Лекция 9 Философия в России (2 часа)



План

1 Этапы и особенности развития русской философии.

2 Полемика славянофилов и западников

3 Философия всеединства В.Соловьева

4 Религиозно-философский ренессанс начала 20 в.

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 2, гл.10.

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 2, гл. 11.

Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии: учебное пособие / А.Ф.Замалеев. - М.: Наука, 1991.

Лосский, Н.О. История русской философии /Н.О.Лосский. - М.: Сварог и К, 2000.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.

Русский космизм. Антология философской мысли. – М.: Педагогика- Пресс,1993.

 

1 От первого знакомства с философией, произошедшего еще в период крещения Руси, до появления в России философии как самостоятельной формы культуры прошло очень много времени. В таком качестве она существует немногим больше двух веков. Этот отрезок времени обычно подразделяется на четыре этапа.

Особенности: позднее становление самостоятельного философствования; связь с религией и искусством; антропоцентризм; постоянный интерес к философии истории; этическая направленность; идеал целостности; идея связи философии с жизнью; трудные условия развития.

2 Спор по проблемам философии истории в 30-40-е гг.19 века. Выступление Чаадаева как катализатор спора. Славянофилы: Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Самарин. Религиозная философия истории Хомякова. Понятие соборности. Понимание исторической миссии России, отношение к реформам Петра 1. Эволюция славянофильства: идеология официальной народности, почвенничество, учение о культурно-исторических типах.

Западники: Станкевич, Белинский, Герцен. Западники-либералы и западники-консерваторы. Критика славянофилов. Представления о путях развития России.

3 Вл.Соловьев как создатель первой философской системы. Принцип всеединства: истинное всеединство существует не за счет своих элементов или в ущерб им, а в пользу их развития. Онтология Соловьева. Мир как тео-космо-исторический процесс. Пять царств как ступени эволюции мира. Учение о Богочеловечестве. Гносеология Соловьева: идеал цельного знания. Учение о человеке. Философия истории. Социальная философия. Отношение Соловьева к спору славянофилов и западников. Влияние Соловьева на последующее развитие русской философии.

Четвертый вопрос готовится студентами к семинарскому занятию самостоятельно. Доклады по творчеству Бердяева, Франка, Булгакова, Флоренского, Ильина.

 

 

Лекция 10 Учение о бытии (2 часа)

План

1 Понятие бытия. Основные концепции бытия.

2 Основные формы бытия

3 Атрибуты материи: движение, пространство, время.

4 Самоорганизация бытия

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 3, гл.11,12.

 Философия: Учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. Раздел 3, гл.13,14,16.

1 Бытие – философская категория, обозначающая универсальную основу всякого существования. Подразумеваются два момента: в понятии бытия объединяются все многообразные сущие и указывается на связь, порядок различных вещей, событий, процессов.

В античности материя понималась как субстрат (первовещество, строительный материал), в философии Нового времени как субстанция (носительница свойств и отношений), в современном материализме как объективная реальность, т.е. всё то, что существует вне и независимо от сознания, и может бать познано людьми. В объективном идеализме материя понимается как физический мир, сотворённый нематериальной субстанцией (Богом, мировым разумом, мировой волей). Для субъективного идеализма материя не является объективной реальностью, описывается как комплекс человеческих ощущений. И материализм, и идеализм являются монистической философией, признают единство мира. Для материализма единство мира заключается в его материальности.

2 Два способа существования бытия: бытие объективной реальности и бытие субъективной реальности. Субъективная реальность – это внутренний мир человека, его мысли, переживания, эмоции и т.п. Объективная реальность - всё то, что существует вне и независимо от сознания. В философии материализма объективная реальность понимается как материя.

Основные формы бытия: 1) бытие природных вещей и процессов; 2) бытие социальных вещей и процессов; 3) бытие духовного в качестве индивидуализированного духовного и объективированного духовного.

Понятие материи: три этапа развития. Относительность противопоставления материального и идеального, их переход друг в друга.

3 Движениеесть всякое изменение, это способ бытия материи. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращения в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. покоя. Многообразие форм движения материи. Классификация форм движения Ф.Энгельса и современные представления

Развитие – качественные, необратимые изменения. Развитие может быть прогрессивным (с повышением уровня организации) и регрессивным (с понижением уровня организации).

Пространство и время – формы бытия материи. Две основных концепции пространства и времени. Концепция абсолютного пространства и времени (Ньютон). Концепция относительного пространства и времени (Эйнштейн). Свойства пространства и времени.

4 Современная наука признает самоорганизацию атрибутом материи подобно движению, пространству, времени, отражению и др. Сначала процессы самоорганизации были открыты в науках о живой природе (учение Дарвина о происхождении и развитии видов) и обществе (учения об обществе Конта, Маркса и др. классиков социологии). Наука второй половины 20 века показала, что процессы самоорганизации свойственны и неживой природе. Возникла новая область исследования – синергетика. Синергетика изучает сложные, открытые, самоорганизующиеся системы. Философское значение синергетики.

 

 

 Лекция 11 Учение о человеке (2 часа)

План

1 Человек как предмет философии

2 Специфика бытия человека. Многомерность человека

3 Цели, смыслы и идеалы в жизни человека

4 Свобода и ответственность личности

 

Литература

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел 5, гл.24-26.

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 5, гл.24-26.

 

1 Философское понятие «человек» объединяет всех нас в идее человека. Рассмотрению подвергаются общие собственно человеческие черты, а не второстепенные детали. В то же время такой «онаученный» подход недостаточен. Надо отразить и то, что человек уникален, неповторим, что человек есть тайна.

2 Бытие человека особое. Лишь в определенном отношении он является частью природы. Главное в том, что он обладает характеристиками, выделяющими его из природы, отличающими от животных предков. Отношение человека к природе опосредовано средствами труда. Человек производит, животное – нет. Человек не столько приспосабливается к среде, сколько преобразует ее в соответствии со своими потребностями. Даже свои первичные жизненные потребности он удовлетворяет в соответствии с нормами культуры, его представлениями о должном. Человек способен выходить за пределы чувственного опыта, конечного эмпирического мира, творить искусство, религию, философию. Изменяя мир, человек изменяется сам, следовательно, он свободное, самодетерминирующееся существо.

Человек – единственное существо, в котором представлены все основные формы бытия: природное, социальное, духовное. Взаимосвязь природного и социального в человеке. Философские дискуссии о сущности человека.

3 Цели, смыслы, идеалы принадлежат духовному измерению человека. Понятие духовности, его основные светские и религиозные значения. Общее в них: устремленность к высшим ценностям, идеалам, свобода, высокая разумность.

Важность обретения человеком смысла своей жизни. Три основных философских позиции относительно смысла жизни.

  4 Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». С личностью связана судьба высших духовных ценностей, прежде всего свободы. Свобода как сознательный выбор человеком линии своего поведения, соответственно не только содержанию внешних обстоятельств, но и состоянию своего духовного мира. Виды свободы: внешняя (социально-экономическая, политическая) и внутренняя (субъективно-нравственная), негативная («свобода от») и позитивная («свобода для»). Свобода не есть произвол и вседозволенность. Ответственность – оборотная сторона свободы.

 

Лекция 12 Философия сознания

План:

1 Современные подходы к изучению сознания

2 Психика, ее структура и функции

3 Действительность, мышление, логика и язык

 

Литература

 

Философия: Учебник для бакалавров /ред. В.Н.Лавриненко, – М.: Юрайт, 2012. Раздел 3, гл. 17.

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. Раздел , гл. 13.

1 Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие утверждали, что попытки понять сознание тщетны, также как и попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Позиции идеализма, материализма, дуализма. Критика вульгарного материализма.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она - носитель и причина его возникновения. Отражение и его виды. Отражение как генетическая предпосылка сознания.Смысл современных утверждений: «сознание – не факт, а акт», «мыслит не мозг, а человек при помощи мозга».

Между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, образы - идеальные копии материальных объектов.

Единство и связь: психические явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат.

Сущностью сознания является его идеальность, это его интегральная характеристика. Связь с трудом и общением. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами культуры, созданными предшествующими поколениями, прежде всего, способностью отражать объекты в формах языка, знаков, и превращать образы головы посредством деятельности в реальные предметы.

2 Психика человека - это вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Фрейд о соотношении бессознательного (Оно), сознания (Я) и социальных норм, которые стали содержанием сознания индивида (Сверх-Я). Юнг о коллективном бессознательном. Понятие архетипа.

3 Мышление. Формы и законы мышления изучает логика. Неразрывная связь языка и мышления. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта. " Всякое слово - уже обобщает". Данный факт существенным образом влияет на функционирование органов чувств человека. Чувственное восприятие конкретных событий, явлений зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта от языка, понятийного аппарата, используемого человеком. Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие и существенные свойства, отношения предметов и явлений.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!