Полифонические произведения Баха



Инвенции

Полифония в творчестве Баха занимала весомое место. Полифония (греч.) - вид многоголосия, где каждый голос важен и ведет свою мелодию. Важное средство развития полифонии – имитация (латинск.) – подражание, т.е. повторение мелодии в другом голосе (инструменте).
Список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью: вариации на основе полифонии, канон, инвенции, фуга, фугетта.

 

Инвенция – слово означающее выдумку, изобретение. Бах написал для своих сыновей 15 2х и 15 3х голосных инвенций.

 

В основе каждой инвенции – короткая, выразительная тема. С начала произведения она звучит одноголосно, затем ее имитирует другой голос. Первый голос при этом не замолкает, а продолжает движение. Такое продолжение мелодии называется противосложением. В разделах, где тема не проводится называются интермедиями (с латинского между).

Пример: Инвенция До мажор №1.

 

Другой тип имитации: следующий голос повторяет и тему и противосложение. Такая имитация называется канонической.

Пример: Инвенция Фа мажор №8

ХТК

«Хорошо темперированный клавир» - энциклопедия баховских образов. Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией». Первый том был составлен в Кётене в 1722г., а второй — в Лейпциге. Цель создания томов – внедрить в практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя. Темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.

В каждом томе по 24 прелюдии и фуги, расположенных по полутонам: первые прелюдия и фуга в тональности до мажор, вторые — в до миноре, третьи — в до-диез мажоре и так далее, заканчивая все си минором. Таким образом 2х частные циклы, которые образуют прелюдия и фуга охватывают все мажорные и минорные тональности.

Прелюдия и фуга пишется в одинаковых тональностях им имеют тонкие внутренние связи. Цикл исполняется вместе. Части контрастируют между собой. Прелюдии имеют импровизационный характер. Фуги – строго полифонические. Фуга имеет 3х частную форму: экспозиция, разработка, реприза. Обычно фуга начинается с темы проходящей в одном голосе. Фуги бывают 2,3,4 голосные. Основной прием развития – имитация. В фуге есть противосложения и интермедии. Встречаются фуги на две и даже 3 темы.

Пример: Прелюдия и фуга До мажор.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и др. При жизни, Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал в «свободных» жанрах прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. В произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей. На композитора оказала влияние музыка германских композиторов, сочинения французских и итальянских композиторов (переложение несколько скрипичных концертов Вивальди для органа).
Хоралл – хоровое церковное песнопение. У Баха – 150 хоральных обработок. Их мелодии отличаются возвышенным характером. Слушай Фа минорную хоральную прелюдию.

Токката и фуга ре минор (слушай) - одно из наиболее популярных его сочинений. Произведение предположительно написано в Арнштадте в период между 1703 и 1707 г. Особенностью полифонического цикла является непрерывность развития музыкального материала (без перерыва между токкатой и фугой). Форма состоит из трёх частей: токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с токкатой, образует тематическую арку.

Токката состоит из контрастных по темпу и фактуре эпизодов, оканчивающихся каденциям. Токката импровизационна. Бах отводит ей роль вступления. Она монументальна и грандиозна.

Фуга является четырехголосной. Тема фуги написана в технике скрытой полифонии. Тема фуги развёрнутое построение, выражающее некую самостоятельную мысль. Строение фуги: экспозиция, разработка, реприза. Кода представляет собой несколько импровизационных контрастных эпизодов (техника развития заимствована из токкаты).

 

Гендель Георг Фридрих (1685—1759), немецкий композитор.

Родился 27 февраля 1685 г. в городе Галле. С раннего детства мальчик отличался талантом к музыке, но отец мечтал, чтобы он стал юристом. Тем не менее родители разрешили сыну брать уроки игры на органе и композиции у Ф. В. Цахау. После смерти отца в 1697 г. Гендель решил целиком посвятить себя музыке; правда, ещё в 1702 г. он продолжал заниматься на факультете юриспруденции в Университете в Галле. Одновременно Гендель получил пост органиста протестантского собора. В 1703 г. музыкант уехал в Гамбург, где занял место второго скрипача, клавесиниста и дирижёра Гамбургской оперы. В этом городе он написал и поставил свою первую оперу «Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская» (1705 г.). С тех пор опера заняла основное место в творчестве Генделя. Им написано свыше 40 произведений этого вида музыкального искусства. С 1706 по 1710 г. композитор провёл в Италии, совершенствуя своё мастерство. Кроме того, с огромным успехом он выступал в концертах как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине. Славу Генделю принесла его следующая опера — «Агриппина» (1709 г.). Из Италии он отправился обратно в Германию, в Ганновер, где занял место придворного капельмейстера, а затем в Лондон. Здесь в 1711 г. он поставил свою оперу «Ринальдо». Начиная с 1712 г. композитор жил в основном в английской столице; ему оказывала покровительство вначале королева Анна Стюарт, а после её смерти — Георг I. С момента открытия в 1719 г. оперного театра «Королевская академия музыки», во главе которого стал Гендель, наступила пора его блестящей славы. Одну за другой писал композитор свои оперы: «Радамист» (1720 г.), «Муций Сцевола» (1721 г.), «Оттон» и «Флавий» (обе 1723 г.), «Юлий Цезарь» и «Тамерлан» (обе 1724 г.), «Роделинда» (1725 г.), «Сципион» и «Александр» (обе 1726 г.), «Адмет» и «Ричард I» (обе 1727 г.). В 1727 г. Гендель получил английское подданство. В 1728 г. из-за денежных затруднений оперный театр закрылся. Для Генделя наступила тяжёлая пора, он пытался создать новый театр, неоднократно ездил в Италию. В 1738 г. им была написана опера «Ксеркс», но следующая опера — «Дейдамия» (1741 г.) — провалилась, и больше Гендель опер не писал. Он остановился на жанре оратории, в котором с не меньшим размахом выказал всю силу своего гения. Среди лучших образцов этого жанра — «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.), «Иевфай» (1752 г.). Кроме ораторий Генделем написано около ста кантат, а для оркестра — 18 концертов под общим названием «Большие концерты». После 1752 г. у Генделя сильно ухудшилось зрение, в конце жизни он вообще ослеп. Тем не менее композитор продолжал творить. Последний концерт под его управлением, в котором исполнялась оратория «Мессия», прошёл за восемь дней до смерти Генделя. Умер 14 апреля 1759 г. в Лондоне.

Эпо́ха Просвеще́ния. КЛАССИЦИЗМ. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Эпо́ха Просвеще́ния — эпоха, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

В эту эпоху зарождается Классицизм - стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства. Как направление искусства классицизм зародился во Франции. Век XVIII был веком революции. Французская революция 1789 года провозглашала идеи свободы, равенства, братства, которые были восприняты представителями классицизма. К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Так как развитие музыкальной культуры в Австрии было связано в основном с ее столицей - Веной, новая школа получила название «венской классической». С венской классикой связано начало расцвета симфонической музыки. Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Характерная черта венских классиков - стремление к целостности художественного произведения, совершенству формы и строгим пропорциям ее частей. В их произведениях единство и законченность достигались в движении, становлении, борьбе противоположностей. Выражением такого развития в музыке является принцип симфонизма. Его главная особенность заключается в особом развитии музыкальных мыслей. Каждая новая идея, новый музыкальный образ вырисовываются постепенно, как бы рождаясь из первоначальной музыкальной мысли. Понятия «классика» и «классицизм» различны. Классицизм - направление в искусстве XVII - начала XIX века. А вот под классикой подразумеваются образцовые, совершенные произведения искусства. Яркий пример тому - произведения Моцарта, Глинки, Чайковского, Баха, Мусоргского, Вагнера, Прокофьева, Шостаковича, Дебюсси, Равеля, Стравинского и многих других.

Йозеф Гайдн (1732-1809)

- австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников жанра симфонии и струнного квартета, внес вклад в развитие жанра сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 в местечке Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году привезли в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского Собора Святого Стефана. Рейттер взял мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой у венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Гайдн очень хотел быть учеником Никола Порпоры, но его уроки стоили очень больших денег. Гайдн договорился с ним о том, что во время уроков он будет сидеть за занавеской и слушать, не мешая никому. Стремясь восполнять пробелы в музыкальном образовании, он усердно изучал произведения Эммануила Баха и теорию композиции Маттезона и Фукса. У Гайдна отсутствовало систематическое музыкальное образование. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы, написанные ещё до ухода из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес», поставленный в 1752 году в Вене и других городах Австрии, дивертисменты и серенады, струнные квартеты, первую симфонию (1759).
       В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где существовал небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта. Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы очень богатой венгерской семьи Эстерхази. Позже Гайдн занимал должность капельмейстера при дворе нового князя Эстерхази — Миклоша Иосифа Эстерхази. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. 1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна — был пересмотрен контракт: ранее все композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям. Вскоре Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний, ведёт переговоры с несколькими издателями как австрийскими, так и зарубежными. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, он тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне. За почти тридцатилетнюю карьеру службы (1761—1790) при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений: зрелые квартеты, 6 Парижских симфоний, симфонию «Детская», «Школьный учитель», «Прощальная», оратории, мессы и другие произведения. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Имя композитора становится известным за океаном: 27 апреля 1781 года две симфонии Гайдна исполняются в Нью-Йорке. В конце 1781 года, когда в Вене находился будущий российский император Павел I, Гайдн посвятил ему 6 квартетов, получивших название «русских».

Свободный музыкант
В 1790 году, после смерти Миклоша Эстерхази, его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Две поездки в Лондон (1791—1792 и 1794—1795) дали толчек к появлению 12 Лондонских симфонии, расширили кругозор и упрочили славу и рост популярности Гайдна. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета. По этому случаю была исполнена написанная ещё до поездки в Англию симфония № 92, получившая название Оксфордской. Возвращаясь из первой поездки в Лондон в 1792 году и проезжая через Бонн, Гайдн познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Последние годы
Гайдн вернулся из второй поездки в Лондон и поселился в Вене в 1795 году. К этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть времени в собственном доме, где пишет несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего: знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста. После ораторий композитор перестал сочинять. Силы его иссякли. Гайдн умер 31 мая 1809 года в Вене,

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако в области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 2656; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!