Российский Государственный архив древних актов 2 страница



Культурные процессы сложны и многоплановы, они могут быть исследованы разными методами. Поэтому в настоящее время существует множество концепций культуры. С философской точки зрения культура — это выражение мировоззрения общества в формах литературы, искусства или мышления.

Социология рассматривает культуру как систему символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям; систему верований, ценностей и норм поведения, которые организуют социальные связи; и наконец, как организацию вещей и явлений, основанных на символах, убеждениях, языке, обычаях и т.п.

«Внешность, т.е. одежда, пища, жилище, все это — части немого языка культуры, который говорит тем красноречивее, чем резче противоречит окружающей внешности. Завоевать право на такое открытое противоречие — значит очистить путь новой идее, новому социальному факту, преодолеть важное препятствие для его вступления в жизнь»[8], — писал П.Н. Милюков.

Обычай — это определенный порядок поведения людей в обществе[9]. Обычай складывается в процессе развития социальной жизни, которая, несмотря на многообразие и сложность, характеризуется повторяемостью сходных ситуаций. В самом широком смысле слова к обычаям относятся формы общественно-политической деятельности, приемы и способы труда, формы семейно-брачной жизни, взаимоотношения в быту и т.д. Обычай — это действия, стихийно передающиеся от коллектива к личности, от одного поколения к другому. К обычаям нельзя относить нормы, исполнение которых поддерживается государством. Обычай — это элемент принятого в обществе образа жизни. При развитии общества происходит борьба старых и новых обычаев. Обычай, отличающийся особой устойчивостью и сохраненный благодаря усилиям людей поддерживать унаследованные от предыдущих поколений формы поведения, является традицией. Для традиции характерно внимание не только к внешним формам поведения, но и к его внутреннему содержанию. Когда форма поведения начинает контролироваться правовыми актами, она становится церемониалом, призванным поддерживать гармоничную связь между поколениями в рамках конкретного народа, социальной группы, исторической общности.

Церемониал — это некий культурный посыл одной социальной группы другой. Основная идея поведения, внутренний смысл светского церемониала заложены в церковных ритуалах, а внешние формы проведения могут быть заимствованы из традиций повседневной светской жизни.

Этикет представляет собой определенную систему знаков; он имеет свой словарь — набор символов и грамматику — правила сочетания знаков и построения текстов. Но, в отличие от ритуалов, этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер, специфика ситуации диктует выбор знаков общения. Участники ритуального общения ведут себя строго в соответствии со своим социальным статусом. Во время ритуала человек является прежде всего представителем класса, общественной группы, его общественное положение диктует язык ритуального поведения. Нарушение этих правил — вызов общественной морали, подрыв нравственных устоев сообщества, предпосылка к созданию критической, революционной ситуации. Если в государстве происходит смена формы правления, то новые власти начинают вводить новые ритуалы.

Этикет определяет внешние формы поведения и обращения с другими людьми — интонацию, тон, выражение речи, стиль кроя и украшения костюма. Совокупность всех этих свойств называется манерами[10]. Отношение к ним различно у различных социальных групп. Для аристократа благородное поведение означает принадлежность к «высшему свету», это знак исключительного положения в обществе в XVIII — XIX вв. Просветители XVIII в. рассматривали этикет как средство власти. Он объединял европейское дворянство как главную социальную опору монархической власти. В среде европейского дворянства XVIII — начала XX в. существовал стиль жизни, способ существования придворной публики и европейских монархов, получивший собственно название «этикет».

Одновременно с развитием и укреплением власти «третьего сословия» — буржуазии — этикет начинает приспосабливаться к изменившимся социальным условиям. Он перестает быть привилегией аристократов, которые теряют былое богатство и власть. Буржуазия стремится подражать в стиле жизни дворянскому сословию, при этом внешние формы преобладают над содержанием.

 

Лишь в XX в. происходит демократизация этикета. Сам стиль жизни становится все более универсальным. Человек предстает в обществе: как участник экономического процесса; как участник политического процесса; как член определенного профессионального сообщества; как потребитель и, часто, создатель культурных ценностей; как турист и т.д.[11]

В наше время европейский этикет потерял свой сословный характер. Выработались принципиально новые формы этикета, основанные на профессиональных особенностях, своеобразии тех или иных жизненных ситуаций, специфичности некоторых сфер жизнедеятельности современного общества. Человек — существо социальное, общение для него — важная часть жизни. Общаться можно «грамотно» и «безграмотно». Общение может стать либо стеной, разделяющей людей, либо, напротив, «величайшей роскошью бытия», как отмечал А. де Сент-Экзюпери.

В каждой культуре, каждом обществе есть своего рода кодекс правил общения, который пронизывает практически все виды и официального, и неофициального взаимодействия. Чем больше потрясений в политической жизни государства, тем резче изменения в формах и бытовых условиях жизни и тем дальше отодвигаются от современных поколений прошедшие эпохи. «Современное общество легко и развязно отрекается от недавних еще законов жизни, с презрением и насмешкой машет рукой на прежний бытовой уклад и умышленно разрывает всякую связь с родным прошлым»[12] — эти слова Е.Н. Опочинина, прозвучавшие в 1909 г., удивительно созвучны сегодняшнему времени. Между тем, чтобы «осмотрительнее и вернее идти вперед, хорошо иногда припоминать, откуда идешь»[13].


ВЛАСТЬ ЦЕРЕМОНИАЛОВ И

ЦЕРЕМОНИАЛЫ ВЛАСТИ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА

 

«Век при дворе...

да при каком дворе!»

 

Русский императорский двор

 

В настоящее время европейский этикет — явление достаточно однородное. Однако это единство возникло не сразу. Светский церемониал сравним с законченной по смыслу художественной фразой. «Грамматика» церемониалов составлялась при дворе императора. Особые правила, регламентирующие жизнь двора, начали складываться еще в Древнем Риме в период укрепления императорской власти. Византийский император Константин, формируя иерархические отношения среди аристократии, ввел титулы. Соответственно рангу и титулу каждый придворный участвовал в церемониях, выполняя строго определенные функции[14].

В Средние века возник социальный институт двора. Главной его функцией было поддержание престижа монарха. При дворе оценивались не столько профессиональные качества человека, сколько его вклад в придворную культуру, важными составляющими которой являлись церемонии дипломатических приемов, турниры, охоты, балы. Рыцари, дипломаты, придворные художники имели свой социальный статус и свои строгие правила поведения.[15]

В XVI в. устанавливаются тесные дипломатические и торговые отношения между Россией и Англией. Царь Иоанн Грозный состоял в личной переписке с Елизаветой I. Известно, что он не только ратовал за военный союз с Англией, но и стремился породниться с королевским домом в 1582 г. он собирался жениться на Марии Гастингской, графине Голтингтонской. Однако брак не состоялся, царь получил отказ. Чтобы подсластить горькую пилюлю, Елизавета поручила послу передать Иоанну IV, что он может приехать в Англию в любое время, как приезжает в свои владения[16].

Вскоре после бегства князя Курбского (в 1564 г.) Иоанн Грозный уехал из Москвы в Александровскую слободу и возвратился на царство с условием учредить опричнину для расправы с изменниками. «Это был особый двор, какой образовал себе царь, с особыми боярами, дворецким, казначеями и прочими управителями, дьяками, всякими приказными и дворовыми людьми, с целым придворным штатом. Летописец усиленно ударяет на это выражение «особый двор», на то, что царь приговорил все на этом дворе «учинити себе особно»[17], — писал В.О. Ключевский. Из служилых людей царь отобрал 1000 человек, которым за стенами Белого города были отведены улицы с несколькими слободами.

Все государство разделилось на две части — земщину и опричнину. Во главе первой — Боярская дума, во главе второй — царь, не отказавшийся от верховного руководства Боярской думой. Опричнина Иоанна Грозного была своеобразным уделом, который он выделил из земщины. Она получила значение своеобразного института полицейского надзора по вопросам государственной измены.

Среди титулованного боярства в XVI в. утвердился взгляд на свое политическое значение как на наследственное право, полученное независимо от государя. Такой взгляд облекался в тройную систему служебных отношений — местничества. Боярство боролось не только за военные должности, но и за места за государевым столом и во время придворных церемоний. Местничество мешало боярам сплотиться в единый политический класс.

В конце XVII в. двор московского царя составляли так называемые столичные чины. В официальных актах они назывались царедворцами в отличие от «шляхетства всякого звания», т.е. от городских дворян и боярских детей. В мирное время столичное дворянство составляло свиту царя, исполняло различные придворные службы, выставляло из своей среды персонал центрального и местного управления. В военное время из него формировался собственный полк царя. За свою службу столичное дворянство получало повышенное, по сравнению с провинциальным, жалованье.

Ярким свидетельством особого положения царя в русском обществе является форма устных и письменных обращений к нему подданных. Просьбы, подаваемые царю Алексею Михайловичу, подписывались пренебрежительным именем — не «Степан», а «Степка». Патриарх и прочее духовенство — «богомолец твой». Думные бояре, все дворяне и прочие воинские чины из народа — «холоп твой». Купцы первого разряда — «мужик твой». Купцы низшего разряда и иностранцы «сирота твой». Деревенские жители — «крестьяне твои». Слуги думных бояр — «человек твой»[18].

Постепенно сложился образ царя — сверхчеловека, земного божества. Царь Алексей Михайлович имел следующий титул: «Мы, Божией милостию Великий Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович, веся Великия, Малыя и Белыя России самодержец, Государь Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверской, Угорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Государь и Великий Князь Новгорода Нижнего, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всех Северных стран Повелитель, Государь Иверских, Карталинских и Грузинских князей, и многих других стран Восточных, Западных и Северных наследник от Отца и Деда, Государь и Повелитель».

Атрибутом царской власти и российской государственности еще с Ивана III был герб — двуглавый орел. На государственной печати 1667 г. орел изображен под тремя коронами с державой и скипетром в лапах. На груди у него щиток с фигурой всадника на коне — старинный герб Московского княжества. Вокруг написан полный титул царя Алексея Михайловича. Титул играл важную роль в международных отношениях. Еще в 1489 г. в Москву приехал представитель императора Фридриха III Юрий Траханиот. От имени императора он предложил государю всея Руси корону Священной Римской империи. В своем ответе Иван III заявил, что не нуждается ни в чьем покровительстве, поскольку «прародители» его были «в братстве... и любви» с византийскими государями. Этот отказ имел принципиальное политическое значение. Русское государство подчеркивало свою полную независимость от Империи. Ведь по стандартам средневековья Император — светский глава европейских государей. Короли Франции, Испании, Англии, Польши ниже его по рангу.

Если в дипломатической переписке титул «великий князь» переводили как «принц» или «герцог», то слово «царь» либо не переводили вовсе, либо переводили как «император».

В 1721 г. по случаю окончания войны со Швецией Сенат преподнес Петру I титул «Император Всероссийский». Эта церемония состоялась в церкви Святой Троицы по окончании литургии и прочтении ратификации заключенного со Швецией мира. Архиепископ Псковский Феофан Прокопович в своей проповеди сказал: «Государь заслужил название отца Отечества, Великого Императора»[19]. Вслед за этим весь Сенат приблизился к Петру Алексеевичу, и государственный канцлер Г.И. Головкин просил от лица сословий принять в знак их верноподданнической благодарности титул Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого. Церемония завершилась при звуках труб и литавр, после чего началась пальба из всех пушек крепости, Адмиралтейства и 150 галер, прибывших накануне и расставленных на реке напротив Сената. В то же время загремел беглый огонь полков в составе 27 тысяч человек, возвратившихся из Финляндии. Императорский титул ставил русского государя равным с единственным тогда императором Священной Римской империи германской нации, что вызвало протест многих европейских государств. Согласно Указу от 1721 г., император имел следующий титул: «Божиею поспешествующего милостию мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и Великий князь Смоленский, князь Эстляндский, Лифляндский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и Великий князь Новгорода, Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северный страны, повелитель и государь Иверские земли, Картлинских, и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных наследник, государь и обладатель».

В грамотах внутри государства титул император сокращался: «Божиею милостию мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский». В указах из Сената и коллегий: «Указ Его Величества императора и самодержца Всероссийского».

На протяжении XVIII — XIX вв. титул все более усложнялся, включая в себя названия всех вновь присоединенных к России территорий. Государь Александр III , например, именовался: «Божиею споспешествующего милостию мы, Александр III, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский, государь Псковский и Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский <...> и всея Северныя страны повелитель и государь Иверский, Картлинские и Кабардинские земли и области Арменския, Черкасских и горских князей и иных, наследный государь и обладатель, наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голстинский, Стор­манский, Дитмарсенский и Ольденбургский и проч. и проч.».

В 1856 г. Александр II утвердил рисунки Большого, Среднего и Малого Государственных гербов, a 11 апреля 1857 г. было опубликовано их подробное описание.

В них был внесен ряд нововведений. Если в царствование Николая I крылья орла были широко распростерты, то теперь они подняты. Было также изменено положение Св. Георгия Победоносца. Тогда же утверждены были и многочисленные рисунки гербов для всех членов императорского дома.

В центре герба императора, учрежденного в 1856 г., — двуглавый орел под тремя коронами. На груди орла, в щитке, изображен старинный «герб московский» — Св. Георгий, поражающий дракона. Двуглавый орел помещен на большом желтом щите, который поддерживают архангелы Михаил и Гавриил. Фон щита — императорская мантия, увенчанная шлемом Св. Александра Невского. Над шлемом возвышается императорская корона. Вокруг всей композиции расположены эмблемы царств Казанского, Астраханского, Сибирского, Грузинского и т.д. Некоторые эмблемы увенчаны соответствующими царскими венцами и коронами.

Из всех государственных регалий флаг — наиболее наглядная и неприкосновенная эмблема. В отличие от герба, который фигурирует в печатях правительственных учреждений и т.д., флаг имеет одно лишь назначение — представлять свое государство за его пределами, охранять своих граждан и его владения. В значении избранных для флага цветов заключается одна из главных его символик — быть эмблемой государства, возможно даже более сильной, чем герб. Создание флага свидетельствует об укреплении государства. У императора был собственный флаг-штандарт — золотое полотнище с вышитым черным двуглавым орлом. Черный орел в золотом поле был заимствован Иоанном III из Византии и впервые появился на печати царя в 1497 г. Черный цвет как государственный для России можно проследить, начиная с черного знамени Дмитрия Донского на Куликовом поле; черным был воск официальных печатей до образования Московского государства; частный русский коммерческий флаг, учрежденный Петром I в 1693 г., «по гербу Российского царствия»[20] был изготовлен из белой тафты с черным двуглавым орлом, держащим золотые скипетр и державу. Петр ввел также кокарды «по Российскому гербу»[21], белые с черным и оранжевым.

Члены российского императорского дома имели право на особые титулы, гербы и содержание. У наследника и его супруги были собственные флаги, им отдавались военные и морские почести. Вдовствующая императрица сохраняла преимущества, которыми пользовалась при жизни супруга. Служба членов российского императорского дома мужского пола начиналась с 16 лет в гвардейских полках.

Российский императорский дом — это учреждение, состоявшее из членов императорский фамилии, которое было законодательно оформлено указом Павла I от 5 апреля 1797 г. Члены императорского дома составляли особую сословную группу; они могли быть при определенных условиях призваны на престол или вступить в брак с лицами, имевшими это право. Права и преимущества передавались только по мужской линии. Старший из императорских сыновей носил звание цесаревича. Лишь однажды это правило было нарушено: Павел I за храбрость, проявленную во время швейцарского похода А.В. Суворова, пожаловал титул цесаревича своему второму сыну, великому князю Константину.

Своих ближайших помощников российские императоры зачастую выбирали из людей незнатного происхождения либо из иностранцев, которых привлекали на службу. Так, при Петре I президентом Военной коллегии был генерал-фельдмаршал светлейший князь А.Д. Меншиков, генерал-прокурором — П.Я. Ягужинский, вице-канцлером барон П.П. Шафиров. Для возвышения своих сподвижников он добился от германского императора присвоения им титулов князей и графов Римской империи, учредил на Руси титулы графа и барона. Но среди его приближенных было много и представителей старинной знати: Б.П. Шереметев, ставший графом и генерал-фельдмаршалом, князья Дмитрий и Михаил Голицыны, Я.Ф. Долгоруков, Н.И. Репнин, Ф.А. Головин и другие.

Идея разделения служилых людей на категории в зависимости от их достоинств, выслуги лет и занимаемой должности родилась в царствование Федора Алексеевича (1676 — 1682). Одновременно с отменой местничества московские дьяки разработали проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничьих и других думных людей по 34 статьям, стремясь создать отвечающую времени административную систему государственной службы. Но в связи с кончиной Федора Алексеевича проект не был осуществлен и к 1696 г. — году единоличного воцарения Петра I — в бояре и окольничьи производили по знатности, а не по заслугам.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!