Симфоническое творчество. Симфония №103 Ми бемоль мажор



Симфо́ния (греч. - созвучие) — музыкальное произведение для оркестра. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев (Мангеймская школа) и окончательно сложилась в творчестве Гайдна. Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме
1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется медленным вступлением; пишется в сонатной форме;
2-я часть — в медленном движении, в форме вариаций, рондо, реже в сонатной форме;
3-я часть — менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;
4-я часть — в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа Морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями. Основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации.

В зрелых симфониях Гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные (только валторны и трубы) духовые, ударные (литавры).

Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии - «Утро», «Полдень», «Вечер» (№ 6, 7, 8). Все другие названия принадлежат слушателям: «Прощальная» – № 45, «С сигналом рога» – № 31, «С тремоло литавр» – № 103 «Медведь» – № 82, «Курица» – № 83, «Часы» – № 101, «Оксфордская» – № 92, шесть «Парижских» симфоний. Гайдновский симфонический цикл, как правило содержит четыре части (allegro, andante, менуэт и финал)

Симфония №103 Ми бемоль мажор (Лондонская): написана для парного состава оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные).

Первая часть симфонии написана в сонатной форме и имеет такое строение: экспозиция (показ основных тем), разработка (развитие тем, реприза.)

Экспозиция

Первая часть открывается ярким вступлением с использованием тремоло литавр. После тремоло литавр, звучит приглушенная, несколько таинственная тема вступления

 

Далее следует тема главной партии (Г.п.), которая сразу вводит в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности МиЬ мажор. Сначала тема звучит тихо и легко у струнных инструментов, затем громко — у всего оркестра.

Тема побочной партии (П.п.) также в танцевальном характере. Для симфоний Гайдна не типичен резкий контраст между главной и побочной партиями Побочная партия отличается изяществом и легкостью. Вальсовый аккомпанемент придает музыке мягкость, а звучность гобоя — новою окраску. Тема изложена в тональности доминанты — си-бемоль мажор..

В разработке развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Важно отметить, что главная партия проходит в разработке не целиком. Она дробится на мотивы, которые развиваются самостоятельно. Дробление темы — один из наиболее существенных приёмов развития. Затем звучит тема вступления. Благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер. Смена тональностей в процессе развития тем также является обязательным признаком разработки. Появляется побочная партия в ре-бемоль мажоре. Мелодия звучит у скрипок, которым вторит флейта. В репризе побочная партия звучит в основной тональности.

В коде появляется тема вступления своем первоначальном виде. Такое обрамление придает произведению большую законченность.

Вторая часть симфонии, Andante, вносит успокоение. Форма части - вариации на две темы. Вариациями называется такая форма произведения, где в начале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в изменённом (варьированном) виде. Вариации на две темы называются двойными вариациями.

Первая тема взята Гайдном из народной хорватской песни. Она носит повествовательный характер, звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов. Её тональность — до минор.

 

Вторая тема написана в до мажоре. Имеет маршевый, бодрый, волевой характер. К струнной группе присоединяются деревянные духовые и валторна.

Несмотря на различие между темами, их многое объединяет: квартовый затактовый ход, волнообразная мелодия, повышение 4 ступени (фа-диез вместо фа).

 

Затем следуют вариации, поочередно на первую и на вторую темы. Интересно, что вариации на минорную, распевную тему звучат все более напряженно, взволнованно, а вариации на маршевую мажорную тему приобретают черты мягкости, певучести. Таким образом, контраст, заложенный в темах, обостряется. Особенно это заметно в коде.

В третьей части (трехчастная форма)— менуэте — Гайдн сочетает изящество и гибкость, свойственны этому танцу, с подчеркнутым, чеканным ритмом — чертами, присущими его исполнению в народе.

В средней части менуэта, трио, полное звучание оркестра (tutti) сменяется плавным и мягким движением струнных инструментов.

Финал - 4 часть - возвращает к празднично-танцевальному настроению первой части. Написан финал в форме рондо.

Основная тема - быстрая танцевальная. близка народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной группы оркестра на фоне золотого хода валторн, напоминающего призывный звук лесного охотничьего рога.

Подвижная и светлая основная тема чередуется с другими темами, близкими ей по характеру.
Все 4 части симфонии тесно скреплены между собой праздничным настроем музыки, основу которой составляют танцевальные мелодии народного склада.

Сона́та

 - (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма (сонатная форма). Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Соната состоит из трех частей.

Строение сонатного цикла

Классическая схема сонаты: 1 часть - быстрая, в форме сонатного аллегро. Строение 1 части:
Экспозиция (первый раздел)состоит из четырех партий:
Главная партия (Г.п.) написана в главной тональности.
Связующая партия (Св.п.) обеспечивает переход от главной партии к побочной.
Побочная партия (П. п.) составляет контраст с главной. В классицизме есть два правила о тональности побочной партии: если главная партия написана в мажоре, то побочная партия должна быть написана в тональности доминанты (V ступени) главной тональности (например-до мажор-соль мажор); если главная партия написана в миноре, то побочная партия должна быть написана в параллельном мажоре (например-до минор-ми бемоль мажор).
Заключительная партия (З.п.) завершает экспозицию
Разработка (второй раздел) — развитие конфликта, дробления тем на мотивы и их взаимодействия.
Реприза (третий раздел) — формирования вывода. Реприза имеет такое же строение, как и экспозиция, но только все партии написаны в главной тональности. Кода (при наличии) — итога;

 2часть - в медленном темпе; 3 часть – финал в быстром темпе. Соната отличается единством тональностей в крайних частях, отличается тесной взаимосвязью частей, которые построены по принципу контраста (конфликтности), как и музыкальный материал сонатного аллегро.

Гайдн обращается к жанру фортепианной сонаты на протяжении всей жизни. Его сонаты отличает камерность и предназначение для домашнего музицирования.Это своеобразная лаборатория образов и средств музыкальной выразительности. В его творчестве сложился классический тип сонаты.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!