ТОЛКОВАНИЕ ПРАВИЛ СВЯТОГО АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО



 

 

Глава первая

 

Правила преподобного Антония Великого пробуждают ревность в сердце человека, который желает последо­вать за воинством монашествующих. Вместе с тем они закладывают основы монашеской жизни и предначер- тывают будущность обители, будущность поистине вечную, потому что иноческое житие — это явление Царства Небесного, явление вневременного и беско­нечного во времени и пространстве. Правила эти про­сты. В них отражается простота и святость преподобно­го Антония. Их стиль и язык, подобный языку мужей апостольских и отличающийся от языка позднейших отцов, передают дух древнего христианского времени.

Устав святого Антония состоит из восьмидесяти кратких правил. Преподобный Антоний Великий, не­смотря на то что был безмолвником, пустынником и имел вокруг себя многих подобных ему безмолвников, стал начинателем общежительного образа жизни: еще на заре существования в Церкви общежитель­ных монастырей он советовал молодым людям вступать в них. Преподобный Пахомий составил для таких монасты­рей подробный и совершенный устав, а во времена святителя Василия Ве­ликого уже начала формироваться система киновиального монашества, появились замечательные общежительные монасты­ри, большие и малые.

Святой Антоний не получил образования, в чем он и сам признавался. Был ли он совсем неграмотным, никто не может сказать с уверенностью, но таким он остался в памяти людей. Его правила — как призыв­ные звуки трубы. Они дышат ароматом его учения, с которым мы встречаемся в житии преподобного Ан­тония, написанном святителем Афанасием Великим. В этих правилах нет ничего такого, что было бы чуждо духу святого Антония, хотя они и не были написаны его собственной рукой.

Устав, по всей видимости, адресован не отшель­никам, а общежительным монахам. Святой Антоний понимал, что с расцветом монашества все множество монахов не могло бы поместиться в скитах и отшель­нических жилищах, но для них нужны были общежи­тельные монастыри. Поэтому он предпринял первую попытку составления киновиального устава, который предназначался, быть может, для какого-нибудь кон­кретного братства, неизвестного нам. В нем речь идет не столько об устройстве общежития, сколько о по­вседневной монашеской жизни, о воспитании мона­хов. Это некий путеводитель для того, кто ведет мона­шескую жизнь.

Своими сугубо монашескими и очень трезвыми, рассудительными наставлениями святой Антоний за­кладывает основы подлинного и прочного монашества, далекого от крайностей, которые могли бы причинить вред душам подвизающихся. Он обращается и к игуме­ну, и к братству, скорее всего небольшому.

 

Наставления, или правила, святейшего от­ца нашего аввы Антония Великого его духов­ным сынам — монахам.

 

Такое заглавие дал, должно быть, какой-нибудь пе­реписчик рукописей или тот человек, который записал эти правила в первый раз. Заглавие показывает, что сам преподобный Антоний адресует правила людям, имевшим с ним духовную связь. Слово «монах» под­тверждает, что перед нами текст, предназначенный для монастыря, а не для безмолвников.

 

Я записываю эти правила так, как произно­сит их Господь через мои уста, на пользу тем, кто желает взять на себя это нелегкое иго монашеской жизни.

 

Подлинный устав не может быть составлен колле­гиально и отражать мнения многих людей. Он должен нести на себе отпечаток одной личности, потому что эта личность собирает вокруг себя других. Коллектив может судить о личности, но никогда не может ее под­менить.

«Я записываю эти правила так, как произносит их Господь». Эти правила не есть некая часть слова Господ­ня или дополнение к нему. Это изложение всего учения Господа. Никто не может сказать, что Евангелие гово­рит о чем-то ином, чем правила, и никто не может со­слаться на Евангелие, чтобы отвергнуть какое-то пра­вило, вызывающее у него затруднения. Поэтому святой Антоний и говорит: «...так, как произносит их Господь». Может быть, выражение «через мои уста» случайно, а может быть, оно должно во все века напоминать чи­тателю этих правил о том, что они произнесены уста­ми святого Антония. Или же выражение это является свидетельством того, что эти правила имеют непосред­ственное отношение к устным поучениям святого.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!