Гераклит диалектика философский мышление



ВВЕДЕНИЕ

 

Темой представленного реферата обозначена диалектика Гераклита, но заранее следует оговориться, что во времена жизни этого мыслителя и даже ещё долгое время после его смерти понятия диалектики не существовало - оно появилось много позже, так же как много позже появилось и понимание трудов этого знаменитого философа. Но для нашего исследования учений Гераклита применение такого определения является вполне оправданным: если проследить историю возникновения и становления диалектики, то с уверенностью можно сказать, что основоположником основных концепций этого философского учения представляется именно Гераклит.

Диалектика [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и её революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Диалектическая традиция в русской философии XIX-XX вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии XX в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Диалектика на протяжении многих веков претерпевала множество изменений, пока, наконец, к началу XX века не обозначилась как учение, рассматривающее вопросы бытия и познания мира с точки зрения единства и борьбы заложенных в нём противоположностей, взаимосвязанных и перетекающих друг в друга (в отличие от метафизики, которая явления рассматривает изолированно). Главная категория диалектики - противоречие: именно оно - движущая сила и источник всякого развития, и исходя из этого утверждения, можно сказать, что первым, кто сделал это открытие, был никто иной, как Гераклит Эфесский.


БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО

 

Коренной житель Эфеса, сын Блосона, Гераклит (ок. 544 - ок. 483 гг. до н.э.) принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению Гераклит обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в его годы жизни власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам, философ не участвовал в общественной жизни города, он отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». По его словам, «эфесцы заслуживают того, чтобы их перевешали всех поголовно» за то, что они изгнали его друга Гермодора, сказавши: «Среди нас никто да не будет наилучшим». Законы города он считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.

Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы, непрерывно стремившиеся распространить свою экспансию на запад и с этой целью ведшие постоянные военные действия. В этом обстоятельстве многие философы видели причину возникновения темы борьбы в творчестве Гераклита. Вполне возможно, если ещё учесть те изменения, что происходили на политической арене: борьба классов вытеснила старую аристократию и привела к власти «плебеев». Как бы то ни было, в трудные годы сопротивления захватчикам Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашения афинян и персидского царя Дария.

По некоторым свидетельствам, Гераклит был учеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца, по другим же - не был ничьим учеником, но все «узнал от себя самого». Многочисленные анекдоты о смерти Гераклита основаны на некоторых его изречениях, превратно истолкованных и передаваемых понаслышке.

Традиция сохранила образ Гераклита-мудреца, высокоумного одиночки, презиравшего людей (и тех, кто славился в качестве мудрецов), за непонимание того, что они сами говорят и делают. Истолковав учение Гераклита в духе расхожей мировой скорби о скоротечности жизни и всего в мире, популярная философия видела в нем прототип «плачущего мудреца», подобно тому как в Демокрите находила тип «мудреца смеющегося». Мудрость Гераклита, отрешённая от многознающего невежества людей и живущая в соседстве с простой мудростью бытия, запечатлена характерной сценой: некие странники, пожелавшие взглянуть на прославленного мудреца, останавливаются на пороге убогого жилища, смущённые зрелищем невзрачного человека, который греется у очага. «Входите, слышат они, и здесь тоже обитают боги» (Аристотель, «О частях животных»).

гераклит диалектика философский мышление


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!