Погребальный обряд в пазырыкской культуре



С некоторыми элементами погребального обряда пазырыкцев можно наглядно познакомиться на экспозиции Государственного Эрмитажа в залах 26, 28, где выставлены подлинный погребальный сруб, колесница, замечательные образцы ковров и другие изделия из органики, а также сопровождающих умерших вещи и собственно мумии из Пазырыкских курганов 2 и 5 (рис. 4,5).

Одно из наглядных описаний погребального обряда пазырыкцев приводится в книге В.Д. Кубарева и П.И. Шульга «Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула)»:

«…Курганы пазырыкской культуры обычно располагаются цепочками. У многих из них с западной стороны сооружались поминальные оградки, а с восточной устанавливались в один ряд балбалы- каменные столбы с лицами. Под каменной кладкой часто находят следы поминальных пиршеств - разбитую поселенческую керамику кости животных, угольки. По центру насыпи устраивалась всегда одна широкая довольно глубокая могила. Наиболее яркой отличительной чертой пазырыкских погребений является наличие просторного сруба-жилища на дне могилы и конского подхоронения у северной стенки. В рядовых курганах лошади почти всегда взнузданы и оседланы, в элитных снаряжение могло располагаться комплектами на тушах лошадей или в стороне. В южной части сруба укладывались умершие, а в северной размещались керамические кувшины, деревянные сосуды и кусок баранины с ножом. Количество ножей и керамических кувшинов обычно соответствовало числу погребенных. Умершие (1-2 человека) укладывались на настиле (иногда на ложе или в колоде) на правый бок с несколько подогнутыми ногами и головой в восточный сектор. Под голову могла подкладываться деревянная подушка или камень. В головах умерших оставлялся свободный участок для головных уборов и прежде всего высоких женских причесок. В районе таза находят поясную фурнитуру, чуть ниже - кинжалы, чеканы, зеркала, в ногах - наконечники стрел…» [16].

История открытия пазырыкский татуировок

Впервые мумифицированное тело представителя пазырыкской культуры с татуировкой было найдено на Улаганском нагорье в 1948 г. С.И. Руденко при исследовании Второго Пазырыкского кургана. Всего найдено 7 татуированных мумий, относящихся к данной культуре. П.П. Азбелев в своей статье по пазырыкской культуре перечисляет все известные на сегодня мумии: «…Татуировки сохранились на мумифицированных останках семи человек из курганов 2 и 5 Пазырыкского могильника (в обоих случаях мужчина и женщина), кургана 1 могильника Ак-Алаха-3 (женщина), кургана 3 могильника Верх-Кальджин-2 (мужчина) и кургана 1 могильника Олон-Курин-Гол-10. В последнем случае рисунок крайне фрагментарен и не реконструируется…» [2].

Сохранность большинства мумий объясняется нахождением курганов в мерзлоте, а органические материалы лучше всего сохраняются при низких температурах. О значимости погребальных комплексов с мерзлотой пишет ряд авторов - В.И. Молодин, Г. Парцингер, Д. Цэвээндорж, которые указывают, что благодаря мерзлоте в сохранности остались элементы одежды погребенных из органики, и можно было провести радиоуглеродный анализ дерева из конструкций курганов. На основе дендрохронологических и радиоуглеродных определений было установлено, что Пазырыкские курганы датируются концом VI-III веками до н.э. [10].

Стоит также отметить, что не все татуировки были видны при нахождении мумий, так упомянутые выше мумии женщины из Второго Пазырыкского кургана и мужчины и женщины из Пятого кургана, хранящаяся в Эрмитаже. Изображения на мумии, выставленной в витрине с материалами из Второго Пазырыкского кургана, были найдены учеными только после исследования мумии под ультрафиолетовыми (инфракрасных) лучами (рис. 5) [4].

Глава 3. Характеристика татуировок.

Техника нанесения татуировок

По мнению Н.В. Полосьмак, пазырыкцы наносили изображения путём накалывания, о чём свидетельствует значительная глубина проникновения под кожу красящего вещества. О красителях, с помощью которых в древности, во времена пазырыкской культуры, создавалась татуировка, не осталось никаких письменных свидетельств, предположительно изображения делались сажей. Как делали изображение доподлинно неизвестно. Скорее всего, рисунок наносили без предварительной разметки. Зачернение каких-то деталей изображения, с целью сделать его более выразительным и ярким, производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика [14, c.96].

По этнографическим данным существуют разные технологии нанесения накожного орнамента. Так у селькупов - народа, населяющего север Томской области РФ, культура которого восходят, по мнению исследователей, к первобытной эпохе, было известно 3 способа нанесения татуировки [16]:

1)  узоры накалывались железной иглой и натирались сажей с жиром;

2)  узоры вышивались бисером по коже;

3)  узоры наносились в виде рубцов.

У народа маори в Новой Зеландии   татуировки наносятся на кожу с помощью специального костяного зубила «ухи», которым процарапывали рисунок, а в образовавшиеся раны заливали чернила [21]. После проведенной процедуры человека держали на строгом посту, давали пить только воду, а жидкую еду вводили в пищевод, используя тростниковую трубочку. У народа айнов также было несколько способов нанесения орнаментов: «вышивание» с помощью жил животных, накалывание или надрезание кожи с последующим втиранием красителя [8].  Эскимосы выполняли татуировку, продергивая под кожей нитку, натёртую сажей или, накалывая кожу кончиком иглы, которую смазывали смесью графита и мочи либо втыкали в смешанный с ворванью жжёный мох, употреблявшийся в жирниках [14].

В целом принцип нанесения «ручной» татуировки сходен у многих народов, меняется только инструмент и применяемые красители.   

В настоящее время существует несколько способов нанесения татуировок на тело, отличающихся друг от друга техникой выполнения узоров, затрачиваемым временем. Самым распространенным является использование тату машинки, которая по способу нанесения не отличается от древнего нанесения рисунка иглой. Сюжеты пазырыкских татуировок, кстати, служат эскизами для современных татуировок. Так в Астане, на территории Северного Казахстана мужчина набил себе татуировку тигра на плечо, повторяющую накожный рисунок мумии из 5 Пазырыкского кургана (рис. 9). 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!