Соната ми минор — одно из широко известных лирических произведений



Ее прозрачная звучность связана с особенностями клавесина, для которого Гайдн писал свои сонаты. 1 часть сонаты написана в  быстром темпе (Presto) в форме сонатного allegro. Как и в симфонии, первая часть звучит более напряженно, чем остальные. Экспозиция: Г. п. - звучит взволнованно, беспокойно.  Ее мелодия прерывиста, устремлена вверх. Основная тональность — ми миноре. Между главной и побочной партиями есть Св. п. Она способствует постепенному переход от главной темы к побочной, от основной тональности к новой - соль мажору — тональности, параллельной главной.

П. п. более спокойна, в высоком регистре, динамика piano — мягкость звучания. Далее следует З. п. построенная на многократном повторении одной и той же музыкальной фразы, которой и заканчивается экспозиция сонаты. В разработке звучит только первая тема, это говорит о том, что тема Г. п. имеет в первой части сонаты главное значение. В репризе, как обычно, главная и побочная партии проводятся в основной тональности. Это вызывает сокращение связующего раздела. 

Вторая часть, Andante, вносит успокоение. Это раздумье, размышление. Вторая часть сонаты написана в тональности соль мажор.

 

Финал – основная тема отличается грациозностью и подвижностью, острым, четким ритмом. Она имеет танцевальный характер. Построение финала близко форме рондо. «Рондо» — слово французское. В переводе на русский язык оно означает «круг», «хоровод», где основная тема — рефрен — повторяется не менее трех раз. В финале сонаты Гайдна есть два эпизода. Если сравнить рефрен с эпизодами, то можно отметить много общего. Поэтому оба эпизода можно рассматривать как вариации темы рефрена, в которых меняется лад, фактура, становится иным рисунок мелодии.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!