От мифа к логосу: чувства, мышление, знание



 

Говоря о всеобщности изменения и переходе каждого свойства в свою противоположность, легко заметить, что все предметы и явления приобретают относительный характер - у вечно меняющейся природы не существует абсолютных качеств. «Ослы солому предпочли бы золоту» - ценность золота относительна: имея значение в мире людей, оно ничтожно для ослов, а морская вода «для рыб питательна и спасительна, людям же негодна для питья и пагубна». «Природа... любит скрываться», и для того, чтобы понять её внутреннюю противоречивую сущность мало только видеть или слышать - полное знание может дать только мышление. Впервые в античной философии прозвучал вопрос о возможности познания природы: отошло в сторону мифологическое (чувственное) восприятие мира, подчинённого воле великих богов, теперь появляется новый закон - логос (разумное), которому подчиняются все явления, как небесные, так и земные. Гераклит не отрицает чувственного познания в корне, он говорит лишь об ограниченности его для получения полного знания: «плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души» - проблема не во внешних чувствах, а в том, каковы люди, обладающие этими чувствами. И, конечно, не малую роль при этом играет мышление: «мышление - общее для всех... желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее, подобно тому, как государство на законе, и даже ещё крепче». Ограничивая способности людей к познанию ввиду грубости души, Гераклит в то же время не считает такое положение дел безнадёжным: «душе присущ логос, сам себя умножающий» и «всем людям дано познавать самих себя и быть разумными».

Однако от истинного знания Гераклит отделяет многознание: «Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея». - Поверхностному многознанию он противопоставляет углублённое понимание таящегося от внешних взглядов единства противоположностей. Понятию знания он противопоставляет понятие мудрости - умение говорить и действовать сообразно объективному логосу: «Разумение - великая заслуга, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и поступать сообразно природе, ей внимая».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивая разговор о диалектике Гераклита, необходимо обозначить ту большую роль, которую в истории философии сыграло его учение. О всеобщем движении и развитии говорили до него многие философы, но только Гераклит сумел так сильно и такими яркими определениями акцентировать внимание на этом явлении, чтобы определить течение философской мысли уже на пару тысячелетий. Многие знаменитые философы позднее, развивая это учение, активно использовали высказывания древнегреческого мыслителя, раскрывая, а, может быть, вкладывая, в них с каждым днём новый смысл, так что можно сказать, что источник знания со временем превратился в источник вдохновения не одного поколения философов, благодаря чему мы сейчас, собственно, и имеем возможность изучать его творчество. И не в последнюю очередь изучать то особенное своеобразие изречений этого философа, необычный слог которых до сих пор привлекает внимание своей силой и яркой образностью, а многообразие толкований тех или иных афоризмов кружит головы не одному поколению филологов и философов.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное издание. - 3-е изд. - М., Высшая школа, 2001 г. - 400 с.

2. Кессиди Ф. От мифа к логосу: Становление греческой философии. - СПб., Алетейя, 2003 г. - 360 с.

.   Философский словарь/под ред. И.Т. Фролова. - 4 изд. - М., Политиздат, 1980 г. - 444 с.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!