ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ 12 страница
Каждый записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а консультант в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.
Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики или оценка интенсивности чувства по 5—10-балльной шкале.
В первой части таблицы участники записывают чувства, которые для них обычны, те, которые они чаще всего испытывали в последнее время; во второй — чувства, которые участник испытывал сегодня.
Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
Если вам кажется, что ктогто из подростков не уверен в том, что обозначают никоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.
В завершение этого упражнения можно задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по-вашему, самое непри-ое чувство? Какое чувство вам нравится больше дру-
|
|
189
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
гих? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»
Упражнение 2.
«О пользе и вреде эмоций»
Перед выполнением упражнения проводится обсуждение. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Участники разбиваются на группы по 3—5 человек (желающие могут работать и парами, и в одиночку) и заполняют таблицу:
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Любовь | ||
Лень | ||
Если группа захочет продолжить работу, можно выбрать любые другие чувства.
Упражнение 3. «Эмоции в моем теле»
Упражнение позволяет осознать связи эмоций с телесными переживаниями, особенности собственного переживания и выражения эмоций.
Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов.
«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.
|
|
(Аналогично предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым — радость.)
Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое — труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»
Упражнение 4. *Линии»
Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме. Цяя его выполнения каждому участнику нужен лист бумаги и карандаш.
Наряду с важностью обучения подростков языку оций — словам, обозначающим различные эмоцио-
ьные состояния, — важно предоставлять возмож-
|
|
1QO
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
ность для выработки другого «языка» — языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.
«Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя ничего конкретного — только лишь простые линии. Нарисуйте счастливые линии... грустные линии... злые линии... усталые линии... тревожные линии».
2. РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Упражнение /. *Угадай настроение»
«За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, — используйте только линии, формы, различные цвета... Теперь передайте свой рисунок соседу справа... Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем».
ij '■
Упражнение 2. <,•*
«Попугай» и
Консультант произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников произносит это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство, остальные отгадывают, что за чувство было задумано.
|
|
Упражнение 3. «Отгадай чувство»
«Разбейтесь в группы по три человека. Каждой группе я дам карточку с изображением какого-то чувства.
Ваша задача — определить, что за чувство изображено на этой карточке, а потом нарисовать его так, как вам захочется. Это может быть рисунок ситуации или просто линии и формы. Потом придумайте сценку, посвященную этому чувству. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас это чувство — на какой цвет, животное, цветок оно похоже. Через несколько минут, когда вы закончите свое обсуждение, вам надо будет представить вашу работу — рисунок, сценку и ассоциации — всей группе, чтобы остальные смогли отгадать, что это за
чувство».
t
Упражнение 4. ,.,,. «Зеркало»
Один участник мимикой изображает соседу какую-либо эмоцию. Тот, в свою очередь, передразнивает его как можно точнее и «передает» гримасу дальше по кругу. Упражнение заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким же образом «передаются» еще несколько эмоций.
«Как вы узнаете, что чувствует другой человек? Как на вашем лице отражаются ваши собственные эмоции? Какие мышцы при этом задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение разных эмоций?»
Упражнение 5. «Скульптура чувств»
Группа делится на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто - «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать
И. Малкина-Пых 1 Q 4
Глава 2
его на карточку, спрятать ее в карман и никому не показывать.
После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает «легкий массаж», чтобы из мягкой, податливой глины вылепить задуманную скульптуру.
Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит заклинание: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с секретной записью. Если ответ совпадет с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.
Постаментами служат стулья, а восхищенными зрителями могут быть все желающие угадать название скульптуры. Если зрители тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств».
Каждый участник должен получить возможность испытать себя как в роли «скульптора», так и в роли «глины».
. ки |
Упражнение 6. «Маски»
Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок — овал лица с прорезью для глаз. Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось загаданное чувство (варианты: самое любимое чувство, самое неприятное и т. п.). Когда маски готовы, можно предложить авторам походить в них, попробовать озвучить маски, повзаимодействовать с другими «масками».
1Q4
Кризисы подросткового возраста
Вариант этого упражнения можно провести с использованием театрального грима. В этом случае рекомендуется сделать это упражнение основным содержанием занятия, так как работа с гримом требует много времени.
Упражнение 7. «Цветок чувств»
Упражнение хорошо подходит для окончания занятия в этом разделе тренинга.
«Сегодня мы анализировали много разных чувств. Вспомните, какие чувства вы испытали на занятии. (Участникам предлагаются вырезанные из бумаги разноцветные лепестки.) Выберите лепестки такого цвета, который для вас связан с чувствами, которые вы испытывали сегодня, и напишите на них названия этих чувств».
Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом получается «цветок чувств» всей группы.
3. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ
В этой части тренинга делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Внимание уделяется также умению чувствовать интенсивность эмоциональных проявлений — например, злость может быть легким недовольством или сильным гневом.
ОБИДА
7* |
пражнения направлены на закрепление навыков еренного поведения, обучение тому, как справляться
195
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
с обидой, формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи, создание позитивного эмоционального фона в группе. , ■>,
Упражнение 1. «Детские обиды»
«Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои тогдашние переживания и нарисуйте либо опишите их в любой — конкретной или абстрактной — манере. Нарисуйте или опишите, как вы сейчас относитесь к этой обиде?»
Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки или зачитывают описания восприятия детской обиды «тогда» и «сейчас».
Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т. д.
Упражнение 2. «Обиженный человек»
«Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...» Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и не уверенные в себе люди».
Упражнение 3. «Копилка обид»
Каждому из участников предлагается нарисовать «копилку» и поместить в нее символическое изображение или описание всех обид, которые они пережили до сегодняшнего дня. Проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.
Консультант говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Консультант поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.
После этого проводится обсуждение — что делать с «текущими» обидами? Как относиться в дальнейшем к обидчику? Как прощать обиды?
Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.
Упражнение 4.
«Куда уходит злость»
«Каждому из нас не все нравится в обстановке, в людях, в самом себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство консультантом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь, что вам здесь и сейчас досаждает больше всего.
ка И |
федставьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои ПретензИИ. По кругу делайте соседу справа любые критические замечания. Это — иг-таК ЧТ° ВСе принимают условность происходящего и СТР°ГО не будут. Реагировать ответными репли-ска3 а 3аМСЧания не Разрешается. Таким образом, вы-гвания будут односторонними и не перерастут в юры и настоящую ругань. Пожалуйста. Кто готов на-
196
197
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
чать? Постарайтесь по возможности выразить все, что накипело.
А сейчас вообразим себе такую картину: все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей».
Упражнение 5. «Горячий стул»
В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает его. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится...», затем: «Мне в тебе нравится...» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе групповой работы. Следует избегать определений («хороший», «плохой»), относящихся к личности, — следует говорить только о проявлениях личностных черт.
Обратите внимание группы на то, что решение человека сесть на этот стул означает спокойное, без обид принятие им всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.
После того как все выскажутся, участник, занимавший «горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.
Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!