Механическая и органическая солидарность .



Репрессивное и реститутивное право .

Преступление и наказание . Закон перехода от

Механической к органической солидарности .

Понятие " коллективного сознания "

СОЛИДАРНОСТЬ обеспечивает целостность общества, его устойчивость, гар­моничность и стабильность. Этим термином у Дюркгейма обозначается мо­ральная сплоченность членов общества, выражающаяся в эффективном соци­альном ограничении "биологической стихии" в индивидах.

"... Общественная солидарность чисто моральное явление , не поддающееся само по себе ни точному наблюдению , ни особенно измерению . Значит ... надо за­ менить внутренний , ускользающий от нас факт внешним , символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго .

Такой видимый символ это право ...

... Эти два слоя явлений связаны между собой и изменяются одновременно и в том же направлении ... Действительно , социальная жизнь повсюду , где она долго существует , неизбежно стремится принять определенную форму и организо­ ваться , и право не что иное , как сама эта организация в ее наиболее устойчи­ вом и точном выражении ... Значит , мы можем быть уверены , что найдем отра­женными в праве все существенные разновидности социальной солидарности " [1,с.65-66].

Дюркгейм выделяет два вида права (репрессивное и реститутивное) и соответ­ственно два вида солидарности (механическую и органическую).

"... Всякое правовое предписание может быть определено как санкционированное правило поведения ... Уместно , стало быть , классифицировать юридические пра­ вила согласно различным санкциям , которые с ними связаны " [1, с.70].

РЕПРЕССИВНОЕ ПРАВО

Репрессивные санкции "состоят главным образом в страдании, причиняемом индивиду, или, по крайней мере, его принижении. Они имеют целью нанести

46


ущерб его имуществу, или счастью, или жизни, или свободе, лишить его че­го-то, чем он пользуется... Это случай уголовного права" [1, с.70].

Нарушение правила является преступлением и вызывает наказание:

"Связь социальной солидарности, которой соответствует репрессивное пра­во, это та связь, нарушение которой составляет преступление. Мы обознача­ем этим словом всякий поступок, который так или иначе вызывает против со­вершившего его реакцию, называемую наказанием" [1, с.71].

ПРЕСТУПЛЕНИЕ . Основной признак преступления ("единственная общая всем преступлениям черта"): преступление всегда вызывает осуждение среди членов каждого общества — "преступление возмущает чувства, ко­торые в одном и том же социальном типе обнаруживаются во всех здоро­вых сознаниях... Невозможно... составить перечень чувств, покушение на которые составляет преступный акт; они отличаются от других только тем, что являются общими для большинства индивидов в одном и том же об­ществе" [1, с.75].

Нарушение не всех коллективных чувств является преступлением: преступление = это оскорбление интенсивных и определенных коллектив­ных чувств:

" Коллективные чувства , которым соответствует преступление , должны отли­ чаться от других каким - нибудь отличительным свойством : они должны иметь определенную среднюю интенсивность . Они не просто запечатлены во всех соз­ наниях , но сильно запечатлены . Это не поверхностные и колеблющиеся пожела­ ния , но сильно вкоренившиеся в нас эмоции и стремления " [1, с.78].

Поскольку такие интенсивные чувства обладают большой устойчивостью, уголовное право развивается очень медленно: "Эта неподвижность уголов­ного права свидетельствует о силе сопротивления коллективных чувств, ко­торым оно соответствует" [1, с.79].

Совокупность этих общих интенсивных чувств образует КОЛЛЕКТИВ­НОЕ СОЗНАНИЕ.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

Определение: " Совокупность верований и чувств , общих в среднем членам одного и того же общества , образует определенную систему , имеющую свою собственную жизнь ; ее можно назвать коллективным или общим сознанием ... оно рассеяно во всем пространстве общества " [1, с.80].

Коллективное сознание = особая реальность, имеющая свои специфические свойства:

(1) оно независимо от частных условий, в которых находятся индивиды;

(2) устойчиво во времени = связывает поколения;

(3) это нечто иное, чем частные сознания, и не может быть через них определено.

" Оно психический тип общества , тип , подобно индивидуальным типам , хотя и в другой форме , имеющий свой способ развития , свои свойства , свои условия суще­ ствования " [1, с.80].

" В нас есть два сознания : одно содержит только состояния , свойственные лично каждому из нас и отличающие нас , тогда как состояния , охватываемые вторым , общи для всей группы . Первое представляет и формирует только нашу индивиду -

47


альную личность , второе представляет коллективный тип и , следовательно , об­
щество , без которого он не существовал бы . Когда наше поведение определяется
каким - то элементом последнего , мы действуем не из нашего личного интереса , а
преследуем коллективные цели . Но эти два сознания , хотя и различны , связаны ме­
жду собой , так как в итоге составляют одно целое ; оба они имеют один и тот же
органический субстрат . Они , стало быть , солидарны . Отсюда следует солидар­
ность sui generis , которая , возникнув из сходств , прямо связывает индивида с об­
ществом "
[1, с. 104-105].                                                                        

" Действие преступно , если оно оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания " [1, с.81].

"... Задетая и карающая преступление сила одна и та же . Она продукт наибо­ лее существенных социальных сходств , и ее следствием является поддержание социальной связи , проистекающей из этих сходств . Именно эту силу охраняет уголовное право от всякого ослабления , одновременно требуя от каждого из нас некоторого минимума сходств , без которых индивид представлял бы угрозу для единства социального тела , и заставляя нас уважать символ , выражающий , обобщающий и гарантирующий эти сходства " [1, с. 105].

НАКАЗАНИЕ . Все характерные черты наказания проистекают из сущности феномена преступления.

Определение: "... наказание , по существу , состоит во внушенной страстью реакции различной степени интенсивности , осуществляемой обществом че­ рез посредство установленного органа в отношении тех своих членов , кото­ рые нарушили известные правила поведения " [1, с.96].

Наказание состоит в причинении виновному страдания, но его воздействие в первую очередь ориентировано не на виновного, а на других людей как на носителей коллективного сознания: "Этот знак, свидетельствующий, что кол­лективные чувства все еще коллективны, что единение умов в одной и той же вере сохраняется — и таким образом оно возмещает зло, нанесенное преступлением обществу" [1, с. 107].

= "...главное назначение наказания — воздействовать на добропорядочных людей; так как оно способствует залечиванию ран, нанесенных коллектив­ным чувствам, то оно может исполнять свою роль только там, где эти чувства существуют, и в той мере, в какой они живы" (там же).

Функция наказания = поддержание механической солидарности.

МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Репрессивное (уголовное) право симво­лизирует (выражает) механическую солидарность.

Определение: Это "социальная солидарность, происходящая из того, что из­вестное число состояний сознания является общим для всех членов одного и того же общества... Доля ее в общей интеграции общества зависит, очевид­но, от объема социальной жизни, который охватывает и регламентирует об­щее сознание" [1, с. 108].

РЕСТИТУТИВНОЕ ПРАВО .

Реститутивные санкции "не обязательно влекут за собой страдания индиви­да, они состоят только в восстановлении прежнего порядка вещей , в приве-

48


дении нарушенных связей к их нормальной форме тем ли, что инкримини­руемый поступок силой приводится к типу, от которого он отклонился, или тем, что он аннулируется, т. е. лишается всякой социальной ценности" [1,с.70].


             
     


"эти два общества, впрочем, составляют одно. Это две сто­роны одной и той же реальности, которые тем не менее необ­ходимо различать"

МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

1. "Связывает индивида с обществом
прямо, без всякого посредника"
[1. С .125]_________________

2. Индивид связан с общест­
вом как "более или менее
организованной совокупно­
стью верований и чувств,
общих для всех членов груп­
пы", т.е. как с "коллективным
типом" (это одна сторона
общества )________________

3. Механическая солидарность "сильна только в той мере, в какой идеи и стремления, общие для всех членов группы, превосходят в числе и интенсивности те, которые принад­лежат лично каждому из нас... Эта солидарность возрастает в обратном отношении к индивидуальности... Солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда наше коллективное соз­нание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша инди­видуальность равна нулю... В мо­мент, когда эта солидарность оказы­вает свое действие, наша личность, можно сказать, исчезает, ибо мы бо­лее не мы, но коллективное сущест­во... В обществах, где эта солидар­ность очень развита, индивид... не принадлежит себе; это буквально вещь, которою распоряжается обще­ство" [1, с. 126-127]


ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

1. Индивид "зависит от общества

потому, что зависит от составляю-

             щих его частей " [1, с . 125]

2. Индивид солидарен с обществом как с "системой различных социальных функций, соединенных оп­ределенными отношения-ми"(вторая сторона обще­ства) [1, с. 125-126]

3. Органическая солидарность
"предполагает, что они [индивиды]
друг от друга отличаются... [Она]
возможна только при условии, если
всякий имеет свою собственную
сферу действия, а следовательно, и
личность. Итак, нужно, чтобы кол­
лективное сознание оставило от­
крытой часть индивидуального соз­
нания для того, чтобы в ней устано­
вились те специальные функции,
которые оно не может регламенти­
ровать. И чем обширнее эта об­
ласть, тем сильнее связь, вытекаю­
щая из этой солидарности. Действи­
тельно, с одной стороны, каждый
тем теснее зависит от общества,
чем более разделен труд, а с другой
— деятельность каждого тем лично-
стнее, чем более она специализи­
рована... Здесь ...индивидуальность
целого возрастает вместе с индиви­
дуальностью частей; общество ста­
новится способнее двигаться согла­
сованно, в то время как каждый из
его элементов производит больше
собственных движений... Единство
организма тем больше, чем отчет­
ливее эта индивидуализация частей"
                                     [1, с . 127-128]


Реститутивное право включает административное, процессуальное, дого­ворное, коммерческое, семейное право и т.п. (кроме уголовного). Реститу­тивное право защищает состояния сознания, чуждые коллективному созна­нию (частные интересы). Определяемые реститутивным правом отношения связывают индивида с обществом косвенным образом.

Особое место в реститутивном праве занимает кооперативное право, регла­ментирующее отношения сотрудничества между индивидами, проистекаю­щие из разделения труда.

ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ .

Органическая солидарность символизируется кооперативным (реститутив­ным) правом.

Она проистекает из разделения труда (и соответственно роста индивидуаль­ных различий).


ИТАК:


 

2 вида права Репрессивное А Реститутивное (кооперативное) 1
Санкции Репрессивная (наказание) А Ф Реститутивная (восстановление положе­ния вещей) а
2 вида солидарности МЕХАНИЧЕСКАЯ (проистекает из сходства) ОРГАНИЧЕСКАЯ (проистекает из разделе­ния труда, т.е. из разли­чий)

Для различных социальных типов характерен разный удельный вес (=роль =значимость) этих двух видов солидарности, выражающийся в относительном объеме (соотношении объемов) двух видов права в совокупной системе право­вого регулирования.

Для "примитивных" (= древних = сегментарных) обществ характерно преоб­ладание репрессивного (уголовного) права: жесткие санкции (наказания) за на­рушения норм поведения, освящаемые религиозными предписаниями. Чем выше социальный тип, чем более развито в нем разделение труда и чем выше индивидуальные различия, тем шире сфера отношений, регулируемых реститу­тивным правом, и, соответственно, тем больше удельный вес органической со­лидарности в интеграции общества.

ЗАКОН ПЕРЕХОДА ОТ МЕХАНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ К ОРГАНИЧЕСКОЙ .

"...Все социальные связи, происходящие из сходств, постепенно ослабляются. Самого по себе этого закона уже достаточно, чтобы показать всю важность роли разделения труда. Действительно, так как механическая солидарность идет на убыль, то или собственно социальная жизнь должна уменьшиться, или какая-нибудь другая солидарность должна мало-помалу заменить убы­вающую" [1, с. 165].

50


"Если, кроме того, вспомнить, что механическая солидарность даже там, где она наиболее прочна, не связывает людей с такой же силой, как разделение труда, что она оставляет вне сферы своего действия большую часть тепе­решних социальных явлений, станет еще яснее, что социальная солидар­ность стремится стать исключительно органической" [1, с. 166].

"Механическая солидарность, существующая вначале одна, или почти одна, постепенно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидар­ность: таков исторический закон" [1, с. 166].



МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ


ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ


преобладание

реститутивного

права

преобладание ре­прессивного права [социальное = рели гиозное]

падение определенности и интенсивности коллек­тивных представлений = падение силы религиоз­ного воздействия; суже­ние сферы религиозных преступлений;

сегментарная структура [орда, клан]

сложная

социальная

структура

освобождение экономической,

политической, научной сфер из

под религиозного влияния;

развитие социальной структуры от сегментарного типа к современному;

развитие индивидуальности, связанное с разделе­нием труда и сужением сферы коллективного соз­нания;

увеличение сплачивающей функции разделения
труда; возрастание роли профессиональной среды
в формировании индивида , и т . п ._______________


9. Теория " разделения общественного труда ":


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!