельно. В любой момент они могут обратиться ко мне, но я их только поддержу и не буду никуда тащить.

В: Как и за счет чего в вашей жизни произошло это понимание?

Н: У меня есть очень хороший друг в Москве. Мы учились у одного Мастера. Этот мой друг обладает удивительной способностью разбивать стереотипы. И несколько моих зацепок за привычное мировоззрение он разбил.

В: Как это произошло?

Н: Например, как и у большинства людей, воспитывавшихся в советское время, у меня были четкие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ситуация была очень простая: мы вместе поехали в Китай и там, пока гуляли по Пекину, я искала книги по Фэн Шуй, - не те, переводные, которых пруд пруди сейчас у нас, а первоисточники. Мой друг спросил меня зачем мне это нужно. Я удивилась: «Ну как же? Надо же знать, где плохая энергия, а где хорошая». Тогда мой друг очень спокойно попросил меня объяснить ему, что такое плохая энергия, а что такое - хорошая. И все. Многолетний стереотип рухнул от одного простого вопроса. Вообще меня поражает способность этого человека точно сказать слово или задать вопрос, в результате которого меняется вся система ценностей. Очень точное попадание в «десятку» и, вместе с тем, - мягкое. Мы редко встречаемся, но каждая такая встреча - событие, которое разбивает вдребезги какой-нибудь из моих стереотипов.

 

Несколько времени мы пили чай и беседовали при выключенном диктофоне. В это время Наташа произнесла довольно важные, на мой взгляд, слова, которые я попросил ее повторить для записи.

 

Н: Чем дальше вглубь, тем меньше людей, которые тебя могут понять. А у меня все еще есть потребность поделиться тем, что происходит со мной. Но, вероятно, это тоже один из стереотипов, - почему я и не хотела, чтобы это было записано, - это желание найти подтверждение тому, что я переживаю сама, у других людей. Может быть, и это рухнет, но пока это есть. Очень хочется, чтобы был кто-то, кто тебя понимает, а таких людей все меньше и меньше.

В: В недавней встрече с одной женщиной для третьего тома, я спросил - чем же платит человек за вступление на Путь. Ответ был – одиночеством.

Н: Да, пожалуй. И для женщины это, наверное, особенно тяжело. И тут очень важно из страха перед одиночеством не стать «павлином».

В: Понятно, что чем дальше, тем глубже одиночество, но все-таки я почему-то это выбираю. Почему вы, понимая это. делаете такой выбор?

Н: У меня произошло наоборот. Сначала я сделала выбор, а потом уже до меня дошло, чем же я за это плачу, но назад дороги уже не было. И я не сомневаюсь в своем выборе.

В: Что же оправдывается такой высокой ценой?

Н: Некоторое время я увлекалась, - да, пожалуй, дальше увлечения дело не зашло, - суфизмом. Это была не только литература, но и практика. Это долгая отдельная история, которую я не хочу рассказывать, потому что это действительно было только увлечение. Так вот все, что от этого осталось - это мое имя - Нур. Нур означает Великий Свет. Так вот тот Свет, который открывается при движении вглубь оправдывает любую цену. Даже одиночество. Хотя одиночество ли это? Скорее, одинокость. Непонимание. А для некоторых - нежелание понять меня. Одиночество же только потому что на ненастоящее я уже не соглашусь, ненастоящего в моей жизни уже хватило. Настоящий Свет, настоящее понимание, настоящие отношения, настоящие чувства.

Рейки - это не Свет. Кто-то где-то сказал. Что Рейки это некий «поток». И теперь все книги и упоминания о Рейки пестрят этим: поток, поток, поток. В него, дескать надо войти и так далее. Но Рейки это не поток. Рейки это и не Свет. Рейки - это Рейки. Просто для меня оно осветило всю мою жизнь, за это я и плачу. А заплатить - это значит отдать то, чего требует жизнь.

В: Можно ли сказать, что вы живете свою жизнь?

Н: Да. И мне бы очень хотелось, чтобы все люди жили свою жизнь, а не то, что им навязывается. Но это мое желание и даже его я не хочу никому навязывать. Довольно того, что я живу свою жизнь.

Глава 8

 

Майя Успенская


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!