Уложение 1649 г. (создание и значение Уложения, земельное право).



1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор, работа которого продолжалась довольно долго и в начале 1649 года собор принял новый свод законов – Уложение. Оно представляет собой систематизацию накопленного к середине XVII века нормативного материала. Для создания свода была собрана специальная комиссия, в которую входили два боярина, один окольничий и два дьяка, во главе с князем Н.И. Одоевским. На содержание текста оказало влияние то, что в его принятии участвовали представители практически всех сословий. После утверждения текста Земским собором и подписания участниками (всего 315 человек) были напечатаны книги два раза за год по 1200 экземпляров и разосланы по местам.

С принятием Соборного Уложения 1649 года впервые в истории российского права был создан свод всех действующих законов. В результате систематизации материал был сведен в 25 глав и 967 статей.

Соборное Уложение 1649 года, обобщив целый ряд источников: - судебники; - указные книги приказов; - царские указы; - думские приговоры; - решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным участников собора); - “Стоглав”; византийское (римское) право.

В Уложении определялись все основные отрасли права: гражданское, уголовное и процессуальное. Было намечено разделение норм по статьям и институтам, хотя казуальность в изложении еще сохраняется.

Важнейшими в Соборном Уложении являются статьи посвященные статусу главы Российского государства как самодержавного наследственного монарха; регулировавшие порядок государственного управления деятельность органов местного самоуправления. Гл. VI устанавливала режим въезда и выезда; гл. XI "Суд о крестьянах", установившая бессрочный сыск беглых крестьян и тем самым оформившая крепостное право в России. Гл. XIX "О посадских людях", ликвидировала «белые слободы» в городах и объявляла торговлю и промышленное предпринимательство монополией посадского населения.

Соборное Уложение 1649 г. — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем закреплены правоотношения, характерные именно для Российского общества и в той форме, которая определяет специфику русского права, а не заимствованного из правовых источников других стран.

Самым главным последствием (Соборного Уложения стало окончательное оформление крепостного права, т.е. зависимость крестьян от землевладельца в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьян к земле. Крестьяне не только не имеют право перехода из одного поместья в другое, но и закрепляется бессрочный сыск. Таким образом, полное прикрепление к одному поместью и его хозяину, ставит крестьянина в бесправное положение, которое приравнивает последнего к холопу. В ст. 13, 16, 19 главы XI крестьяне упоминаются наравне с холопами. В законе фиксируется возможность продажи крестьян (ст. 19, 34). Крестьянин также бесправен и в имущественном положении. Его имущество принадлежит помещику. И в таком положении находились не только поместные, но и государственные, и церковные крестьяне.

Наибольшее внимание Соборное Уложение уделяет праву собственности на землю, то есть вотчинному землевладению (см. гл. XVII). Вотчины делились на несколько видов по субъекту права собственности: государственные и дворцовые; церковные; частновладельческие. Первый вид землевладения – собственность государства (земли черных волостей) или личные вотчины царя (дворцовые земли). Другим важным видом землевладения было церковное и монастырское землевладение. Правовой статус церковных вотчин был обусловлен особым характером субъекта собственности. Процесс концентрации земель в руках церкви был нарушен мерами административно-правового вмешательства: с одной стороны прямо запрещались определенные способы приобретения недвижимого имущества, вполне допустимые для других субъектов, с другой государство брало на себя право контролировать сформированный имущественный фонд церкви.

Соборное Уложение 1649 года содержало положение о том, чтобы патриарху, митрополитам, монастырям вотчин "не покупати, и в заклад не имати, и за собой не держати, и по душам в вечной поминок не имати". Государство чтобы не признавать церковное имущество частновладельческим, должно было рассматривать его в качестве корпоративной собственности. Таким образом, она становилась неотчуждаемой от той или иной церковной единицы.

Частновладельческие земли по способам приобретения делились на родовые, выслуженные и купленные вотчины.

В отношении родовых вотчин права рода в древнейшие времена включали общие для всех его членов правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Но по Уложению 1649 г. ограничивалось право родового выкупа, причем введенные ограничения этого старинного института ставили в лучшее положение приобретателя земли. Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, но от имени всего рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи, на что прямо указывалось в Соборном Уложении (гл. XVI). Особое внимание законодатель уделял регламентации круга лиц, которые допускались к выкупу проданной или заложенной родовой вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие и боковые родственники продавца, а также лица, принимавшие участие в сделке. Родовая вотчина не могла быть выкуплена для третьего лица или на его деньги заложена без соблюдения определенных условий. Ограничивалось и право передачи этих вотчин по наследству: наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола. Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства.

Появилось новое понятие "жалованная", или "выслуженная", вотчина, т.е. непосредственно за службу и под условием службы. Статус жалованной вотчины зависел от ряда конкретных фактов и не был однородным для разных видов этой формы землевладения. Чаще всего круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте. Последняя являлась и формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников государством. В целом же пожалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, со всеми проистекающими отсюда пос­ледствиями. Наделение служилых людей выслуженной (жалованной) вотчиной рас­сматривалось как средство поощрения вполне конкретных индивидов. В таком качестве она по своему статусу приближалась к поместному землевладению и отделялась от родовой вотчины. Связанные с этой формой юридические трудности распоряжения исходили уже не от рода, а от пожалователя, т.е. государства.

Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавших выдачу жалованной грамоты, составление справки, т.е. запись в приказной книге отдельных сведений о наделяемом лице, на котором основывается его право на землю, обыск, проводимой по просьбе наделяемого землей и заключающийся в установлении факта действительной незанятости земли (как фактического основания для просьбы на ее получение), ввод во владение, заключавшийся в публичном отмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Следствием такого предполо­жения был переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Вместе с тем, после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре. Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых. Тем самым индивидуаль­ная сделка частных лиц превращалась в один из способов формирования родового имущественного комплекса. Но при жизни супругов отчуждение таких вотчин не представляло особых сложностей и было ограничено лишь солидарной волей супругов.

Особый вид землепользования – поместья, которые давались за государственную службу, причем размер поместья определялся служебным положением лица, несшего службу (см. гл. XVI). По отношению к уже полученному поместью, наделенный землей относился к ней как к своей собственности, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. В хозяйственном отношении поместье мало отличалось от других видов земельной собственности, например вотчины, что в итоге привело к их сближению. В гл. XVII ст. 9 Уложения разрешается продажа поместных земель в вотчинную собственность, но лишь с разрешения царского указа, таким образом, акт продажи рассматривается как разновидность пожалования. Первоначальным обязательным условием пользования поместь­ем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с пятнадцати лет. По достижении этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем.

Поместья давались за самые различные виды государственной службы, поэтому были введены определенные эквиваленты для оценки соответствующих заслуг. Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родст­венники, женщины получали с него «на прожиток». Пенсионные выдачи женщинам (вдовам помещиков и их дочерям) производились до момента замужества (вдовы или дочери). Такие выдачи рассматривались законом не как наследование, а лишь как пожалование.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение уста­новило, что, если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «про­житок» Соборное Уложение 1649 г разрешило производить обмен; поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными: при следующих условиях стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя (ст.5, гл. XVI). Кроме этого также разрешалось обменивать поместья разного хозяйственного состояния (жилое на пустое) с правом вывода крестьян из первого на другие земли, имеющие тот же правовой статус (гл. XVI ст. 7).

Общинные земли как объект вещных прав находились во владении, пользовании и распоряжении коллективного субъекта — волости или посада (городской общины). То, что община пользовалась не только правом владения, но и распоряжения землей, доказывалось фактом раздачи земли новым поселенцам. Однако чаще всего реализация общинных прав распоряжения землей носила внутренний (для общины) характер, проявляясь вовне преимущественно в сделках мены. Наиболее распространенной формой внутриобщинной реализации прав распоряжения землей были земельные переделы. На право распоряжения общины своими землями указывало также наличие широких правомочий в исковой области и в сфере приобретения сторонних земель для самой общины. В городах такие права реализовывались в процессе общинного выкупа земель у «белолистцев», т.е. лиц, купивших общинную землю, но не вступивших в члены общины.

В середине XVII в. происходило поглощение частных начал корпоративными: внедрение чужаков в общину ком­пенсировалось переложением на них части тягла. Выход за пределы общины ее имуществ (проданных на сторону) предупреждался установлением права общинного выкупа этих имуществ. Аналогичная картина наблюдалась и в городах, где кол­лективными земельными собственниками были сами посады (в уездах) и сотни (в Москве). Процесс разрушения коммунальных структур в городе, проходивший под напором частной хозяйст­венной инициативы, вызвал в начале XVII в. острую борьбу между общинными и внеобщинными (внетягловыми) элементами посада. Последние, как представители служилого или «белого» сословий, не несли государственного тягла и вместе с тем стремились к распоряжению общинными имуществами, которые через различные формы отчуждения переходили к ним от посадских тяглецов. Соборное Уложение прямо предписывало белолистцам выселяться с территории, принадле­жавшей городской общине (гл. XIX).

При сделках с земельными владениями утвержденная договорная грамота создавала новые правоотношения только при условии его фактической законности, для приобретения которой были необходимы дополнительные юридические действия. Помимо договорных грамот, требовались также отказные грамоты, которые направлялись в передаваемые земли. После этого добавлялась “справка” как дополнительная гарантия факта законного перехода земли от продавца к приобретателю. “Справка” являлась административной мерой, обеспечивающей службу владельца земли. Она гарантировала финансовые интересы государства, а также была техническим приемом для перераспределения государственного имущества. Если землевладение было оформлено неправильно, то земля могла быть передана государством другому служилому человеку.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!