Легитимность политической власти



Политическая власть, с одной стороны, представляет собой воздействие субъекта на объект с целью добиться подчинения. С другой стороны, объекты власти не являются пассивными и послушными исполнителями воли властвующих субъектов. Они оценивают законность властных требований, справедливость управленческих решений, авторитетность политических лидеров. Согласие управляемых подчиниться требованиям управляющих связано с понятием легитимности.

Легитимность–это признание со стороны управляемых права управляющих применять ресурсы для осуществления власти, добровольное согласие исполнять законы и подвергаться санкциям за их неисполнение.

Термин «легитимность» в политологическом контексте ввел в оборот М. Вебер. Он рассматривал не легитимность власти, а легитимность господства, под которым понимал наличие в обществе институтов, норм, каналов коммуникаций которые позволяют командовать и готовность населения исполнять команды (подчиняться). Следует отметить, что термин «господство» не означает применение насилия, подавление, он представляется нейтральным. Без отношений господства-подчинения невозможно функционирование политической сферы общества.

М. Вебер анализировал поведение людей в обществе как социальные действия. Вебер выделил четыре типа социальных действий. Традиционные действия осуществляются в силу привычки, по выработанным ранее и передающимся из поколения в поколение образцам поведения. Аффективные действия предопределены эмоциями и чувствами, которые не всегда объяснимы с точки зрения логики, разума и нравственных оценок. Целерациональные действия основаны на понимании своих интересов, понимании целей и средств деятельности. Ценностно-рациональные действия включают веру в определенные моральные, религиозные нормы, которые формируют поведение индивидов.

Исходя из четырех типов социального действия, М. Вебер предложил классификацию трех типов легитимного господства-подчинения, которая применяется и в настоящее время. Первый тип легитимности господства-подчинения, основанный на традиционном социальном действии, М. Вебер назвал традиционным. Он делится на патриархальную и сословную формы, которые сложились в Восточной Римской империи (Византии) и Священной Римской империи (Западная Европа) в Средневековье. Патриархальная традиционная легитимность основана на персональной власти императора, который правит по своему желанию, не ограничиваясь правовыми нормами. Сословная форма традиционной легитимности предполагает юридическое оформление сословий, которые выполняют свои права и обязанности в соответствии с законами.

В целом традиционная легитимность связана с монархией, религией, традицией. В настоящее время традиционная легитимность сохранилась в монархиях Персидского залива, которые благодаря исламской религии, оригинальному общественному устройству, значительным доходам от экспорта нефти не только избежали трансформации в другие типы легитимности, но и упрочили свое положение. Конституционные монархии стран Европы, Японии сохранили лишь некоторые черты традиционной легитимности, поскольку основные политические институты этих стран формируются выборным путем.

Второй тип легитимности господства-подчинения, основанный на аффективном типе социального действия, получил название харизматический (от греч. «харизма» – божий дар). Харизматическое господство предполагает наличие у политического лидера, вождя, пророка выдающихся духовных способностей, которые позволяют ему оказывать значительное психологическое воздействие на людей. Источником подчинения в данном случае выступают авторитет и убеждение, причем, убеждение обращается не столько к доводам рассудка, сколько к религиозной или идеологической вере. Харизматическая легитимность заново создает традицию и юридические нормы.

Хотя М. Вебер рассматривал харизматическую легитимность применительно к ранним этапам истории человечества, можно привести примеры данного типа легитимности XX в.: М. Ганди, В.И. Ленин, Ф. Кастро, М. Каддафи, Р. Хомейни. Харизматический тип легитимности непосредственно связан с личностью лидера, поэтому он должен постоянно доказывать свои выдающиеся способности и не терять контакт с населением. У харизматического лидера возникают трудности с преемником власти, поскольку наследники, как правило, не обладают выдающимися чертами.

Третий тип легитимного господства-подчинения получил название легального (в буквальном значении – законного). Он базируется на целерациональном действии, понимании управляющими и управляемыми своих интересов в поддержании стабильной системы общества, строгом следовании установленным законам. Личные качества политического лидера в легальном типе господства-подчинения имеют подчиненное значение по сравнению с политической ролью. Граждане подчиняются не личности, а должности, статусу руководителя. Особое значение в легальном типе господства-подчинения приобретает профессиональная бюрократия, которую М. Вебер в идеале считал весьма полезной для управления делами государства и общества. Чиновники должны служить законам, быть компетентными, продвигаться по службе в соответствии со своими способностями, зарабатывать только своей государственной службой, подчиняться инструкциям. Естественно, что такие явления, как коррупция, семейственность, непрофессионализм, приоритет личных интересов, подверженность воздействию со стороны групп давления, не соответствуют образу профессионального бюрократа.

Легальный тип господства-подчинения в настоящее время является наиболее распространенным. Граждане подчиняются органам законодательной и исполнительной власти, которые они сами непосредственно избрали или доверили их формирование избранным представителям. В случае утраты доверия к избранным представителям у граждан есть возможность отказать им в легитимности путем избрания других политиков. Однако при этом не ставится под сомнение легитимность самой политической системы. Если граждане отказывают в легитимности целой политической системе, то происходит реформа или революция, которая изменяет лишившиеся доверия и поддержки политические институты.

Четвертый тип социального действия – ценностно-рациональное – не имеет своего типа легитимности. Исследователи считают, что в процессе исторического развития целерациональное социальное действие вытеснит традиционное и аффективное и легальный тип легитимности сменит традиционный и харизматический.

В настоящее время легитимность связывается не только с властью (господством-подчинением). Она рассматривается как поддержка населением всей политической системы. Д. Истон предложил концепцию легитимности политической системы, в которой выделил идеологическую, структурную и персональную легитимность. Идеологическая легитимность может рассматриваться как основанная на ценностно-рациональном социальном действии, она предполагает одобрение населением системы ценностей, которую защищает политический режим. Структурная легитимность основана на целерациональном действии и представляет собой поддержку действующих политических институтов (государство, партии, законы). Персональная легитимностьбазируется на синтезе аффективного и целерационального типов социального действия и означает доверие населения политическому лидеру, как в силу его выдающихся качеств, так и по результатам его руководящей деятельности.

Французский политолог Ж. Шабо предложил выделить четыре типа легитимности. Демократическая легитимность предполагает функционирование политической системы на принципах выборности, соблюдения прав человека. Технократическая легитимность отражает профессионализм руководителей, их способность эффективно решать задачи. Без этого типа легитимности демократическая легитимность не представляет ценности, поскольку избранные гражданами политики не способны выполнить предвыборные обещания. Идеологическая легитимность предполагает разделение гражданами норм и ценностей политической системы, готовность терпеть ограничения и приносить жертвы ради торжества принципов. Онтологическая легитимность понимается как соответствие власти универсальным законам природы и общества.

На вопрос о сущности управления Конфуций ответил, что она основывается на наличии оружия, продовольствия и верности народа. В крайнем случае, можно пожертвовать оружием и продовольствием, но не верностью населения, так как без доверия народа правительство не устоит. Органы политической власти (государственной власти) стремятся укрепить свою легитимность, а внутренние и внешние оппоненты политического режима пытаются подорвать легитимность правителей. Считается, что частое использование силы, принуждения является признаком утраты легитимности, когда государство прибегает к насилию для сохранения правящего режима. Государственная власть для укрепления легитимности стремится поднять авторитет политических лидеров, показать справедливость отстаиваемых ценностей, продемонстрировать успешное решение социально-экономических задач. Оппоненты политического режима, напротив, дискредитируют политиков, критикуют официальные ценности, законы, указывают на социально-экономические неудачи государственной политики.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите отличия понятий «власть», «политическая власть», «государственная власть».

2. Какие ресурсы и источники власти вы знаете? Дайте характеристикуконцепции «второго лица власти» и «третьего лица власти».

3. Чем концепция легитимности власти М. Вебера отличается от концепций легитимности Д. Истона и Ж. Шабо? Что между ними общего?

4. Чем политическая власть отличается от экономической и социальной власти?

5. Как изменяются ресурсы и источники власти в постиндустриальном обществе сетевых коммуникаций?

Практические задания

1. Проанализируйте общие и отличительные черты «секционной концепции», «несекционной концепции», теории обмена и предложите свое определение термина власть.

2. Проанализируйте современную политическую систему России, определите основные ресурсы и источники политической власти, используемые государственными и негосударственными институтами.

3. Сравните на конкретных примерах легальный, харизматический, традиционный типы легитимности в современном мире. Проанализируйте способы укрепления легитимности власти в России. Определите угрозы легитимности власти.

4. Проанализируйте формы и результаты взаимодействия политической и экономической власти в современной России. Предложите наиболее эффективные способы взаимоотношений государственной власти и бизнеса в современной России.

5. Проанализируйте основные коммуникационные сети современной России и определите их собственников, повестку дня, влияние государства на медиаполитику.

Библиографический список

1. Вебер М. Избр. произв. [Текст] / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

2. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.

3. Канетти Э. Масса и власть [Текст] / Э. Канетти. – М.: АСТ, 2014. – 574 с.

4. Кастельс М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс. – М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. – 564 с.

5. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ [Текст] / В.Г. Ледяев. – М.: РОССПЭН, 2001. – 384 с.

6. Луман Н. Власть [Текст] / Н. Луман. – М.: Праксис, 2001. – 256 с.

7. Парсонс Т. О социальных системах [Текст] / Т. Парсонс. – М.: Академический проект, 2002. – 832 с.

8. Философия власти [Текст] / под ред. В.В. Ильина. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 272 с.

9. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст] / М. Фуко. – М.: Ad Marginem, 1999. – 480 с.

10. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти [Текст] / В.Ф. Халипов. – М.: Республика, 1999. – 303 с.

 

Глава 5. ГОСУДАРСТВО


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!