Несимволическое и символическое .
Особенности символического взаимодействия ,
Его роль в конституировании общества .
Общество как взаимодействие
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ : Понятие "взаимодействие" = центральное в социальной психологии Дж. Г. Мида. Совокупность процессов взаимодействия конституирует общество и социального индивида.
Во взаимодействии возникают (1) сознание (мышление); (2) самосознание; (3) личность, личностное Я ( self ); (4) язык (значащие символы); (5) общество и социальные институты.
ДВА УРОВНЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ : Дж. Г. Мид выделяет 2 уровня (формы) взаимодействия.
93
(1) НЕСИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ , характеризуется непосредственным реагированием индивидов на жесты и действия других.
(2) СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ : ответное действие на жест опосредовано смыслом, заданным интерпретацией жеста или действия.
Г . БЛУМЕР: " Символическое взаимодействие включает интерпретацию или под тверждение смысла действий или замечаний другого индивида и определение или сообщение указаний другому индивиду , чтобы показать , как он должен действовать . Человеческое общество является процессом такой интерпретации и оп ределения " [5, с. 17].
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(его характерные особенности):
(1) это формообразующий процесс.
"В нем участники вынуждены выстраивать свои соотносящиеся с другими линии поведения путем постоянной интерпретации существующих линий поведения" [5, с. 17].
|
|
Во взаимодействии создаются устойчивые модели (формы) совместного поведения, основанные на устойчивых схемах интерпретации (определениях соответствующих ситуаций).
(2) Символические взаимодействия, обеспечивая слаженность индивидуальных
линий поведения (основанную на постоянном взаимном соотнесении линий
поведения участников), открывают возможность для гибкой трансформа
ции моделей поведения , переставших отвечать требованиям ситуаций в со
ответствующей системе взаимодействия. Такая трансформация осуществ
ляется посредством переопределения значений (изменения схем интерпре
тации).
"...Базирование на символическом взаимодействии делает жизнь человеческой группы развивающимся процессом, а не простым результатом или продуктом психологической или социологической структуры" [5, с. 18].
(3) Символическое взаимодействие покрывает собой все формы человеческих
отношений : кооперацию, конфликт, господство, эксплуатацию, согласие,
равнодушие друг к другу и т.д.; во всех сферах человеческих взаимоотноше
ний люди соприкасаются друг с другом, взаимодействуют.
ОБЩЕСТВО КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Общество, институты, социальные структуры — это организованные и оформленные взаимодействия различных индивидов. Организация слаженного взаимодействия в той или иной сфере социальной деятельности возможна благодаря наличию у индивидов self (сознания и самосознания), которое выражается в способности индивида принимать установку соответствующей группы ("обобщенного другого") и осуществлять самоконтроль, действуя в границах ожиданий, предъявляемых к нему соответствующей группой.
|
|
94
ДЖ . Г . МИД: "... социальные институты представляют собой организованные формы групповой , или социальной , активности — формы , организованные таким образом , что отдельные члены общества могут действовать адекватно и социально , исходя из установок других по отношению к их деятельности " (цит. по [6, с.225]).
Общество = сконструированный ( и постоянно реконструируемый ) феномен, порождаемый взаимодействиями между индивидами, стремящимися приспособиться друг к другу-
Иначе говоря ,
= общество — это сконструированные формы координированной деятельности, которые сохраняются или изменяются в результате символического взаимодействия между актерами ( actors ) и внутри них. Вне взаимодействия общество не существует и не может существовать.
|
|
Г . БЛУМЕР: "Человеческое общество необходимо рассматривать как состоящее из действующих людей, и жизнь общества надо рассматривать как состоящую из этих действий... Любая модель человеческого общества, претендующая на реалистический анализ, должна уважать эмпирическое признание того, что человеческое общество состоит из действующих единиц" [4, с. 177].
Литература
1. Современная буржуазная философия / Под ред. А.С. Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. М.: Высш. шк., 1978. С. 59-86.
2. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979. С. 67-86.
3. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993. С. 251-277.
4. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Моск. гос. ун-т, 1984. С. 173-179.
5. Блумер Г. Социологическая концепция Джорджа Герберта Мида // Рабочие тетради по истории и теории социологии. Вып.1. Рига, PolyCo, 1992. С. 12-28.
6. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. С. 219-227.
7. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 101-103.
95
Толкотт ПАРСОНС
ПЛАН
1. Построение социологической теории.
2. Принцип системности.
3. Система: структура и процесс.
|
|
4. Понятие "структура".
5. Понятие "функция".
6. Структурно-функциональный подход: общая характеристика.
7. Общая парадигма функционального анализа: принцип AGIL .
8. Понятие "действие". Роль концепции социального действия в построении функционалистской социологической теории.
9. Структура "элементарного действия".
10. Мотивация действия.
11. Система действия и ее подсистемы.
12. Социальная система и ее среды.
13. Общество как социальная система.
14. Типовые переменные социальных систем; их связь с парадигмой AGIL .
15. Взаимоотношения между подсистемами: "входы" и "выходы".
16. Обобщенные символические посредники.
17. Парадигма эволюционного изменения.
18. Дифференциация.
19. Эволюция общества в направлении "обобщенной адаптивной способности".
20. Стабилизационная направленность структурно-функционального подхода Парсонса. Понятие "интеграция".
97
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!