Особенности татуировок пазырыкской культуры и их назначение



Из всех татуированных мумий наибольший интерес представляет женская мумия из Пятого Пазырыкского кургана, чьи татуировки заметно отличаются от других. На правой руке изображена сложная и запутанная композиция, состоящая из оленя, лося, барса и тигра. Все эти животные встречаются на других татуировках пазырыкцев, но подобные многоплановые композиции не встречаются в других накожных рисунках пазырыкской культуры. Также примечательно отсутствие фантастических животных на мумии и наличие растительных мотивов на пальцах женщины. На безымянном пальце руки татуирована фигурка, в основе которой кружок с примыкающей к нему растительной композицией — бутон лотоса с двумя чашелистиками, а на безымянном пальце правой руки показана фигура в виде противопоставленных трёхлепестковых пальметок- орнамента, напоминающий пальмовые листья (рис. 7,8) [ 3 с. 48-59].

В литературе приводится несколько аналогий к данным татуировкам, связанных с территорией Китая, хотя они относятся к более позднему периоду, чем Большие Пазырыкские курганы. Отмечается вероятность отношений между Китаем и населением Горного Алтая.  Л.Л. Баркова и С. В. Панкова предполагают, что женщина, погребённая в Пятом кургане, была привезена из Синьцзяна, возможно, в качестве супруги для пазырыкского вождя. Это бы объяснило отличие ее татуировок от остальных пазырыкских накожных рисунков [3].

C.A. Яценко также проводит параллели между татуировками пазырыкцев и китайской мифологией. Автор утверждает о сходстве изображений на теле мужчины из 2 пазырыкского кургана (барса с длинным хвостом и крылатого тигра) и китайских монстров [22]. П.П. Азбелев отмечает возможность контактов пазырыкцев с территориями Северного Китая, о чем, по его мнению, свидетельствуют изображения копытного грифона на мумифицированных телах [2]. Хотя в другой, раннее написанной им статье «К изучению пазырыкских татуировок» П.П. Азбелев отвергает идею о связи между пазырыкскими татуировками и Китаем, утверждая, что проведение аналогий на основе образов, то есть художественным способом является некорректным. Автор проводит параллели с иранской культурой, учитывая этническое происхождение пазырыкцев и другие сходства: «Позы верхнего тигра и барса с той же татуировки — явное повторение изображения на одной из парных блях Сибирской коллекции царя Петра» [1].

Таким образом, единого мнения о сходстве образов татуировок пазырыкской культуры с культурами соседних другими нет. Следует отметить, что все аналогии, проводимые различными авторами, основываются на сходстве образов на различных артефактах, но не на татуировках. На данный момент аналогичные пазырыкским накожным рисункам татуировки на соседних территориях не выявлены. Однако другие предметы, найденные в курганах, указывают на контакты её населения с культурой народов на территории Китая и Ирана.

 Назначение татуировки в пазырыкской культуре и в древних культурах в целом неоднозначно. В различных культурах татуировка принимала множество значений, например: татуировка  могла преследовать  медицинские цели;  подчеркивать высокий социальный статус человека или его особенные качества (племя маори) [21];  носить защитный характер как у эскимосов [14]; быть знаком половой зрелости, по одной из теорий, как у айнов [8].  Вместе с тем она могла быть знаком позора, клеймом зависимости, подчинения и униженного состояния, как клеймили в Вавилоне тех, кто клеветал на замужнюю женщину или жрицу [9].  

Что же касается пазырыкских накожных рисунков их назначение неоднозначно. Нет точных подтверждений о ее медицинских или социальных функциях. По мнению большинства исследователей, одним из главных ей назначений, скорее всего, являлось передача сакральной информации.


 

Заключение

В процесс работы я познакомилась и изучила материалы экспозиции пазырыкской культуры в Эрмитаже, где представлены мумии с татуировками, а также литературные источники. О том, насколько интересна тема татуировок пазыркских курганов, которых всего-то 7, свидетельствует немало публикаций как научных, так и научно-популярных. Наиболее полными и достоверными являются исследования археологов, опубликованные в монографиях, посвященных пазырыкской культуре.

Мной были изучены особенности погребального обряда пазыркской культуры «скифского времени» - раннего железного века, в могильниках которой сохранились мумии с татуировками и история их находок. Проанализированы татуировки из погребений Пазырыкских курганов и отличительные особенности мужских и женских татуировок. Рассмотрено мнение ученых о происхождении рисунков на пазырыкских татуировках – индоиранские или китайские.  Еще одной важной проблемой, которую я изучила, это назначение татуировок у древних народов, которое вызывает множество предположений.  Что касается пазырыкских татуировок, то наиболее распространенной трактовкой, является их предназначение   для передачи сакральной информации, возможной защите человека и проведении его в загробный мир.

В целом тема изучения пазырыкских татуировок имеет много «белых пятен». Она остается до сих пор не полностью изученной, и большое значение имеет её дальнейшее исследование. Это важно, потому что рисунки татуировок дают важную информацию об их происхождении, социальном устройстве общества пазырыкцев и его иерархии, направлению внешних связей и взаимоотношению с соседями.


 

 

Литература:

1. Азбелев П.П. К изучению пазырыкских татуировок // Древности Сибири и Центральной Азии. – 2013. - №5(17). – С.78-82.

2. Азбелев П.П. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - СПб, 2017. – Вып. 7.– С.51-60.

3. Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы) // АЭАЕ. – 2005. - №2 (22). – С.48-59.

4. Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Пазырыкских курганов в инфракрасных лучах // Вестник истории, литературы, искусства. – 2006. – Т.3. – С.31-42.

5. Дайсон Х.У. История татуировки. Знаки на теле: ритуалы, верования, табу. – М.: Центрполиграф, 2014.

6. Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А. Погребально-поминальные комплексы Пазырыкской культуры // Скифская эпоха Горного Алтая. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 234 с.

7. Кузнецов А.Л. Пазырыкцы: Кто такие пазырыкцы : [сайт]. – URL: https://sib-guide.ru/siberia/ar/72 (дата обращения: 27.02.2008)

8. Лим С.Ч. История татуировки айнов Сахалина и Хоккайдо // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. - №3(23). – С.105-112.

9. Лейн Б. Энциклопедия пыток и казней. – 2018.

10.  Молодин В.И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Глава 1. Изучение курганов пазырыкской культуры с мерзлотой в горах Алтая // Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). - М.: Триумфпринт, 2012.

11. Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. – 2007.

12. Марсадов Л.С. Археологические памятники IX-III веков до н. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник: Феномен Пазырыкской культуры. – СПб,2000. – 336 с.

13. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен: происхождение, генезис, исторические судьбы. По данным археологии, антропологии, генетики : монография / Молодин В.И., Воевода М.И., Чикишева Т.А., Ромащенко А.Г., Полосьмак Н.В., Шульгина Е.О., Нефедова М.В., Куликов И.В., Дамба Л.Д., Губина М.А., Кобзев В.Ф.— Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2003. — 286 с.

14. Полосьмак Н.В. Татуировка у пазарыкцев // АЭАЕ. – 2000. - №4. - С.95-102.

15. Полосьмак Н.В. Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений: диссертация доктора исторических наук. – Новосибирск, 1997.

16. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула) : монография / Кубарев В.Д., Шульга П.И. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. - 282 с.

17. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. – Томск,1972.

18. Раш Э.Д. История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймления и вживления имплантов. – СПб.: ИГ «Весь», 2011. – 192 с.

19. Татуировки и украшения Алтайской принцессы : [сайт]. – URL: http://sputnikbig.ru/mezhdunarodnoe-obozrenie/tatuirovki-i-ukrasheniya-altajskoj-printsessy-ochen-bolshaya-statya (дата обращения 27.02.2019).

20. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи : монография / Тишкин А.А., Дашковский П.К. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. - 430 с.

21. Сакральные татуировки маори: винтажные снимки коренных жительниц Новой Зеландии конца XIX-начала ХХ вв. : [сайт]. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/150717/35286/ (дата обращения 27.02.2019)

22. Яценко С.А. Загадочные монстры пазырыкцев и китайская мифология эпохи Чжоу //Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. – СПб, 1996. – С.154-158.

23.  https://ria.ru/20160506/1427799500.html (дата обращения 27.02.2019)

24. http://www.iceman.it/en/  (дата обращения 27.02.2019)


25.

Приложение

 

Рис. 1. Татуировки на теле Эци. 3300 г.д.н.э. Тирольский музей археологии; Больцано, Италия. Источник: http://www.iceman.it/en/  

Рис. 2. Татуировки на теле жрицы Хатор. Второе тысячелетие д.н.э. Источник: https://mazayka-urza.livejournal.com/38563.html

Рис. 3. Расположение татуировок на теле Жрицы Хатор. Источник: https://mazayka-urza.livejournal.com/38563.html

 

Рис. 4. Татуировка на теле вождя из Второго Пазырыкского кургана. Государственный музей Эрмитаж. Фото автора.2018 г.

Рис. 5. Мумия мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Государственный Музей Эрмитаж. Фото автора.2018 г.

Рис. 6. Карта памятников Пазырыкской культуры. Источник: http://www.archaeology.nsc.ru/ru/otdel/metal/metal12pict.aspx?ID=1

 

Рис. 7. Татуировки на руке женской мумии из пятого Пазырыкского кургана. Из книги Н.В Полосьмак «Татуировка у Пазырыкцев», рис. 14:

 

Рис. 8. Татуировки на пальцах женской мумии из пятого Пазырыкского кургана. Из книги Н.В Полосьмак «Татуировка у Пазырыкцев», рис.13

Рис. 9. Татуировка на теле мужчины из Астаны. Источник: http://newskif.su/2014/%D0%B2- %D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B-%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%81/

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 432; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!