Чикагская школа . Ее особенности .
Связь с практическими исследованиями .
Пафос социального реформизма
Чикагская школа: У. Томас, Р. Парк, Э. Берджесс, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Ласуэлл и др.
Пафос социального реформизма: связь с практическими исследованиями (исследования городских сообществ), нацеленность на решение конкретных социальных проблем. Участие студентов и профессоров Чикагского университета в городских реформах. Развитие теории в непосредственной связи с эмпирическими исследованиями (У.Томас и Ф.Знанецкий, работа "Польский крестьянин в Европе и Америке"; Р.Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи — исследование городских районов Чикаго).
Зарождение урбанистической социологии. Концепция "социальной экологии" (Р.Парк). "Город как социальная лаборатория" (Р.Парк).
Зарождение теории "символического интеракционизма" (Р.Парк, Ч.Кули, Дж.Г.Мид).
Р.ПАРК : развитие социально-экологического подхода и урбанистической социологии тесно переплетается с конкретными исследованиями эмигрантских сообществ в Чикаго, миграции населения и порождаемых ею социальных проблем.
Историческая особенность США : большая роль миграций в формировании и развитии американского общества (освоение территорий переселенцами из Европы, значительный поток иммигрантов на рубеже XIX-XX вв., в годы первой мировой войны и т.д.). Идеология "фронтира". Порождаемые миграцией бурные социальные процессы.
|
|
Э.Берджесс (описание проблем, порождаемых миграцией в Чикаго):
" Чикаго захлестывали волны иммигрантов из Европы ... В то время , когда мы на чинали свои исследования , многие этнические соседские общины уже прочно установились , имея свои церкви , газеты , рестораны , политиков ... [неприязнь к переселенцам из Европы — продажа им жилья по завышенным ценам] Общественное предубеждение и желание отгородиться от потока иностранцев позволяли сохранять дефицит жилья для этих групп , несмотря на быстрое строительство в других частях города ..."
[Развязное поведение детей иммигрантов, уличные компании]
Необходимость адекватного контроля над этими процессами, устра-—► нения антагонизмов, социальных проблем и конфликтов, порождаемых миграцией. Городские власти сделали заказ на проведение в Чикаго исследования.
Исследование проводилось группой ученых (Р.Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи). В исследовании были применены разработанные Р. Парком принципы "социальной экологии".
58
2. Понимание общества . Биотический и культурный уровни . " Социальная экология "
Исходный пункт : человек живет в естественной среде и, исходя из этого, подчинен (как минимум частично) естественным закономерностям, управляющим поведением живого организма в среде обитания.
|
|
Все биологические существа (растения, животные, люди) каким-то особым образом закрепляются на территории, т.е. в среде своего обитания
/фундаментальный принцип "социальной экологии"/.
Между биологическим и социальным миром нет резкой границы: социальный мир не изолирован полностью от биологического — напротив, теснейшим образом с ним связан.
ОБЩЕСТВО (сообщество) = "организм", "глубоко биологический феномен", имеющий два уровня:
(1) биотический;
(2) социальный (культурный).
Это исходный пункт построения "социальной экологии".
"... Организация человеческого общества , как производная от растительного и жи вотного обществ , строится на двух уровнях : биотическом и культурном . Сущест вует симбиотическое общество , основанное на соревновании , и культурное обще ство , основанное на коммуникации и согласованности . В действительности же эти два общества просто являются различными сторонами одного общества , находясь во всеобщей взаимозависимости по отношению друг к другу . Культурная суперструктура покоится на основании симбиотической субструктуры , и зарождающие ся на биотическом уровне находящиеся в движении энергии обнаруживаются в бо лее сложных формах на более высоком социальном уровне " [2, с.55].
|
|
Роль биотического уровня: он лежит в основе всего социального развития и, в конечном счете, определяет социальную организацию общества; присущие ему механизмы (главным образом конкуренция) проявляются в модифицированной форме на всех уровнях социальной организации и детерминируют ее изменение.
" Проявления живого , изменяющегося , но всегда присутствующего порядка среди соревнующихся организмов — организмов , содержащих в себе «конфликтующие , но соотносимые интересы» , — также кажутся основой концепции социального порядка , преобладающей над индивидуальными особенностями общества , осно - ванного больше на биотическом , нежели на культурном базисе " [2, с.45].
Социальная экология исходит из этой двухуровневой модели общества и рассматривает, как из биотического уровня развивается социальная организация.
" Человеческая экология в принципе не отличается от растительной и животной экологии , поскольку она изучает социальный порядок , основанный больше на соревновании , чем на консенсусе ... Общество , как понимали его экологи , является населением , которое распределено и ограничено своим habitat .
|
|
59
Связи свободной и естественной экономики , основанные на естественном разделении труда , объединяют его отдельные элементы . Такое общество тер риториально организовано , и связи , держащие его в едином целом , являются больше физическими и живыми , нежели моральными и опирающимися на обычаи .
Тем не менее человеческая экология должна считаться с тем фактом , что в
человеческом обществе соревнование ограничено обычаями и культурой . Куль
турная суперструктура представляет собой инструмент управления и контро
ля над биотической субструктурой " [2, с. 56]. ______________
Биотический уровень
На биотическом уровне действуют четыре принципа:
(1) борьба за существование;
(2) конфликт;
(3) адаптация;
(4) ассимиляция.
Эти принципы в специфической форме проявляются на всех уровнях социальной организации: на каждой стадии эволюции характерной для нее форме конкуренции соответствует характерная форма социации.
Особая роль в развитии социальной организации принадлежит конкуренции:
конкуренция является движущей силой социальных изменений и источником усложнения социальной структуры (организации). Роль в установлении "баланса".
" Главным принципом упорядоченности и организованности жизни в области живой природы является ... принцип «естественного отбора» — борьбы за сущест вование . Тем самым контролируется число живых организмов , их распределение и , таким образом , достигается баланс в природе . В конечном итоге , благодаря этой простейшей форме соревнования , существующие виды — победители в борьбе за выживание — находят свои ниши в физически окружающей их среде и в существующем соотношении или разделении труда между различными видами " [2, с.45].
"... Больше всего симбиотическому community придает характер организма тот факт , что оно обладает механизмом ( соревнование ) для (1) регулирования числа и (2) сохранения баланса между существующими видами , из которых оно состоит . Благодаря достижению этого биотического баланса , community сохраняет свою тождественность и целостность как индивидуальная единица при всех из менениях и превратностях , которым она подвергается в своем развитии от ранней до поздней стадии существования " [2, с.46].
Habitat = среда обитания различных видов, в пределах которой эти виды взаимосвязаны и взаимозависимы; вследствие взаимной адаптации соревнующихся видов и роста количества внутренних взаимосвязей борьба между видами уменьшается, и habitat принимает "характер более или менее закрытой системы". ("Соревновательная кооперация".)
60
" В рамках этой системы индивидуальные элементы популяции вовлечены в про
цесс соревновательной кооперации , которая придает их взаимоотношениям ха
рактер естественной экономики . Для такого habitat и его habitants , — будь то
растения , животные или люди , — экологи применяют термин « community » "
[2, с.46]._____________________
Community (= сообщество): отличительным свойством его являются отношения соревновательной кооперации между членами habitat (многочисленные тесные взаимовыгодные контакты).
Характеристики сообщества:
"1) территориально организованное население ;
2) более или менее «прикованное» к земле , которую оно занимает ;
3) индивидуальные элементы живут в отношениях всеобщей взаимозависимо
сти , что является более симбиотическим , нежели социетальным ..." [2, с.46].
Сообщество обладает свойствами "органической единицы":
" У него более - менее определенная структура и у него «наблюдается история развития с подростковой , взрослой и старческой фазами» " (там же).
Скрепляющим (организующим) принципом community является соревнование ^конкуренция) (см. выше).
Человеческое сообщество отличается от прочих спецификой, проистекающей из наличия на социальном (культурном) уровне действенных механизмов регулирования и сдерживания конкуренции.
Структура человеческого сообщества:
(элементы = "факторы" социального комплекса)
1. Население.
2. Артефакты (техническая культура).
3. Обычаи и верования (нематериальная культура).
// КУЛЬТУРА = (2) + (3)
" К трем элементам ... можно добавить четвертый , называемый природными ресурсами habitat .
Именно взаимодействием этих четырех факторов достигается биотический баланс и социальное равновесие одновременно " [2, с.56].
БИОТИЧЕСКИЙ БАЛАНС = "баланс природы"; динамически стабильное состояние (= равновесие) видов внутри habitat = (относительно) стабильное состояние "сообщества":
" Когда возрастает до определенной степени интенсивность потребления насе
лением природных ресурсов common habitat , то : либо популяция снимает напря
женность перенаселения common habitat путем массовой миграции , либо суще
ствующая корреляция видов может быть полностью уничтожена , если наруше
ние равновесия между населением и природными ресурсами является результа
том каких - либо резких или постепенных изменений в условиях жизни . \
61
При обычных обстоятельствах такие незначительные колебания биотиче ского баланса уравновешиваются и поглощаются , сильно не нарушая сущест вующее равновесие и ход жизни . Когда же происходят какие - либо неожиданности и катастрофические изменения , нарушающие биотический баланс ( это может быть и война , и голод , и мор ), обычный ход вещей нарушается , и высвобождаются те энергии , которые до этого момента были под контролем . Могут последовать серии быстрых и даже бурных изменений , которые глубоко изменят существующую организацию коммунальной жизни и дадут новое направление даль нейшему ходу событий " [2, с.47].
(Нарушение установленного порядка -> новый цикл изменений).
Нарушение биотического баланса может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. Один из важнейших источников таких нарушений = миграции (передвижения).
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ (миграции) = проявление конкуренции.
Экологическая (пространственная) организация населения и институтов является несублимированным (чистым) проявлением биотической конкуренции = образование экологической структуры на макроуровне является непосредственным результатом миграций (коллективного поведения обладающих биотической природой индивидов).
Эта пространственная организация человеческих сообществ является предметом исследования "социальной экологии".
Культурный уровень общества
На культурном уровне биотические принципы проявляются в виде следующих принципов:
(1) принцип конкуренции;
(2) принцип господства;
(3) принцип последовательности (succession).
Принцип конкуренции является основным (формообразующим) для пространственной (= экологической) организации сообществ. Однако он претерпевает на социальном уровне видоизменения: если в экономике он проявляется как экономическая конкуренция, то в политике — как конфликт. Общественные нормы накладывают ограничения на действие этого принципа.
"... Общество , с точки зрения экологии , являясь территориальной единицей , есть всего лишь область , внутри которой биотическое соревнование уменьшается , а борьба за выживание ( естественный отбор ) принимает более совершенные и сублимированные формы " [2, с.49].
Принципы господства и последовательности производны от принципа конкуренции, являются его функциями.
62
Принцип господства : "В каждом живом community существует один или более господствующий вид" [2, с.49]. = Непосредственное действие этого фактора проявляется в образовании естественных (функциональных) районов сообщества, например, банковских центров, торговых центров, трущоб и т.д. Принцип последовательности : "упорядоченная согласованность изменений, через которые проходит биотическое сообщество в своем развитии от низшей и относительно нестабильной стадии до относительно постоянной, или кульминационной стадии. Главным является то, что само community , т. е. система отношений между видами, вовлечено в упорядоченный процесс изменений и развития..." [2, с.51]. = Действие принципа проявляется в "серийном" (последовательном; поэтапном) характере развития сообщества.
СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ ОТ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ [2, с.54].
Взаимоотношения людей с другими людьми и своим habitat не идентичны взаимоотношениям других форм жизни — вследствие того,
(1)что человек физически относительно независим от природных ресурсов своей среды обитания;
(2) отношение человека к окружающей его среде опосредовано вмешательством в него других людей;
(3) технические новшества значительно увеличивают возможности человека в преобразовании среды;
(4) институциональная структура, закрепленная в обычаях и традициях, оказывает сопротивление изменениям (а значит — и конкуренции): "В отличие от обществ животных в человеческом обществе соревнование и свобода индивида ограничены обычаями и согласованностью на каждом уровне после биотического".
" Сфера действия ... контроля , навязываемого обычаями и согласованностью ес тественному социальному порядку , усложняет социальный процесс , но карди нально его не изменяет . В том случае , если она изменяет социальный процесс , эффект биотического соревнования все равно будет проявляться в наследуе мом социальном порядке и в последующем ходе событий " [2, с.54]
Сдерживание (традиции, обычаи, социальные нормы).
" Общество является организацией контролирующей . Его функция заключается в организации , интегрировании и направлении энергий , заключенных в индивидах . Наверное , можно добавить , что функцией общества всегда являлось сдержива ние , и , таким образом , достигалась наиболее эффективная кооперация состав ляющих его органических единиц " [2, с.55].
Функция общества = "сублимирование" конкуренции
63
Сами социальные нормы = продукт коммуникации:
" Обычаи , конвенции и закон , посредством которых общество контролирует индивидов и самоконтролируется , оказываются , в конечном счете , продук том коммуникации "
(R.Park. Society: Collective Behavior, News & Opinion,
Sociology & Modern Society. Glencoe (III.): Free Press,
1955, p .313).__________________________________
Cp. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
КОММУНИКАЦИЯ (взаимодействие):
Взаимодействие = это прежде всего физический (пространственный) контакт, основанный на "ожиданиях":
"...нравами является просто то, что человек ожидает в определенной ситуации".
Коммуникация = интегрирующий и социализирующий процесс = обеспечивает согласованность действий:
именно согласованность действий (а не структура) придает обществу специфически социальный характер.
Согласие , институционализированное в традициях, морали, привычках, осуществляет контроль над естественными проявлениями конкуренции,
НО ,
все равно:
экономический, политический и моральный порядок = сублимированные формы биотической конкуренции: без конкуренции общество не могло бы существовать; даже пространственный контакт (взаимодействие) — выражение конкуренции,
однако в коммуникации происходит ее сублимирование.
Социальные чувства = результат сублимации естественных качеств.
Социальные силы = сублимированная форма естественной силы (биотической конкуренции).
Примерно так же у Фрейда и других психоаналитиков.
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!