Лекция 13 Учение о познании (2 часа)



План:

1 Познание, творчество, практика

2 Структура познавательного процесса

3 Знание и вера. Объяснение и понимание.

4 Основные концепции истины

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 3, гл.14.

Философия: Учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. Раздел 3, гл.18

 

1 Познание – это исторический процесс приобретения и развития знаний. Гносеология – важнейший раздел философии. Во все времена философы искали ответы на вопросы о познаваемости мира. Материалистам Нового времени представлялось, что процесс познания гарантирован природой. Ум человека подобен зеркалу. Кант обосновал идею активности субъекта познания, но при этом пришел к агностицизму, доказывая наличие принципиальной границы познанию. Принцип активности субъекта является исходным и для Гегеля, Маркса, но они защищали позицию гносеологического оптимизма. К.Маркс рассматривал познание в единстве с практической деятельностью человека. Практика для него основа, цель, движущая сила познания и критерий истины. Как по содержанию, так и по форме практика носит общественный характер. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Виды практики.

Творческий характер практики и познания. Теория не ограничивается простым обобщением практики, а открывает новые перспективы для развития практики. Если практика предшествует теории в плане происхождения познания, то на уровне уже развитого научного мышления возрастает возможность и необходимость внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными моделями объектов без непосредственного обращения к практике, что открывает путь выходу теоретического мышления из-под власти непосредственного опыта. История познания свидетельствует о том, что вслед за применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области теории. Выходя на арену практического применения, естественные и общественные науки создают механизм обратной связи между теорией и практикой.  

2 Основные элементы познавательного процесса: субъект познания (индивид, или социальная группа, или общество), объект познания (всё то, на что направлено познание), средства познания ( формы и методы познания, языковые и логические средства, приборы), результат познания (знания). Существует много видов познания: научное, философское, религиозное, художественное, обыденное и т.д. и соответственно много видов знания. Одни знания есть результат специализированной познавательной деятельности в науке, философии и т.д., другие – обыденные, практические - рождаются в повседневной деятельности людей.

Основные формы познания – чувства и разум, другими словами, чувственное и рациональное познание. Они, в свою очередь, тоже подразделяются на ряд форм.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущения и восприятия возникают при непосредственном воздействии вещей на органы чувств человека. Ощущение - отражение отдельных качеств предметов (цветов, например. красный, синий, звуков, например, низкий, высокий и т.д.) восприятие – целостный образ предмета. Представление - тоже целостный образ предмета, но оно возникает без непосредственного контакта органов чувств человека с предметами (работа памяти, воображения).

Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Суждение – высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. (Например: «снег белый», «на Луне нет атмосферы», «Эверест выше Эльбруса».) Умозаключение является формой выводного знания: из исходных суждений (посылки) с помощью правил вывода получается новое суждение (заключение).

Данные чувств – это материал, который подвергается переработке с помощью рассудка и разума. В познании присутствуют также иррациональные моменты, связанные с верой, интуицией, бессознательным.

3 Наука не является исключительно системой логически обоснованного знания. В ней есть место иррациональным моментам, например, вере, т.к. познанию присущи неполнота и открытость. Вера не сводится только к религиозной, проявления ее многообразны, видов существует много. В широком смысле слова, вера есть принятие чего-либо за истину без достаточного подтверждения со стороны разума и чувств.

В современной философии науки признается конструктивная роль веры в познании, в частности, это связано с проблемой понимания. Понимание есть постижение смысла и значения чего-либо (ситуации, текста). В понимании отражаются не только характеристики объекта, но и отношение субъекта к объекту с точки зрения его целей и потребностей. Наука всегда стремилась объяснить явления, т.е. раскрыть их сущность, подвести под закон. Сейчас метод объяснения дополняется методом понимания. Герменевтика как метод и философское течение в современной западной философии.

4 Классическая концепция истины связана с именем Аристотеля. Истина – это соответствие наших знаний действительности. Вопрос о характере соответствия знания и действительности, о самой возможности совпадения мысли и объекта является предметом разногласий между различными философскими течениями. 

С конца 19 века появляются разнообразные неклассические концепции истины. Согласно когерентной концепции критерием истины является непротиворечивость, согласованность знания. Представители прагматизма признают за истину всё то, что полезно, приносит успех. В неопозитивизме вопрос об истине решается с помощью процедуры верификации. Есть понимание истины как конвенции, результата соглашения, как общезначимости. В экзистенциализме утверждается, истина – это то, за что можно умереть.

Основные характеристики истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность.

Объективность истины не означает, что она является элементом объективного мира. Это такое содержание нашего знания, которое в некоторых границах совпадает с объектом и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества. По форме истина субъективна, это характеристика человеческих знаний, по содержанию объективна.

Истина не только результат, но и процесс. Истина как процесс есть единство абсолютного и относительного. Абсолютная истина есть полное, законченное знание о предмете. Относительная – неполное, незавершенное. Догматизм преувеличивает момент абсолютности, законченности знания. Релятивисты утверждают, что все наши знания только относительны. Диалектический подход заключается в признании единства и взаимосвязи этих характеристик.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!