Судебник 1550 г. (создание, содержание, значение). Развитие русского права в 1551 – 1648 гг.



Тушканов И.В.,

Кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

Рабочий конспект для студентов[1]

 

Тема 05. Развитие права России в XV – XVII вв.

 

План:

1. Развитие русского права в XV вв. Судебник 1497 г. (создание, содержание, значение).

2. Судебник 1550 г. (создание, содержание, значение). Развитие русского права в 1551 – 1648 гг.

3. Уложение 1649 г. (создание и значение Уложения, развитие земельного права).

4. Уложение 1649 г. (гражданское, семейное, наследственное право).

5. Уложение 1649 г. (уголовное, процессуальное законодательство).

6. Развитие русского права во второй половине XVII в.

 

Волгоград 2020

 

Развитие русского права в XV вв. Судебник 1497 г. (создание, содержание, значение).

В 1497 г. в Москве был издан Судебник Ивана III Великого (Великокняжеский) – первый свод законов единого Русского государства, главными источниками которого стали нормы Русского Правды и судебная практика отдельных русских земель.

Первое упоминание о Судебнике 1497 г. имеется в записи австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом при дворе Василия III. Рукопись Судебника 1497 г. была обнаружена в 1817 г. и опубликована в 1819 г. Она до сих пор остается, единственным известным списком Судебника и хранится в Российском Государственном Архива Древних Актов в Москве.

В нем была определена в общих чертах компетенция должностных лиц, установлены процессуальные нормы, наказания за основные виды преступлений. Этот Судебник установил единый для всей страны срок возможного перехода крестьян от одного землевладельца к другому: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после, что стало первым общегосударственным ограничением крестьянской свободы.

Судебник закреплял существование таких форм землевладения: черная (государственная), дворцовая (великокняжеский домен), вотчина (наследственное землевладение), поместье (землепользование данное при условии несения государственной службы).

Упоминаются договоры купли-продажи (ст. 46, 47), займа (ст. 53, 55), личного найма (ст. 54). Для договоров связанных с продажей некоторых вещей и с кабальными служилыми обязательствами стала использоваться крепостная (заверенная) форма сделок.

Наследование имущества было возможно, как по закону, так и по завещанию. Круг законных наследников был расширен: имущество умершего, не оставившего после себя сыновей, переходило к дочерям, если дочерей не было – переходило к ближайшим боковым родственникам (ст. 60).

Преступление в Судебнике именуется «лихим» (дьявольским) делом, что фактически означает признание общественной опасности преступного деяния, нарушения установленных норм. Уголовной ответственности подлежали все физические лица, в том числе и холопы. Шире стал круг деяний, которые закон признавал преступными, появились новые составы преступлений (грабеж, ябедничество, преступления против государства и суда). В то же время делались некоторые попытки отграничить отдельные гражданские правонарушения от уголовных преступлений. Судебник говорит о повторности татьбы, а также о «бесхитростных деяниях».

Более сложным стал подход закона к составу преступления. К преступлениям против государства относились крамола (ст. 9) (измена, отъезд к другому государю), поджог, подым (скорее всего призывы к измене); против личности – душегубство (убийство, ст. 7), ябедничество (злостная клевета, ст. 8). Имущественными преступлениями являлись разбой (открытое, вооруженное и групповое нападение, ст. 8, 38), татьба (воровство, ст. 10 – 13), порча межевых знаков (ст. 62); против чести (ст. 53): бой (оскорбление действием) и лай (оскорбление словом). Церковная, головная и повторная татьба считались квалифицированными и наказывались строже.

Главными целями наказания остаются предупреждение преступлений и возмездие преступнику. Судебник 1497 г. предусматривает смертную казнь примерно в десяти случаях: за убийство господина, подым, поджог города с целью сдачи врагу, душегубство, ябедничество, разбой, квалифицированную татьбу. Однако уже в этот период смертная казнь не всегда приводилась в исполнение: Великий Князь мог помиловать виновного. Исследователи уголовного права отмечают, что на Руси не было такой приверженности к «утонченно-зверским» видам казни, как в Европе.

Тяжким видом была торговая казнь – битье кнутом на торговой площади. Она назначалась за грабеж, первую кражу и применялась не только к простолюдинам, но и к лицам высших сословий (за тяжкие преступления).

Штраф (продажа) и имущественные взыскания чаще всего выступали как дополнительный вид наказания за должностные преступления, нарушение интересов собственника, в земельных спорах и т. д. Как самостоятельный вид наказания штраф применялся за оскорбление и бесчестье (ст. 26). Закон определял размеры штрафов в зависимости от общественного положения истца: за бесчестье гостя – 50 руб., торгового и посадского человека – 5 руб., крестьянина – 1 руб. В системе штрафов сохранилось повышенное уважение к женщине – за ее бесчестье платилась двойная сумма.

Основными судебными органами были суды волостелей и наместников, Боярская Дума и Великий Князь. Вводились судебные пошлины – 10 % от суммы иска (ст. 4). Для некоторых групп населения действовали вотчинные (для холопов) и церковные суды. Если истец и ответчик подлежали суду разных землевладельцев (например, истец жил в вотчине боярина, а ответчик жил на земле монастыря), то созывался «общий суд», где спор или преступление рассматривалось совместно – и с игуменом, и боярином.

По гражданским делам и малозначительным уголовным делам взаимоотношения сторон до суда устанавливались посредством челобитной жалобы, которая подавалась в суд. Вызов в суд совершали специальные люди – ездовые и доводчики. Неявка в суд ответчика считалась признанием вины, а неявка обвинителя вела к прекращению дела.

Основным видом судебного процесса был состязательный, но по некоторым делам стал применяться инквизиционный – «розыск», который мог начинаться по инициативе государственного органа, судебному заседанию предшествовали предварительные следственные действия, применялись пытки, поголовный опрос населения. При этом использовалось «облихование» – когда 5 - 6 «добрых христиан» (чернотяглых крестьян, детей боярских) под присягой («по крестному целованию») укажут, что подозреваемый является ведомым лихим человеком, то есть известен в округе, как тать, разбойник и пр. (ст. 12, 13). Основными доказательствами были показания свидетелей (послухов), вещественные доказательства, присяга. В неясных случаях применялось «поле» – судебный поединок.

 

Судебник 1550 г. (создание, содержание, значение). Развитие русского права в 1551 – 1648 гг.

В 1550 г. на Земском Соборе принят Судебник Ивана IV (Царский). Он был основан на Судебнике 1497 г., но несколько расширен, значительно лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика первой половины XVI в. Круг правовых вопросов, регулирующих центральной властью значительно увеличен; регламентация охватывает все сферы уголовно-правовых и имущественных отношений.

В новом Судебнике были уточнены правила перехода крестьян в Юрьев день: "пожилое", которое крестьянин выплачивал землевладельцу, слегка возросло в связи с удешевлением серебра. Усилилась зависимость крестьян: вотчинника именовали "государем" (правителем) крестьян, на него возлагалась ответственность за преступления крестьян. Более жесткими стали наказания для лихих людей, совершивших разбои.

Впервые в Судебнике 1550 г. были введены уголовные наказания для бояр и дьяков за взяточничество; ограничивались права наместников и волостелей.

Судебник установил правило, по которому неурегулированные им отношения и казусы должны разрешаться по указу Царя или решением Боярской Думы. Создаваемые таким образом новые нормы права хранились в соответствующем приказе в специальной книге и назывались Указные (уставные) книги приказа (название приказа). Процесс концентрации земель в руках церкви был нарушен мерами административно-правового вмешательства: с одной сто­роны, прямо запрещались определенные способы приобретения недвижимостей, вполне допустимые для других субъектов, с другой — государство брало на себя право контролировать сформирован­ный имущественный фонд церкви, мотивируя это своим сюзерен­ным правом.

В 1551 г. в Москве Освещенным Собором Русской православной церкви был принят Стоглав – свод церковных правил. Согласно ему духовенство и «церковные люди» подлежали суду местного епископа, а не государства. На этом же соборе был сформулирован принцип, согласно которому все земельные приобретения церкви (прежде всего, монастырские) нуждаются в обязательном санкционировании со стороны государства.

Одним из самых важных законов этого периода является указ 11 мая 1551 года, который сформулировал основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух основных форм вотчинного землевладения: монастырского и княжеского. Этот указ вводил целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения.

В 1556 г. были отменены судебные поединки (поле) и ордалии (божьи суды), как доказательства на суде.

В качестве гарантий против насилия и обмана законодатель предусматривал введение специальных процедурных моментов, таких как присутствие свидетелей при заключении сделки, ее письменная или «крепостная» (нотариальная) форма. Обязательной «крепостная» форма сделки была для договоров о передаче недвижимости. Впервые об этом говорится в указе 1558 г., при этом законодатель ссылается в самом тексте на установившийся в юридической практике обычай.

Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах стал закон 15 января 1562 года, который охватывал более широкий круг княжеских родов, и еще больше стеснял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их владельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель для основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возможность ликвидации княжеских вотчин путем поимания их “на государя” в случае отсутствия у владельца вотчины сыновей, которые только и могли наследовать княжеские вотчины.

На Земском Соборе 1572 г. было запрещено монастырям приобретать землю по дарственным от частных лиц. Земский Собор 1580 г. запретил такие приобретения по завещаниям, купчим и закладным грамотам.

В 1581 г. впервые был принят указ о заповедных летах, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому, даже в Юрьев день. Последующие годы также были объявлены заповедными.

Собор 1584 г. сформулировал общий вывод, согласно которому церковь приобретала характер юридиче­ского субъекта, по своим качествам мало отличающегося от частного лица и прямо поставленного в зависимость от волеизъяв­ления государства. Законодатель также стремился создать условия, при которых затруднялся переход земельных имуществ из частновладельческого сектора в церковно-монастырский.

В 1591 г. издан указ Царя Федора Ивановича о создании "белых земель", то есть частновладельческих земель, освобожденных ("обеленных") полностью или частично от государственных податей и повинностей. Это способствовало укреплению экономического положения служилых людей (дворян), резкому разграничению между податным и неподатным населением.

В 1592 г. появился указ Царя Федора, запрещавший крестьянские переходы по всей стране, что способствовало дальнейшему прикреплению крестьян к земле.

В 1597 г. был издан указ Царя Федора о беглых крестьянах, по которому устанавливлся пятилетний срок исковой давности по искам о возвращении беглых крестьян.

В 1597 г. законодательно была усилена личная зависимость холопов: кабальные холопы были лишены права освобождаться после уплаты долга, и только смерть хозяина снимала с них холопство; вольнонаемные, прослужившие более полугода превращались в холопов.

В 1607 г. издается указ Царя Василия IV о добровольных холопах: им разрешалось уходить от своих владельцев, если они не дали на себя кабалы вне зависимости от срока службы.

В 1608 г. было принято Уложение о крестьянах, которое вводило 15-летний срок исковой давности по делам о беглых крестьянах; денежные санкции для тех, кто принимал беглых крестьян; строгий режим расследования и поиска беглых, обязывая местные власти строго выяснять о каждом пришлом человеке "чей он, и откуда и когда бежал".

В 1626 г. были учреждены переписные книги, по которым беглые крестьяне и бобыли (одинокие безземельные крестьяне) были закреплены без права перехода за соответствующим землевладельцем.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 1335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!