Занятие №4. Семейная педагогика.



Народные традиции воспитания.

       Настоящая любовь, по выражению Сент-Экзюпери, возникает тогда, когда супруги начинают смотреть в одну сторону, то есть учатся вместе любить других людей. Поэтому, выбирая себе мужа или жену надо постараться остановить себя и спросить: «А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моего ребёнка? Хочу ли я, чтобы моя дочь была похожа на ту, которую я выбираю сегодня в жёны? Хочу ли я с ним (или с ней) воспитывать своих детей?». Только ответ на эти вопросы поможет сделать свой выбор.

Без детей очень трудно проявиться настоящей любви. Поэтому появление детей изменяет семью, она словно рождается второй раз. К обычным ролям «муж» и «жена» добавляются новые роли – «отец» и «мать».

       Что же меняется? Два любящих друг друга человека начинают вместе любить третьего, вместе заботиться о нём и трудиться над его воспитанием. Растить ребёнка – великий дар и большое искусство, которое рождается усилием двух людей. Есть мнение, что с появлением детей дом становится местом второй работы. Вы согласны с этим? (Участницы пробуют дать ответ на это вопрос и прокомментировать его) В этом утверждении действительно есть доля правды. Священник Илия Шугаев очень точно роль отца и матери сравнил с руками настоящего мастера, в которых через долгое старание, усилие и терпение рождается чудо. И это чудо – человек с уже сформированными принципами и мировоззрениями, нравственной культурой и воспитанностью, которые были заложены родителями. «Две руки мы назовём мастерскими не тогда, когда они научатся друг другу подстригать ногти и натирать друг друга кремом, а тогда, когда в одной руке будет заготовка, а в другой резец, и в результате взаимного согласного движения двух рук будет рождаться произведение искусства».

       Во все времена и эпохи понятие «воспитание» было неразрывно связано с понятием «семья». Воспитание было разным: семейно-сословным, домашним, домостроевским. Менялись традиции воспитания, но сам по себе процесс оставался приоритетом семьи. Даже в те времена, когда педагогика не имела научного обоснования и не всем были доступны книжные знания, традиции семейного воспитания существовали. В процессе воспитания присутствовали свои правила и законы, каноны и требования.

Эти «неписаные» традиции воспитания, которые своими корнями уходят в устное народное творчество, сегодня мы называем народной педагогикой. Это традиции, пришедшие к нам, в наши семьи с мудрыми, поучительными фразами наших бабушек и дедушек. Что вам известно о славянских традициях воспитания из рассказов своих родителей? (Девушки пробуют ответить на заданный вопрос)

       Во все времена семья считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания перед общиной и церковью. «В единении сила», - любили повторять наши предки. «С миру по нитке – голому рубашка» - так гласит народная мудрость. Взаимная поддержка и помощь всегда были и остаются важными особенностями славянской семьи. Педагогике многих народов мира был присущ общинный характер обучения и воспитания. Дети окружались заботой не только семьи, но и рода, общины. Самой поэтической и сильной формой воспитательного воздействия на детей было родительское или общинное благословение: «Благословляем вас на ратные подвиги, да не посрамите вы землю Русскую!». «Пусть будет благословен дом твой», - скажет гость, входя в юрту калмыка. «Благословляю тебя, сын мой, на борьбу за правду и справедливость», - говорит башкир. В народной педагогике наказание применялось только в самых критических случаях, а телесное наказание и вовсе не поощрялось: «С помощью побоев не приучишь к труду», «Избиением ребёнка к уму-разуму не призовёшь». В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков. Особенно если это было осуждение со стороны старших членов семьи или старейшин общины.

       Уважение к старшим в семье воспитывалось с раннего детства. Старших членов семьи почитали как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов.

  • «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай»
  • «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

                                                      (дагестанские пословицы)

  •  «Поступай по совету старшего, если даже он старше тебя только на год»
  • «Слово дедов – источник разума»

                                                (осетинские пословицы)

  • «Не тот отец – мать, кто родил, а кто вспоил, вскормил

Да добру научил»

  • «Дети хороши – отцу и матери венец; худы – отцу и матери конец»                              (русские пословицы)
  • « Хто бацьку шануе, той і дзецям добрую долю гатуе »
  • « Без роднай мамачкі заклююць галачкі »

( белорусские пословицы)

       У всех народов издревле приобщение к труду являлось важнейшей обязанностью родителей, рода, общины. С раннего детства ребёнок усваивал простую, но важную истину – труд никогда не бывает лёгким, но только благодаря труду человек развивается и достигает определённого социального статуса. Не случайно в народе говорили…

  • «Всяк человек у дела познаётся»
  • «Не учись нежностям, а учись трудностям»
  • « Без труда и силач немощен, мудрец – глуп, красавец – урод»
  • «Без труда не выловишь и рыбки из пруда»

Даже песенки-забавы для самых маленьких детей учили уважению к труду. Вспомните игру «Сорока»: она кашу варила и деток кормила, а тот, кто воду не носил, кашу не варил, деток не кормил, ничего не получил. Примечательно то, что трудовое обучение в семье было ранним. Это было главным правилом народной педагогики. Например, десятилетняя девочка народа манси была в состоянии вести всё домашнее хозяйство, как и её мать. А у эвенков по традиции нож вручается уже трёхлетнему ребёнку, четырёхлетнему - лыжи, а пятилетнему - весло. Если дедушка готовит снасть для ловли рыбы – внук наблюдает за ним и повторяет все его движения. Юкагиры упражняют малых детей в стрельбе по комарам из маленького лука. У них девочки в 3-4 года уже могут вышивать бисером простой узор, подражая бабушкам, мамам и старшим сёстрам. Взрослый говорит ребёнку: «Делай, как я», - и показывает поэтапно все действия. Во все времена в народной педагогике был особенный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчик – это будущий воин, охотник, рыбак, строитель, отец семейства. Девочка – будущая мать, хранительница домашнего очага. У них в жизни разное предназначение, потому и воспитание должно быть разным: отцовским и материнским.

Народная система воспитания у белорусов держалась на очень важном принципе строгости и требовательности к детям во всём. К родителям обращались на «Вы». Несмотря на строгий подход в воспитании детей, народная мораль осуждала жестокость и резкость. В народной воспитательной практике применялись разные методы: уговоры, угрозы, осуждения, выговоры и как самая крайняя мера – физическое наказание. Народная мудрость гласит…

  • « Не бійце вяроўкамі, навучайце гаворкамі »
  • « Каго выгадуешь з малку, таго знойдзешь у старасці »
  • « Хто дзяцей мае, няхай навучае »
  • « Ад кепскага семені не чакай добрага племені »
  • « Шукай жонку не ў хараводзе, а на агародзе”

В возрасте 12-13 лет опека над сыном переходила от матери к отцу. В большинстве крестьянских семей сын был более желанным, потому что именно сын становился опорой в старости и первым помощником в хозяйстве. Начиная с 4 лет, мальчик вовлекался в посильную работу по дому, мог быть нянькой младшим сёстрам и братьям. С 7 лет сын помогал матери кормить и пасти домашнюю скотину. И только с 12 лет он вместе с отцом начинал выполнять «мужскую» работу по хозяйству: « баранаваць, касіць, апрацоўваць глебу, цяслярыць, сталярыць ». Старший сын после свадьбы отделялся и строил своё хозяйство. Младший сын, согласно обычаю, после свадьбы оставался жить в семье родителей, чтобы досматривать и кормить их в старости.

В семьях зажиточных белорусов существовала особая воспитательная система – « дзядзькаванне » . Шляхтичи отдавали сыновей на несколько лет на воспитание в крестьянскую семью или на панский двор другого шляхтича. Каждый из них стремился сделать из своего сына настоящего хозяина с хорошими физическими и духовными качествами, которые были присущи простому народу. Это трудолюбие, любовь к земле, сила и вынос-ливость, неприхотливость в быту и неразборчивость в еде.

Рождения дочери в семье особенно ждала мать. С возрастом девоч-ка становилась для мамы первой помощницей и советчицей. В народе говорили: «Без дачкі сям’я, што печ без агня». Трудовое воспитание девочки начиналось в 5-6 лет с выполнения несложных обязанностей по дому. С 7 лет они пасли домашний скот, работали вместе с матерью в ого-роде, в поле. В 12 лет девочку учили прясти и ткать. Родительская задача матери состояла в том, чтобы собрать дочери «пасаг», т. е. приданное: «ручнікі, настольнікі, каўняры, насоўкі, панчохі, фартухі, кашулі, спадніцы». Всё это дочери ткали, шили, вышивали и обвязывали с детства вместе с матерью. В возрасте 16-18 лет дочь выдавали замуж, и она уходила жить в другую семью. Если в семье не было сыновей, то, выдавая дочь замуж, родители брали в дом зятя в « прымакі », а землю наследовала дочь. Но даже в этом случае муж становился главой семьи.

Сегодня мы не можем говорить о том, что отец в семье – всего лишь добытчик и защитник. Оба родителя, и отец, и мать, всегда в равной степени несли ответственность за воспитание своих детей. В том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям, много общего. И всё-таки матери отличаются от отцов. Например, игра. Отцы обычно любят играть с детьми энергично, проявляют больше физической силы, предпочитают экстрим. Матери играют по-другому: они вовлекают своих детей в традиционные спокойные, предсказуемые игры. Но что интересно: когда отец берёт на себя основную заботу о ребёнке, он чаще ведёт себя так, как это делает мать. Следует заметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жёсткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. В современной семье, несмотря на то, что вмешательства отца важны, он в процессе воспитания ребёнка стремиться для матери играть поддерживающую роль.

В особенностях отношения отца и матери к ребёнку лежат два основных принципа: отцовский (патриархальный) и материнский (матриархальный). Материнский – это принцип безусловной любви. Мама любит своих детей не потому, что они нравятся ей, а потому, что они её дети. Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но и нельзя потерять её, согрешив. Материнская любовь – это милосердие, всепрощение и сострадание. Отцовская любовь, напротив, должна быть чем-то обусловлена. Она зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения. Отец сильнее любит того ребёнка, который больше похож на него, кем можно гордиться, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость. «Мама – это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина Любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиваться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть» (М. Максимов)

А давайте подумаем, надо ли, чтоб наши родители были похожи друг на друга по отношению к нам, по стилю общения, по характеру? Быть может секрет гармонии и счастья семьи и состоит в том, что они такие разные, но мы их любим?..

В заключение встречи лидер предлагает послушать философскую сказку «Сон о мамах», где ещё раз в подтверждение сказанного звучит мысль о том, насколько важны разные роли и предназначение мужчин и женщин, отцов и матерей в нашей жизни, в семье и воспитании детей.

СОН О МАМАХ

Во дворе и в школе Вася не любил играть с девчонками, ему с ними было совсем не интересно. Но и дома, пока папа был на работе, с мамой тоже было скучно. Как и все девочки, мама не могла как следует играть в машинки или спасателей, а войнушки и сражения она вовсе не любила.

Почему мамы и девчонки такие, - думал Вася. – Кто их такими придумал? Только в куколки свои играть могут, да о платьях и украшениях думать. Нет, гораздо лучше и интереснее было бы, если бы девчонки были на мальчишек похожи.

Мама ушла в магазин, а Вася лёг на диван и стал мечтать о том, как здорово было бы, пока папа на работе, с мамой пойти в лес, разжечь большой костёр, наловить с ней в реке раков. Незаметно Вася уснул и ему приснился необычный сон.

Снится Васе, будто бы все мамы стали похожими на пап: одни в армию пошли служить, другие стали моряками и уплыли на кораблях в далёкие страны, третьи работают целыми днями, да в командировки ездят. А те мамы, что дома остались, совсем разучились готовить еду, стали кормить своих детей чем придётся, не заботятся, не жалеют, а наоборот, стали такими же строгими и суровыми, как папы.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!