Уложение 1649 г. (гражданское, семейное, наследственное право).



Нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения внутри системы, соприкасаются и переплетаются со смежными нормами государственного и административного права, нормы обязательного права смыкаются с уголовно-правовыми санкциями.

Гражданское право признавала в качестве субъектов как физические (частные), так и коллективные (юридические: казна, монастыри, общины, сотни) лица.

Субъекты гражданского права должны были удовлетворять таким требованиям, как возраст, пол, социальное, имущественное положение. Например, уже в 15 лет дети служилых людей могли наделяться поместьями, одновременно, с чем получали право принимать на себя кабальные обязательства. За родителями же сохранялось право записывать своих детей в кабальное холопство (гл. ХХ ст. 20). “А давати служилыя кабалы на холопеи, которые будут в 15 лет, а которые будут меньши 15 лет, и на тех служилых кабал недавать”. Достижение двадцатилетнего возраста требовалось для приобретения права принимать “крестное целование” (Присягу) на суде (гл. ХIV).

Взаимодействие субъектов гражданских отношений в одной сфере влекло за собой ограничение субъективных прав. Так при разделе родового имущества род выступал как коллективный субъект, сохраняя за собой все свои права по распоряжению имуществом, но в тоже время передавал часть прав членам рода как самостоятельным субъектам. Имущество рода могло быть отчужденно только с согласия всех его членов. Род же сохранял за собой право выкупа проданных родовых вотчин в течение 40 лет.

Вещи по русскому праву XVII века были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения вещных прав считались: договор, захват ничейного имущества, давность владения, находка и пожалование. Наиболее сложный характер носили вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности.

Способы приобретения вещей указывают на то, что правовое мышление этого времени разграничивало в составе вещей фактическую, природную, хозяйственно-потребительскую стороны и признаки юридической природы.

Договор в XVII веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами (рукоприкладством свидетелей без их личного участия).

Простой факт владения вещью противопоставлялся условно очерченному праву собственности. Потребительская функция вещей значительно воздействовала на их юридическую сущность и судьбу. Юридическая судьба вещи допускала как бесконечно длящуюся принадлежность ее определенному субъекту, даже при переходе вещи другому лицу предполагалось возможность возврата бывшему владельцу посредством выкупа, так и принадлежность ее сразу нескольким лицам (роду, общине, семье).

Акты и действия подтверждающие сам переход вещи, носили символический характер, только государственное вмешательство в действия, связанные с решением юридической судьбы вещей, выразившееся в регистрации и заверении договоров, делает эти договоры более определенными и придает им характер законченности.

Единый комплекс родового имущества распадается на составные части по отношению к которым отдельные представители рода наделяются лишь правом пользования и владения, а право распоряжения остается за родом. На это указывало такое ограничение личных прав, как обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членам рода. Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, причем в качестве покупателей они имели преимущества перед другими лицами. Затрудненный порядок распоряжения родовым имуществом являлся таковым лишь для отдельного лица, но не для рода в целом. Как отчуждение, так и приобретение родового имущества осуществлялось с учетом согласия всего рода, однако, конкретные лица могли быть устранены от сделки когда она совершалась с частью родового имущества, находящегося во владении их семей.

Также происходит выделение частных прав в рамках прав всего рода. Теперь приобретенное имущество отдельными членами рода становилось частной, а не родовой собственностью. Родовые права на имущество ограничивались, главным образом, правом родового выкупа и правом родового наследования. Право выкупа официально подтверждено в гл. XVII и распространялось только на имущество, отчуждаемое посредством возмездных сделок: купли-продажи, залога, мены.

Право собственности ограничивалось либо прямыми предписаниями закона (например, вдовам запрещалось закладывать выслуженные вотчины, служащим запрещалось принимать залог от иноземцев), либо установлением правового режима, который не гарантировал «вечной» собственности (сох­ранение срока в сорок лет для выкупа родовой общины).

В Соборном Уложении впервые регламентировался институт сервитутов (т. е. ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других). Законодатель указывал личные сервитуты (ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе), например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу (гл. VII). Вещные сервитуты (ограничение права собственности в инте­ресах неопределенного числа субъектов) включали: право владель­ца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежавший другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка (гл. X).

Развитие сервитутного права свидетельствовало о формиро­вании четких представлений о праве частной собственности, возникновении большого числа индивидуальных собственников и, как следствие этого, о столкновении их интересов.

Договор оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество. Развитие этой формы сделок происходило с постепенной заменой сопутствующих ей формальностей (участие при заключении договоров свидетелей) письменными актами, где свидетели закрепляли договор подписью без своего личного присутствия при совершении сделки. В итоге терялись ритуальные атрибуты договора, его символический характер, а появлялось простое соглашение сторон.

Были известны такие договоры, как купли-продажи, мены, займа, поклажи, найма (личного и имущественного), подряда, товарищества, залога, поручительства, дарения. Одним из важнейших условий при заключении договора была свобода волеизъявления договаривающихся сторон. В случае нарушения закон предоставлял возможность оспорить такую сделку в течение недели (гл. X, ст. 251).

Законодательство предусматривало различный порядок заключения догово­ров. Наиболее крупные сделки оформлялись крепостным порядком, при котором документ, удостоверявший сделку, составлялся площадным подьячим при обязательном участии в этом не менее двух свиде­телей. Менее крупные сделки могли оформляться домашним спосо­бом. В законе точно не определялся круг сделок, которые должны были оформляться крепостным порядком. Предусматривались способы обеспечения исполнения договоров — залог и поручительство. Договорная грамота составленная заинтересованными лицами, обретала законную силу только после ее заверения официальным органом, что выражалось постановлением печати (ст. 39 гл. XVII). Контроль государства за этой процедурой усилился после введения писцовых книг и нашел свое отражение в Уложении.

Изменения произошли и в отношении договора займа: Уложение 1649 г. запретило взимание процентов по займам, но не категорически: то есть не было санкции, которую бы законодатель мог применить в ответ на данное действие. Исковая давность устанавливалась в 15 лет. Частичная уплата долга прерывала срок давности. Передача денег в долг и возвращение долга должны быть правильно оформлены. Должник лишался права доказывать уплату долга, так как и кредитор требовать обеспечение другими средствами, кроме кабалы. Кабала являлась документом, подтверждающим сам факт заключения сделки, а также представляла собой гарант при решении спорных вопросов. Если даже уплата долга произошла, но в кабальной грамоте это закреплено не было, то обязательства с должника не снимались.

Еще одним видом договора являлся личный наем или отдача в холопство. Закон запрещал поступление в кабальные холопы служилым людям, крестьянам, а также их детям. Для остальных существовало лишь возрастное ограничение – достижение 15-летнего возраста. В течение трех месяцев, со дня поступления на службу, вольный человек мог беспрепятственно покинуть своего господина, после окончания этого срока он терял это право, одновременно холоповладелец приобретал право оформления служилой кабалы на такого холопа независимо от его желания (гл. XX ст. 16). Основанием прав на кабального холопа могла быть лишь служилая кабала. Никакие личные грамоты об отдаче себя в холопы ее не заменяли (гл. XX ст. 18). Свободу холоп получал лишь в случае смерти хозяина, либо с его личного согласия. В этом случае данные факты также закреплялись в кабальных грамотах и писцовых книгах.

Обязательственное право XVII в. продолжало развиваться по линии постепенной замены личностной ответственности по дого­ворам имущественной ответственностью должника. В этой связи вырабатываются еще более широкие пределы для переноса взысканий по обязательствам — сначала на дворы и скот, затем на вотчины и поместья, на дворы и лавки посадских людей.

Перенос ответственности на имущество должника способствовал более интенсивному и широкому развитию оборота, параллельно усиливая чисто гражданско-пра­вовые аспекты обязательственных отношений, отграничивая их от иных областей права (например, уголовного).

Переход обязательств на имущество был связан с вопросом об их переходе по наследству. Соборное Уложение допускало такой переход в случае наследования по закону, оговаривая при этом, что отказ от наследства снимает и обязательства по долгам (гл. X, ст. 245). Переход обязательства вместе с частями наследственной массы не только гарантировал имущественный интерес кредитора, но и сохранял в силе само обязательство (или его часть, учтенную в определенных эквива­лентах и пропорциональную наследственной доле). Такой порядок явно способствовал стабилизации системы обязательственных отношений. Вместе с тем он открывал путь свободному волеизъяв­лению нового субъекта обязательства (наследника) в вопросе о принятии или отказе от обязанности (в случае наследования по завещанию).

Закон и практика знали случаи принудительного и доброволь­ного принятия обязательства третьим лицом. Переход права по обязательству к другому лицу (например, смена должника, произведенная со свободного согласия кредитора) означал фактически «обезличивание» обязательства и обеспечивал его сохранение. Для должника ситуация была иной: его личность должна была быть одобрена кредитором, т. е. персонифицирована. Кроме того возможность регрессного иска создавала как бы своеобразную «солидарную» ответственность с первым должником (с которого переходило обязательство).

Законодательство уделяло внимание также и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, по­травившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. За­держанный при потраве скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности.

Юридически значимым признавался только церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определен еще Стоглавом: для мужчин — пятнадцать, для женщин — двенадцать лет.

Юридический статус мужа, по традиции, определял юридический статус жены: вышедшая замуж за дворянина, становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем — на поселение, в изгнание, при переезде.

В отношении детей отец сохранял права главы: он мог, когда ребенок достигал пятнадцатилетнего возраста, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение (но не смертная казнь, как за убийство постороннего человека).

Уложение знает понятие «незаконнорожденный»: лица этой категории не могли усыновляться, а, следовательно, принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

 Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности («лихом деле»), при неспособ­ности жены к деторождению.

Ограничения и регламентация переходили и в сферу наслед­ственного права. Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в случае наследования по закону или по завещанию (во втором случае она была большей).

Глава XVII Соборного Уложения дает довольно подробно процедуру и право наследования вотчин. Оно различно для родовых, выслуженных и купленных земель. Родовые и выслуженные вотчины наследуют сыновья, дочери же получают на прожиток. В случае смерти бездетных сыновей наследуют их сестры. Если же сыновей не было, то наследуют дочери, в том числе и замужние. Эта цепь наследователей существовала и до Уложения 1649г., которое добавило к ней еще одно звено – наследниками вотчин после дочерей становятся их дети и внуки (гл. XVII ст. 4). Жены в число наследников таких вотчин не включались. Они получали 1/4 часть имущества мужа на «прожиток» и им возвращалось приданное. Если они повторно выходили замуж, постригались в монахини или умирали, то полученное на прожиток возвращалось в род мужа. Купленные же вотчины делились поровну между всеми наследниками и женой (гл. XVII ст.5). При этом вне прикосновенности оставалась та часть, которая принадлежала вдове (гл. XVII ст.6). Бездетные вдовы согласно ст.10 гл. XVII получали право на пожизненное владение выслуженными вотчинами без права отчуждения и передачи их в монастырь.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу»; вместе с правами на них возлагались также и обязанности умершего (по несению службы и пр.). Определенные доли поместья выделялись «на прожиток» вдове и дочерям. В случае отсутствия сыновей, право наследования имели вдова и дочери.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!