Огонь - первовещество природы



 

Первоначало всего сущего - огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Из огня произошёл мир в целом, отдельные вещи и даже души. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснёт в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве.

Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся «огнём», и все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «логосом».


Логос - всеобщий закон мира

 

Гераклит определил новое философское понятие - логос (слово, мысль, разум, закон), подразумевая под ним принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал. Гераклитовский «логос» всеобщ, он равнозначен понятиям: «всеобщее», всеобщий мировой порядок, всеобщая неизменная мера всех вещей, «мерно» повторяющийся ритм природы. Всеобщий логос господствует во всех сферах действительности и над всем одерживает верх. Правда, что касается господства объективного логоса в области субъективного (человеческого сознания), то однозначного ответа нам не найти: с одной стороны, люди не могут ни в практике, ни в мыслях своих выйти из-под власти всеобщего порядка, с другой, многие люди «живут так, как если бы имели собственное понимание», и лишь в мышлении немногих (лучших) логос проявляется достаточно полно. Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек. Логос существует не вне мира и над миром, а в самом мире, это и делает мир космосом - единым, божественным и прекрасным строем вещей.

«Не мне, а «логосу» внимая, мудро согласиться: всё есть одно» - логос всеобщ, но он не совпадает с миром единичных предметов и явлений, он представляет собой скрытый строй объективного и субъективного мира явлений, он правит всеми вещами через все вещи, а, если бы он совпадал с миром единичного и отдельного, он не мог бы «править всем».

Логос как нечто упорядоченно-разумное в мире не возникло на пустом месте - оно явилось закономерным результатом критики «мифоса» - мифологического мировоззрения древних на природу и её законы. Он пришёл на смену Олимпийским богам, и Гераклит назвал логос «одной, единой мудростью», которая «хочет» и «не хочет» называться именем Зевса.


Борьба - источник движения

 

Гераклит утверждал, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время. Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нём всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится тёплым, тёплое - холодным, и всё, непрерывно изменяясь, обновляется.

Бытие (течение) ночи и дня есть взаимооперетекание и внутреннее соприсутствие, жизнь живёт противоборством смерти, но этим же «живёт» и смерть; взаимны бессмертие бессмертных и смертность смертных; противоборствующее этим самым противоборством прочно сцеплено в единую гармонию существования, которая подобна «гармонии лука и лиры».

В человеческой жизни переход всего в своё противоположное не простое изменение, а борьба. Она всеобща, «отец всему, царь всего». Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Однако в борьбе их есть и их тождество: одно и то же - путь вверх и вниз, жизнь и смерть и т.д.

Мир как противоборство противоположного Гераклит передает образом мира-схватки, мира-сражения («полемос»). «Должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что всё возникает через борьбу и по необходимости». «Война отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными».

Признав в качестве основной характеристики бытия борьбу противоположностей, Гераклит в то же время в ряде афоризмов поясняет, что борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе сохраняется общая для обеих тождественная основа. Другими словами, переход противоположностей друг в друга философ представляет вовсе не как такой, при котором возникающая новая противоположность уже не имеет ничего общего с той, из которой она возникла. Он представляет этот переход как такой, при котором всегда имеется в процессе перехода общая тождественная основа для самого перехода.

«Огонь живёт смертью земли, воздух живёт смертью огня, вода живёт смертью воздуха, земля - смертью воды» - борьба противоположностей происходит постоянно, но основа изменения остаётся общей и этим определяет их гармонию - внутреннее единство. И гармония (единство) и борьба противоположностей в то же время относительны: борьба внутренне присуща гармонии, ибо гармония образуется не из чего иного, а из различных и противоположных сторон, тонов, звуков т.п. «[Неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие; из всего одно и из одного всё [образуется]». Без противоположностей нет гармонии в искусстве, жизни, космосе, ибо без них нечему было бы согласовываться. Без противоположностей нет борьбы, ибо без них нечему бороться. Гармония и борьба - две стороны единого целого, как «война и мир». «Расходящееся сходится, из различных [тонов] - прекрасная гармония, и всё возникает через борьбу».


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!