Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур



ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

 

ТАТУИРОВКИ В ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР

(по материалам экспозиции Пазырыкских курганов Государственного

Эрмитажа)

 

 

Выполнила: Темкина Зоя Романовна,

учащаяся объединения археологии

Аничкова лицея ГБНОУ «СПБГДТЮ»,

                 10 класс школа «Альма Матер» Центрального района

Руководитель: Гусенцова Т.М., канд. исторических наук,

 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….…3

Глава 1. Татуировки в первобытных культурах……………………………...…....5

Глава 2. Общая характеристика пазырыкской культуры Алтая………………….7

       2.1. Погребальный обряд в пазырыкской культуре……………………….7

       2.2. История открытия пазырыкский татуировок……………...………….8

Глава 3. Характеристика татуировок пазарыкской культуры…………………...10

3.1. Техника нанесения татуировок………...……………………………....10

3.2. Образы татуировок и места их нанесения………………………….....11

  3.3. Сравнительный анализ мужских и женских татуировок …………….13

     3.4. Особенности татуировок пазырыкской культуры и их назначение…15

Заключение………………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………....20

Приложение………………………………………………………………………....23

 


 

Введение

Многих людей в наше время интересуют бодимодификации, в частности татуировки. Меня всегда увлекала тема накожных рисунков, а после посещения Археологического музея Южного Тироля, где хранится неолитическая мумия, на теле которой были найдены татуировки, я решила изучить происхождение татуировок (рис.1).

Заинтересовавшись темой, я посетила первобытный отдел Эрмитажа, где оказались удивительные экземпляры татуировок V-III веков до нашей эры, найденных на территории Алтая в Пазырыкских курганах. Данная коллекция поразила меня и на ее основе, а также используя интернет-материалы, книги и статьи, я решила изучить происхождение татуировок, историю их появления в одной из интереснейших первобытных культур на территории Алтая.

 Несмотря на то, что с открытия первой татуировки в погребальных комплексах Алтая прошло без малого семьдесят лет, специальных работ, посвящённых исследованию этой темы, на удивление мало, нередко они носят противоречивый характер, что вызывает вопросы и сомнения. В основном это публикации описательного материала, сопровождаемые комментариями первооткрывателей; другие авторы, как правило, лишь затрагивают тему татуировок в связи с исследованиями иных материалов.                                               В своей работе я попыталась обобщить имеющиеся археологические материалы, сопоставить их с данными этнографии, привести примеры современных образцов древнейшей традиции украшения человеком своего тела.

Цель работы: исследование татуировок населения пазырыкской культуры и их особенностей среди народов соседних территорий (V-III веков до н.э.)  

Обобщив и проанализировав все собранные мной на момент начала исследования материалы, я поставила перед собой три основные задачи: 

1. Проанализировать татуировки из погребений Пазырыкских курганов в коллекции Эрмитажа и другие опубликованные материалы.

2. Изучить происхождение татуировок пазырыкской культуры.

3. Выявить значение татуировок для населения Горного Алтая  скифского времени и их место среди культур соседних народов

При написании работы я использовала следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, классификация и систематизация материалов, сравнительный анализ.

Основным материалом для написания работы стала коллекция пазырыкской культуры, выставленная в залах экспозиции Эрмитажа. В числе множества экспонатов, на экспозиции представлены мужская мумия из Пятого Пазырыкского кургана и татуировка мумии мужчины из Второго Пазырыкского кургана. Также я обращалась к литературным источникам. Наиболее полную информацию об изучении татуировок пазырыкской культуры я нашла в книгах: Л.Л. Баркова, С.В Панкова. «Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы)»[3с.]; Н.В. Полосьмак «Татуировка у пазарыкцев» [14с.]; Э.Д Раша «История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймления и вживления имплантов» [17с.]. Помимо литературных источников я пользовалась информацией сайтов «Сибирский туристический справочник»[7] и «Sputnikbig обозреватель» [19].  

Глава 1. Татуировки в традициях первобытных культур

Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Распространение искусства татуировки поражает: различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием.

Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, и жители Океании [5].

    Когда точно возникло татуирование - неизвестно. Джон Э. Раш и многие другие исследователи считают, что татуировки возникли еще в палеолите, однако самые древние татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории, которой придерживается Джон Э. Раш, — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми каменного века. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются несмываемые узоры, люди начали наносить повреждения намеренно. Теории, касающиеся происхождения и стимулов для развития татуировки, естественно, варьируются в зависимости от изучаемого региона. Самое распространенное мнение, если речь не шла о табу и ритуалах или о каких-то особых верованиях, то желание украсить себя – поверхностное, но зато самое легкое объяснение нанесения знаков на тело [5].

Ниже я привожу примеры нахождения мумий с татуировками, которые были распространены в более древних культурах, чем пазырыкская.

Самой древней татуированной мумией считается мумифицированное тело мужчины, который умер в возрасте около 45 лет. Исследователи назвали его Эци или Отси, сейчас тело хранится в Южном Тирольском музее археологии.  Мумия была найдена во льдах Альп в 1991 году и отлично сохранилась благодаря низким температурам в горах. Радиоуглеродный анализ показал, что она датируется 3300 г. до н.э., что делает её самой ранней мумией, найденной в Европе. На теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов. Четыре линии находятся слева от позвоночника, одна справа и три на левой икре, на правой стопе и на внутренней и внешней стороне правой лодыжки соответственно. На внутренней стороне правого колена и в области возле левого ахиллова сухожилия есть татуировка в форме креста. В отличие от современных татуировок, тату Эци были сделаны не с помощью иголок, а способом нанесения небольших надрезов, в которые потом засыпался древесный уголь (рис.1).

По мнению австрийских ученых, главным назначением татуировок «ледяного человека» была забота о здоровье. Большая часть нанесенных на тело рисунков находится непосредственно на точках акупунктуры, и порядок их расположения такой, какой мог бы выбрать врач, практикующий иглоукалывание, при лечении артрита. Наличие этого заболевания у Эци было обнаружено по анализу костных тканей практически сразу после того, как мумия была извлечена из ледника. Также Эци страдал болями в позвоночнике [24].

Чуть позже появились египетские татуировки. Их отличие от татуировок Эци заключается в том, что египетские татуировки состояли не просто из геометрических фигур, но уже имели сюжет и более сложные изображения, к примеру, рисунки животных. Считается, что в Египте татуировка была известна уже в 3 тысячелетии до н.э. [18,с.23-24]. Эту точку зрения подтверждают найденные скульптуры в виде женщин, на теле которых были изображены орнаменты. Однако собственно татуировки сохранились лишь на телах, датированных II тысячелетием до н.э. Самой известной из них является мумия Амунет- жрицы богини Хатор, найденная в Фивах и хранящаяся в Британском национальном музее. На теле мумии было обнаружено более 30 изображений. Практически каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками (рис.2,3).  По мнению одной из исследователей мумии, Энны Остин, рисунки могли отражать социальный статус их обладательницы, являвшейся жрицей богини Хатор. Татуировки священных животных могли подчеркивать ее движения и действия во время религиозных обрядов, а глаза Гора – подчеркивать ее священный статус [23].  

          Глава 2. Общая характеристика пазырыкской культуры Алтая

Пазырыкская культура относится к периоду раннего железного века, VI-III века до н.э.  Памятники найдены на территории Горного Алтая и Восточного Казахстана (рис. 9). Пазырыкскую культуру также называют алтайской, но более распространено первое название, данное по имени самых известных курганов. По данным Л.С. Марсадова на начало 2000-х годов известно более 700 курганов из150 могильников, принадлежащих к данной культуре [12] (рис.6). 

В конце VIII - начале VII веков до н.э. на территории от Черного моря до озера Байкал сформировались различные кочевые культуры, которые принято называть «скифский мир». Причиной для такого обширного объединения служит так называемая «скифская триада», включающая в себя определенные формы вооружения, конского снаряжения и скифский звериный стиль. Таким образом, понятие скифы стало собирательным названием для всех кочевых народов, проживавших на данных территориях. Скифской эпохой или скифским временем называют период с VII по III века до н.э., которому соответствуют хронологические рамки большинства культур.

Пазырыкская культура также относится к скифской эпохе. О происхождении культуры существуют разные мнения. До сих пор неточно, откуда именно пришли пазырыкцы: с запада или востока. А.Л. Кузнецов считать их потомками Ди, мигрировавших еще в III тысячелетии до н.э. с берегов Хуанхэ, смешавшихся с местным населением [7]. Известно также,  что на территорию Горного Алтая в VI-III веках до н.э. пришли индоиранские племена, и пазырыкская культура сохранила в себе древние иранские корни. Они прослежены  на антропологическом материале из раскопок В.Д.Кубарева в Юго-Восточном Алтае [15]. Однако, по мнению  А.Л. Кузнецова приход индоиранских племен не изменил генофонд местного населения, а лишь инициировал два процесса: распространение новых технологий и в меньшей степени культурных обычаев, и движение местного (именно местного, а не пришлого) населения с запада на восток. О нахождении на данной территории населения до прихода индоиранских племен свидетельствуют находки еще III-II тысячелетия до н.э. Следовательно, предками пазырыкцев могли быть другие народы [7].

Пазырыкцы являлись кочевым народом, основными формами хозяйства которого являлись разведение скота и занятия ремеслом. Большинство мужчин были войнами или имели военную подготовку.  Кроме того, в пазырыкский период обозначилась тенденция к формированию особой группы служителей культа. Исследователи отмечают, что «пазырыкская» религиозно-мифологическая система содержала не только многие черты индоиранской религиозной традиции, но и элементы более ранних индоевропейских верований и обрядов [20]. Это в какой-то мере свидетельствует о связи пазырыкской культуры с индоиранским миром.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!