Образы татуировок и места их нанесения



Имеющаяся на данный момент коллекция татуировок невелика, но их уже можно систематизировать и выявить принципы нанесения татуировок у пазырыкцев:

-количество изображений,

- место их нанесения,

- подбор образов.

Татуировки были различными и зависели от пола, социального статуса.

Все татуировки объединяет общий звериный (скифский) стиль.  Это стиль хорошо известен в искусстве скифских племен Причерноморья, и он является главенствующим в культуре алтайских племен.

Главная черта данного стиля- изображения животных: хищников, птиц, фантастических животных.  «Скифские» звери отличаются от других рисунков животных способом изображать тело животного и отдельные его части, которые составлены как бы из отдельных плоскостей, углами сходящиеся друг с другом. Это создавало игру света и тени на плоских поверхностях. Для данного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Также одной из главных отличий скифского звериного стиля — это сцены терзаний животных и самотерзаний. Часто изображался хищник семейства кошачьих, кусающий себя за хвост. 

 На татуировках погребенных из алтайских курганов повторяются образы животных: барана, рогатого копытного грифона, хищника семейства кошачьих. Также выделяется оформление найденных изображений спиралями и треугольниками.

Места для нанесения татуировок выбирались неслучайно. Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. По мнению Н.В. Полосьмак татуировки пазырыкцев выступали в роде своеобразного письма, предположительно сакрального [14]. Так самые часто встречающие места нанесения татуировок – большие пальцы, плечи и предплечья. В алтайской фольклорной традиции считается, что в большом пальце заключена душа человека. Что касается плеч и предплечий - они до сих пор остаются одними из наиболее удобных мест для нанесения рисунков. Из 7 мумий у 5 есть татуировка на плече и у стольких же на предплечье. Скорее всего, здесь размещали самый значимый рисунок. Более того у трёх татуированных пазырыкцев на плече был изображен олень с клювом грифона, «перекрученным» туловищем, огромными рогами, увенчанными головками грифонов. Н. В. Полосьмак считает, что, возможно, изображаемый олень помогает перейти человеку в «иной» мир после его смерти. Размещение крупных изображений хищников в области сердца заставляет вспомнить о том, что именно сердце часто считается вместилищем отваги, ярости и других качеств, соотносимых у многих народов с большими хищниками [14].  Скорее всего, на левое плечо, область сердца наносили главный рисунок, который ассоциировался с лучшими качествами человека.

М.П. Грязнов предположил, что рисунки мужчин наносились на части тела, открытые для публичных состязаний — борьбы. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки. Следовательно, татуировки у пазырыкцев наносились не для того, чтобы скрыть их, а наоборот показать. Эта деталь подтверждает трактовку татуировки как сакрального письма. Такой точки зрения помимо Н.В. Полосьмак, придерживаются и другие авторы М. Медникова, Молодин В.И., Воевода М.И., Чикишева Т.А. и др. [11,13,14].

Сравнительный анализ мужских и женских татуировок

Пазырыкцы также различали мужскую и женскую татуировку [2]. Мужские татуировки отличаются: крупной татуировкой одного из основных зверей (барс, фантастическое животное и т.д.) на левой стороне груди с переходом (через плечо или под мышкой) на левую сторону спины.

1. Рисунки наносили на руки от плеча до кисти. Здесь изображали животных в позе с вывернутым крупом.

2. На больших пальцах татуировали изображения птиц в атакующей позе, с туловищем в основании пальца и шеей, вытянутой вдоль него. Рисунки птиц на обоих пальцах встречены лишь один раз, если их сложить они изображали сцену схватки.

3. Изображения наносили на голень сбоку — это вереницы бегущих или идущих снизу вверх горных козлов и хищника.

 

Таблица 1

Образы мужских татуировок (по П.П. Азбелеву, 2017г.)

Женские татуировки, в отличие от мужских, имеют следующие закономерности:

1. Отсутствие крупных рисунков хищников в области сердца.

2. Не найдено изображений на ногах у женских мумий.

3. Дважды повторяется рисунок «браслета» из изображений оленьего рога на левом запястье.

4. Сцены терзания животных на предплечьях женщин из Ак-алахинского и Пятого Пазырыкского курганов.

5. Татуировки сделаны более мелкими и ажурными.

6. Меньше количество полностью зачернённых мест.

Таблица 2

Образы женских татуировок (по П.П. Азбелеву, 2017г.)


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!