Психологические подходы к старости.



Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемы индивидуальной ответственности за своё существование. Экзистенциализм признаёт, что человеческое существование имеет основание – судьбу, но люди свободны создавать на этом основании многое, соответственно своему выбору. Так, один из основоположников экзистенциализма. К.Ясперс считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта, сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого(98). Поэтому старости не нужно боятся, у неё есть свои преимущества, и ослабление страха смерти, мучащего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасой. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавится от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Старик скован телесно, но в то же время сободен от телесности, более духовен. Если человек в старости достиг мудрости – он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, “насыщен жизнью”. К.Ясперс подчёркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возрата и возможным катарсисом старости (98). Понятия катарсиса старости перерасло позднее в идею “последнего взгляда”, о котором писал Ясунари Кавабата: накануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, позволяющую видеть земную жизнь в печальном, но умиротворённом, по особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным [цит. по (62)].

     С реди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в раскрытие понятия старости внёс психоаналитический подход.

     Карл Юнг придавал большое значние изучению проблем, как он называл, “второй половины жизни” человека. Для него середина жизни являлась критически поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощён внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал “индивидуацией”. Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем “Я” как “женское”, так и “мужское” начало. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении со­стояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращённость внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необходимостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на своё существование и вместе с тем созерцательного устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим, К. Юнг считал непоправимой ошибкой “проводить сумерки жизни в соответствии с программой её зари”, нести “в сумерки закон утра”. Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несёт с собой поздний возраст. Поэтому, рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными(100).

Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основной мотивационной силой в жизни человека является чувство его собственной неполноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Особенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются исключительной привилегией взрослых. Некоторые люди испытывают это чувство более остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатками или о тех, с кем в детстве слишком строго обращались. Адлер считал, что на протяжении всей своей жизни индивид стремится в той иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как позитивную направленность и выразиться в достижении больших успехов в жизни индивида, в преодолении его физических недостатков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в отношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполноценности возможно через деятельное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие “социального интереса”(68).

Теория А. Адлера могла бы стать чрезвычайно плодотворной для разработки психологической проблемы старости. Ситуация снижения физических и физиологических возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, чего-то менять. К данной ситуации применим принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его “основной психологический закон” о диалектическом превращении органической недостаточности через субъективное чувство неполноценности в психическое стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая, в свою очередь, создает стимул для стремления и компенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порождается не внутренними причинами, а внешними факторами - социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о “социальном протезе”, который должен заменить работу реальных физиологических систем (14). Для пожилых и старых людей в качестве такого “социального протеза” может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека (24,37).

Наибольший вклад в развитие геронтопсихологии, собственно психологической концепции старости внесла теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (65).

Восьмая стадия жизненного пути - старость - характеризуется достижением новой завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отношении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей, обретает высший уровень целостности личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляется через осуждение поступков других, осо­бенно молодых людей. По Э. Эриксону достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти (65).

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком(120). Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности:      

-Во-первых, это дифференциация это против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощён ролью, диктуемой профессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовет такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться.

-Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом - измерение имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью, прежде всего, через человеческие отношения. Это позволит им “шагнуть” за пределы поглощённости своим телом.

-И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго –измерение имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны осознавать, что хотя смерть неизбежна, и, возможно, не так уж далека, они должны ощущать себя легче от сознания того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении - наследие, которое их переживет (120).

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которого складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости (29).

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!