Лекция 4 Средневековая религиозная философия



План:

1 Этапы развития и особенности европейской средневековой философии

2 Основные проблемы средневековой философии

3 Главные представители. Философия Августина и Фомы                                     Аквинского

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 2, гл.3.

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 2, гл.3 (3.1).

Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Дж. Реале, Д.Антисери. - СПб.: ТООТК «Петрополис». Т.2, 1994

 

1 Средние века для историка – период с 5 до 15 века. Феодальное общество. Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. История средневековой философии начинается раньше. Это связано с тем, что она представляет собой синтез христианской религии с некоторыми элементами античной философии, а христианство возникло в 1 веке в Римской империи. Этапы развития: апологетика (2-3 вв.), патристика(4-8 вв.), схоластика (9-15вв.)

Основной принцип – теоцентризм. Учение о Боге, создавшем мир из ничего, называется креационизм. Бог – подлинное бытие. Троичность Бога. Личностный характер Бога. Его бесконечные возможности. Бог как абсолютное нравственное начало. Главная цель познания – богопознание, прежде всего с помощью веры. Смысл жизни человека – спасение души.

2 К числу важнейших, горячо обсуждаемых проблем относятся проблема свободы воли человека и связанный с нею вопрос о существовании зла в мире, а также проблема универсалий. Главный спор между реализмом и номинализмом по вопросу о соотношении общего и единичного. Две основных позиции относительно решения этого вопроса: 1) общее (универсалии) существует реально, независимо от человека - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский); 2) универсалии не существуют. реально, независимо от человека. Они суть только имена. Существует только индивидуальное, единичное и только оно может быть предметом познания. – номинализм (Росцеллин, Уильям Оккам). Для номиналистов задача познания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека.

3 Августин Блаженный – самый яркий представитель патристики. Им сформулированы основные идеи о Боге, человеке, природе, истории. Особо следует отметить его интерес к проблеме времени. Основные сочинения: «О граде Божием», «Исповедь».

Фома Аквинский - крупнейший представитель схоластики. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Так был разрешен один из самых острых вопросов схоластики. Следовало истолковывать отношение к материи, т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе божественную (идеальную) и человеческую (материальную) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалификации материи Фомой Аквинским с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из тупика. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом

Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. В споре о природе универсалий занял позицию умеренного реализма. Учил о гармонии веры и разума, предложил 5 доказательств бытия Бога. Например, такое доказательство. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к необходимости существования Бога как верховной причины.

Лекция 5 Философия Нового времени (2 часа)

План:

1 Эпоха научной революции ХУ11 в. и особенности философии

2 Основные философские учения эпохи

3 Философия французского Просвещения

4 Особенности классической немецкой философии

5 Главные представители классической немецкой философии

 

Литература

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 2, (5,6,7).

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 2, гл. 5-7.

Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Дж. Реале, Д.Антисери. - СПб.: ТООТК «Петрополис». Т.3, 1994

 

1 В социально-политическом отношении эпоха Нового времени представляет собой переход от феодального общества к капиталистическому. Важнейшим событием явилась научная революция 17 века, которая существенно повлияла на характер новоевропейской философии. Именно под ее воздействием происходит перенос акцента с онтологии на гносеологию. В центр философии выходят проблемы теории познания: познаваем ли мир, какие формы познания и какие методы гарантируют получение истинного знания, чем истина отличается от заблуждения и т.п. Главный спор в 17-18 веках происходит между эмпиризмом и рационализмом.

Онтологические проблемы также обсуждаются, но в связи с усилением материализма для многих философов подлинным бытием является природа. А для тех, кто по-прежнему высшим бытием полагает Бога, меняется само понимание его: на смену теизму приходят пантеизм (Спиноза) и деизм (Гоббс, Вольтер и др.). Основные характеристики человека: 1) разумное животное; 2) субъект познания. Объектом познания, в первую очередь, является природа. Трудами ученых и философов создается механическая картина мира.

Революция происходит не только в обществе, науке, технике, но и в мировоззрении людей: место религии занимает наука. Однако, наука понимается практически: не как самоцель, а как средство преобразования природы. «Знание – сила» (Ф.Бэкон).

    2 У истоков философии Нового времени стоят такие философы, как Ф.Бэкон и Р.Декарт. Эмпиризм и индуктивизм Бэкона, его учение о четырех видах идолов. Философия Декарта: дуалистический характер учения о субстанциях, рационализм, учение о методе. Положение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Влияние Декарта на новоевропейскую философию. Участие Лейбница и Спинозы в споре о субстанциях. Понимание государства Гоббсом и Локком.

    3 Данный вопрос студенты готовят к семинару самостоятельно.

    4 Классическая немецкая философия завершает философию Нового времени и вместе с тем открывает новые пути философствования. Её представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Особенности КНФ: признание активности субъекта, активности прежде всего в сфере познания, теории, духа; интерес к истории, культуре; признание свободы, разработка диалектического метода.

    5 Философия Канта: коперниканский переворот в понимании познания. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период пытался решать проблемы бытия, природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным. Второй период называется критическим. Это связано с названиями основных работ Канта данного периода («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

Кант пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи в себе непознаваемы. Мы познаем. лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Но при этом Кант реализует принцип активности субъекта познания, что является его большой заслугой. Он доказывает, что мы познаем только то, что сами конструируем. Учение об априорных формах познания. Диалектический подход Канта к вопросу о роли чувств и разума в познании. Согласно Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе не дают знания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Условием такого единства является единство самосознания.

Этика Канта. Человек – гражданин двух миров: мира природы (необходимости) и мира вещей в себе (свободы). В первом случае он, скорее, эгоист. Во втором – он может быть нравственным, свободным существом. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание или "категорический императив". Этот закон требует: каждый должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех.

Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждал, что не нравственность основана на религии, а наоборот.

3 Объективный идеализм Гегеля. Гегель утверждал, что категории, понятия суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея. Это - деятельное начало, дающее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель мышления - самопознание. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления, в котором идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики (логика); воплощение идеи в форме инобытия, в отчужденном виде (природа); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в формах человеческого сознания, культуры.

Создание диалектики как логико-методологической системы, идеалистический характер диалектики Гегеля. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. Противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности. Диалектический характер учения о познании. Понятие относительной истины. Философия истории Гегеля. Основные работы Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.

    Антропологический материализм Фейербаха. Начинает как сторонник философии Гегеля, преподает ее в университете. В 30-е годы порывает с идеализмом. Утверждает: вне природы и человека нет ничего. Человек – главный предмет философии. Созерцательный характер теории познания. Идеализм в понимании общества, стремление изменить общество путем создания религии любви человека к человеку.

 

Лекция 7 Философия марксизма

План:

1 Принцип единства диалектики и материализма

2 Марксистская теория познания

3 Материалистическое понимание истории

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 2, гл. 8.

Философия: Учебное пособие /Ред. В.И. Кохановский – Ростов н/Д,2002. Гл.2(2).

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д.Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с.

 

1 Марксизм возник в 40-е гг. 19 века. Его создатели К.Маркс и Ф. Энгельс. Философские источники марксизма – учения Гегеля и Фейербаха. Главная проблема в творчестве Маркса – «человек – история». Первоначально вопрос стоял так: предоставляет ли история, общество возможность человеку реализовать свою деятельную, творческую, универсальную сущность. Так Маркс выходит на тему отчуждения человека. Отчуждение – состояние противоположное свободе. Отчуждение представляет собой процесс господства над людьми результатов их собственной деятельности. Труд является главной сферой, в которой Маркс исследует отчуждение в его различных аспектах: отчуждение от продукта труда, процесса труда, собственной родовой сущности, других людей. Причины отчуждения Маркс видит, в первую очередь, в господстве частной собственности. Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение человеком собственной подлинной сущности, Маркс связывает с преобразованием общества, с освобождением человека. Если человек начнет производить не подневольно, труд станет средством саморазвития человека, реализацией им своих лучших сторон. Итак, уже в ранний период творчества Маркс обращается к труду, практике, материальному производству. Поэтому его философия является материалистической. В то же время – это диалектическая философия. Только в отличие от Гегеля Маркс разрабатывает материалистическую диалектику. В главном труде жизни, в «Капитале»,

он анализирует противоречивый процесс становления и развития капиталистического общества, его возможное будущее.

2 Понятие «практика» является фундаментальным для философии марксизма. Практика – исторически развивающаяся, материальная, целеполагающая деятельность людей. Как писал Маркс, самый плохой архитектор тем отличается от самой хорошей пчелы, что прежде чем строить, имеет план в голове. Виды практики.

Роль практики в процессе познания: основа, движущая сила, цель познания и критерий истины. Роль критерия истины практика выполняет потому, что представляет собой двусторонний процесс. С одной стороны, она является объективным процессом, материальным преобразованием предмета. А, с другой стороны, она есть форма активности субъекта. Это позволяет соотносить образы человеческой головы с действительными предметами и явлениями, судить об истинности наших суждений, теорий и т.д. Абсолютность и относительность практики как критерия истины.

3 Новаторский вклад марксизма в философию состоит в разработке материалистического понимания истории. Материализм обретает завершенный характер, т.к. распространяется не только на природу, но и на общество. Основные положения материалистического понимания истории. Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Материальное производство играет определяющую роль в истории. Конфликт между двумя его сторонами – производительными силами и производственными отношениями – причина революционной смены способа производства и общественно-экономической формации в целом. История понимается как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Учение о коммунистической формации. Коммунистический идеал - универсально развитый, свободный, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой, человек.

 

 Лекция 8 Современная западная философия (2 часа)

План:

1 Переход от классической к неклассической философии

2 Философия жизни

3 Философия экзистенциализма

4 Позитивизм: этапы развития

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 2, гл 9.

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 2, (8, 12).

Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. / Дж. Реале, Д.Антисери. - СПб.: ТООТК «Петрополис». Т.4, 1994

Современная западная философия. Словарь. - М.: Политиздат, 1991

 

  1 Переход от классической к неклассической философии совершается примерно в середине 19 века. Проявления: нарастающая волна критики в адрес классической философии, особенно философии Гегеля; сомнению подвергаются принципы рационализма, гуманизма, историзма, проще говоря, вера в разум, человека, прогресс. Появляются новые черты, которые характерны для западной философии и в наши дни: подчеркивание индивидуального, субъективного, относительного в противоположность общему, объективному, абсолютному. Одна из причин – разочарование в итогах Великой французской буржуазной революции. Для разных течений характерна разная степень разрыва с классической традицией. Марксизм всегда отдавал дань уважения предшественникам, а Шопенгауэр называл философию Гегеля абсолютной бессмыслицей.

2 Философский иррационализм не является чем-то новым. Вся средневековая философия иррационалистична, т.к. веру ставила выше разума. Речь идет о современном иррационализме, который представляет собой реакцию на рационализм классической философии. Иррационализм – философское течение, представители которого не считают разум главной познавательной способностью человека и противопоставляют ему веру, волю, переживание, интуицию и т.п.

Иррационализм в современной западной философии начинается с имен Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше. Кьеркегор – предтеча экзистенциализма. Его работы «Или-или», «Страх и трепет». Два других – представители философии жизни. Жизнь понимается как стихийное бессознательное начало, постичь которое разумом невозможно. Труд Шопенгауэра«Мир как воля и представление». Считал необходимым подавлять волю (влияние буддизма). У Ницше основное понятие – воля к власти, он призывал дать воле полный простор, благодаря чему на смену несовершенному современному человеку придет новый вид – сверхчеловек, стоящий по ту сторону добра и зла. Работы – «Так говорил Заратустра», «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Представители философии жизни критиковали идею прогресса. Шопенгауэр утверждал, что в истории ничего не меняется, кроме имен и дат.

3 Одним из самых влиятельных иррационалистических течений 20 в. является экзистенциализм (философия существования). Философия существования человека возникла между двумя мировыми войнами. Основные понятия: подлинное и неподлинное существование человека, свобода, ответственность, выбор, пограничная ситуация. Французские экзистенциалисты – Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, немецкие – М.Хайдеггер, К.Ясперс. Работы «Бытие и Ничто» (Сартр) «Бунтующий человек» (Камю), «Бытие и время» (Хайдеггер), «Духовная ситуация времени» (Ясперс). Сартр утверждал, что человек – единственное существо, у которого существование предшествует сущности. Хайдеггер называл язык – подлинным домом бытия.

Ситуация постмодернизма. Мир не поддается никакой переделке со стороны человека и не умещается ни в какие теоретические схемы. Релятивизм. Представители – Делез, Деррида.

4 Философии позитивизма присущ сциентизм. Сциентизм – культ науки, убеждение, что наука является высшей формой культуры, средством решения всех человеческих проблем.

  Позитивизм возник в 30-е гг. 19 века. Его создатель, О.Конт, всю прежнюю философию считал ненаучной, родственной мифу и сказке. Претензия на создание позитивной, т.е. научной философии. Закон трех стадий развития человеческого ума. Позитивная философия как сумма общих результатов, полученных в частных науках.

Второй этап в развитии позитивизма связан с научной революцией конца 19-начала 20 веков. Это эмпириокритицизм. Мах, Авенариус. Принцип экономии мышления, претензия встать выше материализма и идеализма, релятивизм.

Третий этап – неопозитивизм. Возник в 20-е гг. 20 в. Главные представители: Шлик, Карнап, Рассел, Витгенштейн, Рейхенбах. Одно из самых влиятельных течений 20 века. Анализ логики и языка науки. Принцип верификации как средство отличить научные высказывания от высказываний, лишенных научного смысла.

  Постпозитивизм возник в 60-е гг. 20 в. Яркие представители: Поппер и Кун. Предметом изучения является реальная история науки. Принцип фальсификации (Поппер). Парадигмальная модель развития Т.Куна. Изменение отношения к философии и другим видам знания.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!