Российский Государственный архив древних актов 4 страница



Политическая роль двора проявилась еще в царствование Иоанна Грозного, опричники которого охраняли его от «боярской и земской крамолы»[40]. При Петре I двор состоял из верных царю потомков боярских родов и новых ставленников царя — главных проводников западной культуры. Россия при преемниках Петра I обрела вид сословно-дворянского государства.

Дворцовые перевороты XVIII в. создали вокруг престола своеобразную правящую прослойку, состоящую из лиц различного социального происхождения. Так, в разное время обер-егермейстерами были А.П. Волынский и А.Г. Разумовский, обер-гофмаршалом — Г.Г. Орлов, обер-гофмейстером — Н.И. Панин.

В XIX в. двор представлял собой замкнутую систему «государство в государстве», со своей сословно-бюрократической иерархией, своими атрибутами государственной власти — флагом и гербом, военными формированиями, аппаратом управления, своей территорией.

В начале XX в. придворные составляли особое сословие, окружавшее императора и, по мнению современников, отдалявшее его от народа.

 


ВЛАСТЬ ЦЕРЕМОНИАЛОВ И

ЦЕРЕМОНИАЛЫ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

 

«Да здравствует великий государь!»

 

Коронации русских царей и императоров

 

В Россию и Западную Европу обряд помазания и венчания на царство, а также вручения императорских регалий перешел из Византийской империи. Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Преемники Святого князя Владимира — Ярослав Мудрый, Изяслав, Всеволод I и Святополк II — хотя и были христианами, но в летописях не упоминается о том, что их вступление на престол сопровождалось коронованием. Сам обряд «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. С XIII в., при монгольском иге, поставление русских князей на княжество происходило в Орде. Однако в источниках есть сведения, что одновременно с этим совершался и прежний обряд «посажения на стол»[41]. Так, в 1251 г. Александр Невский, пожалованный в великие князья, вернулся из Орды и прибыл во Владимир; митрополит Кирилл встретил его с крестом и святыми иконами у Золотых Ворот и «посадил на стол» Ярослава.

В древнерусской фразеологии выражение «съдъ на столъ» означало княжеское правление. «Стол» — престол, трон князя. «Сидеть на столе» мог только великий князь[42]

Избранного вечем великого князя при въезде его в город встречали крестным ходом. В местном соборе он слушал молебствие, садился на «отчий стол» (престол), и духовны и владыка благословлял его крестом. Начиная с Василия Темного поставление на великое княжение происходило в Московском Успенском соборе.

В 1498 г. состоялось венчание па царство внука Иоанна III — Дмитрия. Как отмечает в своем исследовании О.В. Мареева, «венчание Дмитрия Ивановича, судя по всему, было отнюдь не первым венчанием в русской истории. В некоторых письменных источниках XV начала XVI в. говорится о «царском венце», возлагаемом на великих князей»[43]. Великокняжеское венчание Дмитрия Ивановича — это не косвенное упоминание о возложении «царского венца», а первый дошедший до нас письменный официальный документ[44].

Коронационные регалии символизировали основные идеи верховной власти; слово «венец», происходя от слова «вить» или «соплетать», буквально значит также «соединять». «Посему царский венец служит знамением теснейшаго соединения царя яко главы с народом — знамением утверждения верховной власти его над народом от Господа, во имя коего возлагается на царя царский венец, а также знамением собственных достоинств венчаннаго»[45].

Для ослабления самовластия бояр Иоанн IV решил принять титул царя. Для этого необходимо было церковное благословение и возложение на приемлющего сан царских регалий, принадлежавших греческим царям. 16 января 1547 г. состоялось венчание на царство Иоанна IV. Знаки царского сана — крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха — были возложены на Иоанна IV митрополитом. Митрополит возвел Иоанна IV на заранее приготовленное царское место и говорил ему поучение, а затем во время литургии возложил на него золотую цепь Мономаха. В тот же день для митрополита, епископов и знатных людей у царя была устроена трапеза, розданы дары, нищим подавалась милостыня. Таким образом, со времен Иоанна Грозного древний обряд посвящения па царство в России — «посажение на стол» — уступает место новой форме царского венчания «по древнему цареградскому чиноположению». Во всех официальных бумагах московские великие князья стали называться царями.

В коронационном церемониале наряду с другими регалиями использовались троны. «Трон Ивана Грозного», вероятно, был выполнен по заказу в 1547 г. Вся поверхность деревянного трона облицована пластинами резной слоновой кости. Большинство изображений повествует о добродетели, мудрости и храбрости царя Давида. «Сидеть на возвышении — привилегия божества или его земного заместителя (царя). Отсюда сакральность трона (алтаря) как места пребывания высшего символа порядка. Такое возвышение — своего рода пуп земли, та точка, через которую проходит мировая ось, одним из воплощений которой является трон (алтарь, стол, мирровое дерево, гора и другие варианты)»[46].

Вероятно, одним из инициаторов принятия царского титула Иоанном Грозным был митрополит Макарий. К укреплению авторитета государя внутри и за пределами России при помощи нового титула, должно быть, стремились и родственники Иоанна IV Глинские. В марте 1547 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси» вступил в брак с Анастасией, дочерью представителя старинного московского боярского рода Р.Ю.Захарьина. Родственники молодой царицы вскоре заняли видные места в правительстве.

31 мая 1584 г. состоялась коронация Федора Иоанновича. В этот день торжественная процессия во главе с митрополитом, архиепископами, епископами вышла из дворца и направилась к Благовещенскому собору. Потом царь со всей знатью пошли в Собор архангела Михаила, а оттуда — «в церковь Пречистой (Prechista) Богоматери, которая является их кафедральным собором. В центре ее было царское место, которое занимали в подобных же торжественных случаях предки царя. Его одежду сняли и заменили богатейшим и бесценным на рядом. Царя возвели на царское место, его знать стояла вокруг по чинам <...>; митрополит надел корону на голову царя, <...> перед царем помещались все шесть венцов — символы его власти над землями страны, и лорд Борис Федорович стоял по правую руку»[47], — вспоминал Д. Горсей. После того как митрополит благословил нового царя, его свели с царского места, церемониальное шествие направилось к Великим церковным вратам, сопровождаемое криками народа: «Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси».

При венчании на царство в 1584 г. Федора Иоанновича митрополит Дионисий впервые дал в руки царю скипетр, ставший символом верховной царской власти. «Скипетр означает жезл, коим зависящие и подчиненные, как ветви на дереве, охраняются и держатся <...> Посему быть под скипетром значит быть в зависимости, в какой находятся ветви от дерева, дети — от своего родоначальника, верующие — от Спасителя»[48]. При больших выходах скипетр несли перед царем стряпчие. Борис Годунов нес скипетр при венчании на царство Федора Иоанновича. Дмитрий Иванович Годунов шествовал с одним из венцов царя. Современники отмечали большое влияние при дворе представителей семьи Годуновых, что нашло свое отражение в их участии в церемонии коронации. В тот день Борис Годунов был возведен в сан конюшего и получил титул ближнего великого боярина и наместника двух царств — Астраханского и Казанского. После краткой речи, произнесенной в палате Думы, царь допустил каждого поцеловать его руку. Затем он перешел на свое царское место за столом. Празднества продолжались целую неделю и завершились так называемой царской пальбой из 170 больших орудий разного калибра в двух милях от города.

За честь быть первым принятым новым царем и вручить ему подарки среди иностранных купцов шли подлинные сражения. Так, Д. Горсей заявил, что скорее допустит, чтобы ему отрезали ноги, чем позволит подданному короля Испании опередить его в поднесении подарков, так как это являлось бы демонстрацией неуважения к английской королеве. Узнав от приближенных о высказываниях Горсея, царь распорядился принять его первым. «Он был допущен поцеловать руку царю, который милостиво принял подарок и обещал из уважения к своей сестре королеве Елизавете быть для английских купцов столь же милостивым, сколь был его отец»[49].

Вскоре после коронации царя Федора Иоанновича по всей стране сместили уличенных во взятках судей, военачальников, наместников. Новым чиновникам было приказано вершить правосудие, не взирая на лица. Для поощрения их деятельности им увеличили годовое жалованье и земельные владения. Налоги, взимающиеся с населения, были уменьшены, а некоторые совсем отменены. Таким образом, произошли серьезные перемены в управлении, причем без потрясений, мирным путем. Подобная политика свидетельствовала о силе Русского государства и вызвала переполох в стане соседей: с визитом в Москву нагрянули из Астрахани Мурат-Гирей, бывший несколько месяцев на крымском престоле; более тысячи польских дворян перешли на службу к русскому царю; свои услуги предлагали черкесы и уроженцы других стран. Гонцы из разных государств наперебой спешили засвидетельствовать свое почтение Федору Иоанновичу.

Борис Годунов венчался на царство 1 сентября 1598 г. с особенной торжественностью, вследствие участия в чине коронования патриарха. Патриарх Иов подал царю кроме обычных регалий державу. Чин венчания был также дополнен новыми молитвами и действиями.

Торжество христианства над миром утверждал крест, венчавший золотой шар державы, олицетворяющий Землю. Первый русский патриарх Иов при венчании на царство Бориса Годунова поднес царю державу со словами: «Сие яблоко — знамение твоего царствования. Как это яблоко держишь в своей руке, так держи все царство, данное тебе от Бога, защищая от врагов непоколебимо»[50].

Во время посольских приемов она лежала на серебряной подставке слева от царя. В тот день некоторым лицам были пожалованы звания конюших, бояр и окольничих; выдано двойное жалованье служилым людям; купцы получили право беспошлинной торговли на два года; земледельцы были освобождены на год от податей; заключенные в темницах получили свободу, а вдовам и сиротам раздали деньги и провиант. Новгородцам разрешена была свободная торговля с Литвой и немцами и пожалована грамота об уничтожении у них откупных кабаков и отмене оброка с их дворов, лавок и других торговых помещений. Сын Бориса Годунова Федор погиб после двухмесячного царствования, не дождавшись венчания.

В день въезда в Москву Дмитрия Самозванца в городе звонили во все колокола. Народ так заполнил улицы, что невозможно было пройти; крыши, стены, ворота, через которые Дмитрий должен был проезжать, были усыпаны людьми, многие из которых плакали от радости. На лобном месте Лжедмитрия встречало духовенство. Бояре преподнесли ему одежду, украшенную драгоценными каменьями. Вскоре после прибытия Самозванца произошли перемены при дворе; дьяки, подьячие, конюшие, ключники, стольники, повара и слуги были удалены и заменены доверенными лицами нового правителя. Приближенным Лжедмитрия былипожалованы высокие должности, большие жалованья. Царь приказывал им одеваться в немецкое платье, отличавшееся особой роскошью.

Из немцев и лифляндцев царь выбрал 300 человек и учредил отряд алебардщиков (200 человек) и конных стрелков (100 человек). Во время выходов Лжедмитрия они находились впереди и сзади него.

Невеста Лжедмитрия Марина Мнишек въехала в Москву 2 мая 1606 г. в окружении свиты, состоявшей более чем из 400 человек. От триумфальных ворот до Кремля ее приветствовали дворяне и боярские дети в нарядных одеждах. Царское венчание Мнишек состоялось в Успенском соборе, после обряда обручения на литургии патриарх надел на царскую невесту мономахову цепь, помазал ее миром и причастил, но держава и скипетр ей не были поданы. По окончании поздравлений совершен был третий обряд — брачное венчание Лжедмитрия с Мариной Мнишек. На следующий день с раннего утра до позднего вечера гремела в Москве музыка и били барабаны.

Василий Иванович Шуйский, воспользовавшись недовольством москвичей (народ был возмущен венчанием на царство иноземки-католички и своеволием прибывших с ней поляков), произвел ночью с 16 на 17 мая переворот и был провозглашен царем. При восшествии на престол Шуйского собор вызвал в Москву патриарха Иова, чтобы он вместе с патриархом Гермогеном освободил народ от клятвы, данной Годунову. Для разрешения от клятвы всенародно с амвона читана была архидиаконом прощальная или разрешительная грамота в неисполнении крестного целования.

Извещая о своем воцарении, Шуйский разослал по городу две «подкрестных записи». В одной из них он целовал крест в том, что не будет предавать смертной казни без суда, слушать ложные доносы, брать в казну имущество жен и детей преступников и будет оберегать людей от насилия. Согласно другой записи, подданные должны были присягать царю, каждый клялся, что «в еде, питье, платье и ни в чем другом лиха никакого не учинит, а кто станет говорить о каком-нибудь лихе против государя, о том доносить последнему или его приближенным, иного царя не искать, с изменниками не сноситься и в другое государство не отъезжать»[51].

1 июня 1606 г. состоялось венчание на царство Шуйского; 6 июня царь разослал грамоту, в которой говорил о намерении Самозванца ввести на Руси римскую веру, перебить бояр, дворян, голов, сотников, стрельцов и «черных людей». Царь оправдывался в своем вступлении на престол, а государство раздирали смуты. 20 июля 1610 г. разослана была по городам грамота о свержении Шуйского с престола и избрания царя «всею землею»[52].

2 мая 1613 г. Михаил Федорович Романов находился в Москве, а на воскресенье, 11 июля была назначена коронация. В период подготовки к торжеству посередине Успенского собора устроили возвышение, от которого к алтарю вели 12 ступеней, обитых алым сукном. На возвышении — чертоге — был поставлен «престол» для царя и рядом стул для митрополита. От последней ступени и до Царских Врат разостлали алое сукно, а по обе стороны находились скамьи для высшего духовенства, украшенные персидскими коврами, бархатом, атласом и т.д.

Накануне торжественного дня в Успенском и других соборах, во всех столичных монастырях и церквах отправлены были всенощные бдения. На рассвете 11 июля начался звон кремлевских колоколов, продолжавшийся до прибытия царя в собор, внесения креста с частью Животворящего Древа и регалий — царской диадемы (бармы), царского венца (шапки), скипетра, державы (яблока) и цепи «аравийского золота». В соборе ожидали митрополит и священнослужители. Когда регалии были размещены на трех аналоях, митрополит Ефрем послал царю известие, что к началу торжества все готово.

Шествие царя в собор из Золотой палаты открывали бояре, затем следовали окольничьи и 10 стольников. Перед царем шел протопоп Кирилл с крестом и святой водой, окропляя ею путь Михаила Федоровича. Справа и слева от царя шли окольничьи, стрелецкие головы и разные чиновники. Замыкали шествие бояре, думные люди, окольничьи, стольники, стряпчие, московские дворяне, дети боярские, дворяне из других городов и т.д.

По вступлении шествия в собор было провозглашено многолетие царю. После молебна митрополит возвел царя на чертожное место, а сам сел на стул по левую руку от царя. Правую сторону от Михаила Федоровича заняли бояре и светские власти, левую — соборные старцы. Остальное духовенство разместилось на скамьях, в направлении от чертожного места до амвона. Спустя небольшое время царь и митрополит встали, и государь обратился к владыке с речью. В ответном слове митрополит, описав смутные времена, освобождение Москвы и само избрание царя, торжественно объявил, что, по праву родства с царем Федором Иоанновичем и согласно всенародному решению, духовенство благословляет Михаила Федоровича «на великия и преславныя государства русского царства и венчает по древнему царскому чину и достоянию»[53].

После возложения креста на царя была прочитана малая эктения и митрополит благословил Михаила Федоровича. Затем митрополит возложил бармы на плечи государя, после молитвы — царский венец на его голову. Взяв Михаила Федоровича за руку, он возвел его на царское место, на чертог, затем благословил царя, поклонился ему и встал слева от царя; тот ответил митрополиту поклоном, слегка приподняв венец. После этого митрополит передал Михаилу Федоровичу скипетр (тот взял его в правую руку, а державу в левую) и произнес речь.

Царь поклонился митрополиту. После благословения духовенства митрополит Ефрем, еще раз благословив царя, взял его за правую руку и посадил на престол, а сам занял место слева на стуле. После эктении протодиакон с амвона возгласил многолетие государю; протоиереи и священники пропели многолетие в алтаре, а затем его повторили певчие на правом и левом клиросах. Духовенство собралось у чертежного места, чтобы поздравить царя. Когда государя поздравили бояре, окольничьи и остальной народ, митрополит обратился к Михаилу Федоровичу с поучительным словом, объясняя важность его сана и обязанностей, этим саном налагаемых. Осенением крестом и молением завершился обряд царского венчания. Во время обедни царь стоял во всех знаках царского достоинства, кроме цепи.

После малого входа, когда архидиакон подносил ему для целования Св. Евангелие, во время чтения Св. Евангелия и во время великого выхода венец на золотом блюде держал Иван Никитич Романов. После великого входа у Царских Врат митрополит возложил на царя золотую цепь, присланную, по преданию, императором Византии Константином Мономахом.

Встав у самых Царских Врат, государь вновь снял с себя венец и передал его И.Н.Романову, скипетр — князю Д.И. Трубецкому, державу — князю Д.М. Пожарскому (по другим источникам — Ф.И. Шереметеву). Архиереи подали митрополиту Святое Миро, и он совершил миропомазание царя. По причащении Святых Тайн государь вновь принял знаки царского сана и возвратился на свое место. После литургии митрополит и духовенство поздравили царя с миропомазанием и принятием Святых Тайн. Михаил Федорович, поблагодарив поздравивших и пригласив их к своей царской трапезе, вышел из собора и направился к Архангельскому собору, сопровождаемый всеми светскими властями, быв шими на торжестве. При выходе из южных дверей собора боярин Ф.И. Мстиславский трижды осыпал царя золотыми и серебряными монетами. В Архангельском соборе государь приложился к мощам Святых Угодников и поклонился гробницам царским и княжеским. По выходе из собора царь снова был трижды осыпан монетами. Из Благовещенского собора Михаил Федорович проследовал в палаты. В это время в Успенском соборе были убраны престол, скамьи и ковры, а сукна и украшения чертожного места разобраны в память царского венчания народом.

В Грановитой палате был устроен пир, на котором присутствовали высшее духовенство и представители светской власти. Всем присутствовавшим было приказано быть «без мест» и запрещено в местнических спорах ссылаться на должности и места, которые каждый занимал в эти дни. Во время обеда Михаил Федорович находился за особым столом, на трапезе ему служил постельничий К.И. Михалков. Наблюдал за царским кушаньем стольник Б.М. Салтыков. За ближайшим к царю столом, предназначенным для высшего духовенства, наблюдал стольник В.М. Бутурлин, а стольник князь Ю. Еншин-Сулешев следил за столом, где разместились бояре, окольничьи, думные люди и т.д. Вино находилось под наблюдением стольника И.Ф. Троекурова, а должность виночерпия исполнял князь А.В.Лобанов-Ростовский.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!