ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 50 страница



Ст. 7 и 8. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и мечь во устнах их: яко кто слыша? Лишенные щедрот и милости Божией, беззаконники сравниваются здесь с озлобленными псами, которые для утоления голода, бегая по разным местам, к вечеру возвращаются ко двору хозяина, а когда и здесь не найдут, чем утолить голод, бегают вокруг города, ища добычи. Так изображает Давид беззаконных врагов своих, которые, как голодные псы, повсюду рыщут, чтобы уловить его. Они изрекают хулу (так заменены в "Учебной Псалтири" слова: отвещают усты), и мечь во устнах их, т.е. они дышут убийством, или, что то же: во устах их столько же мечей для заклания бедного человека, сколько они изрекают хульных слов - таких, яко кто слыша, т.е. они произнесут такие хулы, какие едва ли кто слышал. По объяснению некоторых толковников, выражением возвратятся на вечер св. Давид пророчески указал на все последующие времена, в "которые некоторые из иудеев будут возвращаться в Иерусалим из среды народов, между которыми они рассеяны, и, не находя в нем пищи и вообще ничего нужного для жизни, потому что иноплеменники будут обладать оным, взалчут, будут весьма голодны, и притом им запрещено будет не только селиться, но и оставаться в нем и, изгоняемые из него, как некая нечистота и скверна, станут поселяться около Иерусалима, как это делается и доселе. Евреи преследуются в Иерусалиме, и не дозволяется им селиться в нем" (Зигабен) [7, с. 458].

Ст. 9. И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Этими словами Давид выразил то, что вся дерзость врагов его, вся злоба и все суетные усилия их к тому, чтобы погубить его, ничтожны пред всемогуществом Бога, для Которого ничего не стоит рассыпать все усилия нечестивых, какие бы они не предпринимали против него: Господь не только посмеется врагам Давида, но если бы и все народы присоединились к ним, Он и тех уничижит, обратит в ничто. "Вси языци" пред величием Бога "яко ничто суть" (Ис. 40:17).

Ст. 10 и 11. Державу мою к тебе сохраню : яко Ты, Боже, заступник мой еси. Бог мой, милость его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих. Держава значит: сила, крепость, могущество. Упомянув в предыдущем стихе о всемогуществе Божием, пред которым все народа вменяются в ничто, псалмопевец и сам смиряется под крепкую руку Божию, исповедуя свою всецелую зависимость от воли Божией и крепкую уверенность в непрестающей к нему милости Божией, предваряющей все его прошения и являющей ему помощь во всех его нуждах. Охраняемый Тобою, говорит он, я удержу крепость мою, ибо Ты стал моим защитником, под Твоим спасительным Промыслом я пребываю цел и невредим, и потому не на свои слабые силы уповаю, но крепость мою к Тебе отношу (державу мою к Тебе сохраню), - и не напрасно на Тебя надеюсь: Ты Бог мой и единственный заступник, Ты от юности моей воспринял меня под Свое покровительство. Милость Твоя предваряла меня и впредь, я уповаю, не попустит мне безвременно погибнуть: явит мне (помощь) на вразех моих.

Ст. 12. Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, защитниче мой, Господи. Здесь св. Давид в самом себе показывает нам пример терпения. Выражая (выше) пред Богом жалобу на злобу и ярость врагов своих, он умоляет Его, чтобы не истреблены были они до конца (не убий их), опасаясь, чтобы в случае конечного погубления всех нечестивых весь народ еврейский не забыл закона Божия (Пс. 6:6), всех милостей и обетовании Его, какие даны были отцам его - Аврааму и его потомству на вечное время (Лк. 1:55). Он просит только, чтобы Господь (силою Твоею) рассеял их по разным странам и таким образом низложил бы их гордость (низведи я) и научил смирению...

Ст. 13 и 14. Грех уст их слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. В изречениях этих стихов выражена пророком причина, по которой он умолял Бога, чтобы рассеял и низложил врагов его. Это - грехи устные, или что то же - злоречие языка, которое они дозволяли себе по гордости и которое выражалось у них в проклятиях и лживых злословиях. С другой стороны, их беззаконная и гордостью преисполненная жизнь явно обнаруживалась в их злобных клеветах и злоречии, в чем они, по словам пророка, и уличены будут праведным судом (и яти будут в гордыни своей), и не только на суде Божием, но и у людей, в общественном мнении прослывут (возвестятся в кончине) до конца веков людьми бесчестными и лживыми до тех пор, пока их совсем не будет. Господь Бог покажет на них пример гнева Своего и в наказание рассеет их между народами, так что их не будет уже как особого народа, в смысле государства или общества, и тогда познают все народы, что Господь Бог владычествует Иаковом (потомками патриарха Иакова народом израильским) и концы земли, т.е. над народами, живущими во всех странах мира. По мнению св. Афанасия Великого и других св. отцов, словами яти будут в гордыни своей и следующими Давид пророчествует о гордости и злобе христоубийственных иудеев, которые "на что отважились, тем и будут наказаны... и кончина их всюду соделается известною за хулы, какими злословили Господа, говоря ложь о славе Его. Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его - подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители закона, явления ангелов. Все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа" [3, с. 196]. И не будут, т.е. "не будут уже составлять из себя особого народа, живя в Палестине и именуясь народом Божиим. Кончиною же пророк называет всякого рода казни" (Толкование еп. Палладия, с. 263).

Ст. 15 и 16. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут. В стихе 15 псалмопевец повторяет то же, что сказал выше (ст. 7), но с некоторым особым оттенком мысли, который уясняется изречениями стиха 16 и следующих. Предчувствуя утешение в близкой помощи, которую надеялся получить от Бога, он опять сравнивает врагов своих с голодными псами, которые домогались его погибели, как голодные псы, с лаем бросались везде, обходя весь город (обыдут град), и к ночи возвращались к своему месту (возвратятся на вечер), но и здесь томимые ненасытным желанием причинить ему вред (разыдутся ясти) остаются с неудовлетворенным желанием и ограничиваются одним ропотом, что все усилия их остались безуспешными - аще ли же не насытятся и поропщут. По мнению св. отцов, здесь опять выражено пророчество о христоубийцах иудеях, которые - по крайней мере, некоторые из них, - изгнанные из Иерусалима, ощутили глад Слова Божия, почувствовали нужду в богослужении и для утоления этого глада приходили в Иерусалим, плененный язычниками. Но повеление завоевателей римлян препятствовало им войти в него, и они в великой скорби принуждены были ходить около города (обыдут град) и искать утешения около стен Иерусалима. Таким образом, они здесь не утолили духовного глада. Аще ли же не насытятся - такое условное выражение пророка предполагает, однако, возможность для иудеев насытиться: оно дает понять, что от них зависело - насытиться или остаться голодными; с развалин Иерусалима видимого они могли усмотреть Иерусалим невидимый, таинственный, Т.е. святую Церковь Христову, и если бы уверовали, что Христос, Которого они распяли, есть Бог, они утолили бы свой духовный голод. В противном случае, они останутся в неутешной скорби и предадутся несправедливому ропоту и хуле на Господа (и поропщут).

Ст. 17. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. Таковая, как бы так говорит Давид, участь постигнет врагов моих и всех нечестивых иудеев. Что же касается до меня, то мне остается только радоваться и прославлять Бога - воспевать силу Его и радоваться о благовременно ниспосланной мне милости Его. Так благодарит Давид за ниспосланное от Бога благодеяние в избавлении его от рук посланных царем Саулом убийц. Хотя он избавлен был от рук злодеев благоразумием жены его Мелхолы, тем не менее он ясно усматривал в этом обстоятельстве действие Промысла Божия, благовременно явившего ему милость Божию, и, воздавал искреннюю благодарность Богу, называет Его заступником своим и единственным прибежищем во время скорби.

Ст. 18. Помощник мой еси, тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя. В этом заключительном стихе псалмопевец другими словами продолжает выражать благодарность свою за ниспосланную милость избавления от рук посланных Саулом убийц. Ты, Боже мой, говорит он, помог мне избавиться от злодеев, искавших моей погибели, - Ты Помощник мой, и никого другого я не буду песнословить, кроме Тебя, Ты единственный Заступник мой! Ты, Боже мой, самая милость моя!

 

ПСАЛОМ 59

 

Псалом этот имеет многосложное надписание, состоящее из двух стихов, из коих 1-й стих читается так: B конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение. В переводе с греческого языка, более близком к славянскому тексту, он читается так: В конец, о том, что изменится. В столпописание Давиду. Слова в конец и в столпописание Давиду имеют то же значение, какое дано им при объяснении псалмов 55, 50 и др. Выражение о изменитися хотящих, или о том, что изменится, - означает тех людей, которые, вследствие крещения и вступления в христианскую Церковь, изменятся в нравственном отношении к лучшему, делаясь вместо сынов плоти чадами Божиими, перейдя из рабства греху и диаволу "в свободу славы чад Божиих" (Рим. 8:21). В переводе же с еврейского эта часть надписания читается так: "Начальнику хора. На музыкальном орудии шушан-эдуф. Писание Давида, для изучения". В этом чтении хотя слышатся другие слова и выражения, но они не заключают в себе никакого противоречия с чтением по переводу с греческого, они только дополняют и поясняют последнее, именно: начальнику хора, т.е. псалом передан составителем его регенту, или начальнику хора, для исполнения его (по греч. - в конец) на музыкальном орудии, называемом шушан-эдуф и имеющем форму лилии, служащей символическим указанием на предмет псалма: о верующих, благочестивых (то же, что "о изменитися хотящих". См. в объяснении надписания псалма 44). Другая часть надписания этого псалма, составляющего 2-й стих его, представляет историческое указание на тот повод, который послужил побудительной причиной к составлению его, и отчасти дает объяснение содержания его. Это историческое указание, хотя кратко и не вполне ясно, изложено во 2-й книге Царств (гл. 8) и в 1-й книге Паралипоменон (гл. 18). В этих книгах говорится о поражениях, какие нанесены были войсками Давида соседним Израильскому царству и враждебным ему народам. И прославился Давид своими войнами и победами над всеми враждебными ему народами и покорил своей власти сирийцев, моавитян, аммонитян, филистимлян и амаликитян. И поставил он охранные войска в Идумее и в Сирии Дамасской, и стали сирияне и идумеяне рабами Давиду. Авесса, сын Саруин (по надписанию Иоав, брат его), по возвращении с победы на северо-восточной границе царства, поразил идумеян в долине Соляной (в дебри солей, "Алонской" по переводу с греческого - "соль", в род. п., мн. ч. ). Это поражение Иоавом или Авессою идумеян произошло в то время, когда сам Давид со своим войском на севере одерживал славные победы над врагами и расширял пределы своего царства, а на юге в безоружную Иудею вторглись хищнические орды идумеев и производили в ней страшное опустошение (1 Пар. 18:12). На это-то библейское сказание о поражении враждебных Давиду и его царству народов и содержится указание в надписании этого псалма, которое по переводу с греческого читается так: "Когда он сожег Месопотамию (средоречие: - "средний" и - "река") Сирийскую и Сирию Совалскую, и когда возвратился Иоав и поразил полчище Алонское в двенадцать тысяч" (по 1 Пар. 18:12 - 18 тыс.).

В этом псалме Давид изображает сначала бедственные приключения иудейского народа, каким он подвергался в прошедшее царствование Саула (ст. 3-7), затем описывает знаменитые дела свои и громкие победа, одержанные над врагами своего царства (ст. 8-10), и далее выражает надежду и уверенность в том, что Бог поможет ему покорить и другие народы с такою же легкостью, с какою побеждаемы были все враги его, - но только один Бог, а не кто другой: о Бозе сотворим силу (ст. 11-14).

Ст. 3 и 4. Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси 10: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Изречениями этих стихов Давид указывает на политическое состояние царства и народа своего в предшествовавшее царствование Саула, которого отринул Бог и низложил лишив, его права престолонаследия, в его потомстве. За непослушание Саула гнев Божий чрез него простерся и на весь народ его, который, подвергаясь частым нападениям иноплеменников (филистимлян и других) принужден был от страха укрываться от них бегством за Иордан и в другие безопасные места (1 Цар. 13:6-7). Земля Иудейская предана была такому опустошению и так была разорена, что уподоблялась местности, пострадавшей от землетрясения (стрясл еси землю), и никто не мог спокойно оставаться в своем доме, все находились тогда в величайшем страхе и трепете (и смутил еси ю). Изобразив столь бедственное состояние народа еврейского, Давид с горестным чувством, от лица всего народа своего, обращается к Богу с молитвой о помиловании и исцелении, о восстановлении расстроенного царства (исцели сокрушение ея), о успокоении и избавлении народа от постигших его бедствий (яко подвижеся). Слова ущедрил еси нас в переводе с еврейского читаются таю "обратись к нам". Таким образом, вся эта речь псалмопевца может быть выражена в таких словах: Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался на царя Саула и на весь народ наш: обратись же Своею милостью к нам. Ты потряс землю нашу и разбил ее: исцели же повреждения ее, ибо она поколебалась.

Ст. 5. Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления. Первая половина стиха в переводе с еврейского читается так: Ты дал испытать народу Твоему жестокое - это значит: иудеев постигли тогда жестокие страдания и тягостные бедствия. Вином умиления псалмопевец называет постигшие весь народ скорби и бедствия, потому что они производят умиление и раскаяние в сердцах тех, которые согрешили пред Богом. Такое выражение употребил он с намерением живее представить пред мысленными очами людей гнев Божий и проклятие Его, которые они навлекли на себя за грехи Саула, дабы усерднее каялись и покаянною молитвой привлекли к себе милость Божию, и таким образом получили бы "исцеление сокрушенной земли" их (2 Пар. 7:14).

Ст. 6 и 7. Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. В царствование Саула не один раз иноплеменники делали страшные опустошения в земле израильской, но самое ужасное нападение и поражение иудеев было тогда, когда погибли пораженные стрелами, брошенными из лука, сам Саул и три сына его (1 Пар. 10:1-7). Многие падали тогда, быв поражены стрелами и другим оружием, те же, которые убежали и через то избавились от смерти, имели знамение жизни на челе своем, начертанное от Бога невидимо на них, как на рабах Его, боящихся Его. Подобное этому предсказано пророком Иезекиилем, который видел, как один из посланных Богом губителей, по повелению Его, прошел посреди Иерусалима и на челах людей благочестивых и боящихся Бога делал знак, по которому губители, поражая насмерть всех, от старика до младенца, не должны были трогать ни одного из тех, на ком положен знак (Иез. 9:4-6). О таком знаке, или знамении, говорит здесь и псалмопевец, который под именем лука, конечно, разумеет всякое вообще оружие, от поражения которого избавлялись все возлюбленные Божий, которым дано от Господа знамение, еже избежати от лица лука, или, что то же, от стрелы, пущенной из лука. Высказав это, псалмопевец молит Бога, чтобы Он продолжил и в будущем милость Свою, как к нему самому, так и ко всем боящимся и возлюбленным Своим и спасал их от бед, под знаменем благости Своей и под покровом всесильной десницы Его. В переносном же или в таинственном смысле, под знамением разумеют св. Афанасий Александрийский "то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло" [3, с. 199], а блж. Феодорит - "знамение божественной благодати" [6, с. 276], т.е. печать дара Духа Святаго (Толкование еп. Палладия. С 267).

Ст. 8 и 9. Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем крепость главы Моея, Иуда царь Мой. Псалмопевец молился Господу Богу о спасении и избавлении от бед, как себя, так и своего народа (ст. 7), и Господь, услышав его молитву, дал ему и ответ на нее. Доселе он изображал бедственные приключения иудейского народа, а отсюда начинает говорить о счастливых и удачных делах своих, о которых предварительно открыл ему Сам Господь (2 Цар. 5:19). Бог возглагола во святем Своем, т.е. Бог высказал во "святилище Своем" (как читаем в пер. с евр. и греч.) или иначе: Бог открыл волю Свою мне (Давиду) чрез Святого Духа, во Святем Своем Духе. Давид хотя и многие одержал победа над врагами, которые, несомненно, утешали его, однако же свидетельствует, что больше всего он радуется этому глаголу Божию, этому словесному удостоверению. Выслушав его, Давид в восторге говорит о предстоящих ему победах и обещанных успехах в делах. Возрадуюся и разделю Сикиму (так назван здесь Сихем, город в колене Ефремовом, впоследствии главный город Самарийский), и юдоль жилищ (так названа долина палаток в юго-восточной части Иудеи, по-еврейски - Сокхоф, что значит: скинии: палатки пастухов) размерю, т.е. "я буду рад, когда сделаю свободными Сихем и Сокхоф и всю занимаемую ими местность от завладевших ими врагов и разделю все это между моим возлюбленным народом, всю эту землю я размерю и никого не оставлю без надела". Изречения этих и следующих за ними стихов некоторые из св. отцов относят к Самому Господу, с тем различием, что одни (блж. Феодорит) относят ко временам после вавилонского плена, когда Господь Бог снова разделил земли между возвратившимися евреями [6, с. 276], другие (св. Василий Великий) относят ко временам христианским, когда юдоль жилищ, т.е. вся вселенная, как бы по жребиям разделена будет для селений на всяком месте [4, с. 250-253], или когда (по св. Афанасию Александрийскому) "вся земля преисполнится скиниями Божиими: т.е. Церквами" [3, с. 200]. Галаад - это название страны в Заиорданской области, Манассий - наименование одного из 12 колен народа еврейского, которое владело Галаадскою страной. Именами Ефрема и Иуды также названы два колена еврейского народа. И вот Сам Господь говорит о них: Галаадская земля - Моя, и населяющее сию землю Манассиино колено принадлежит Мне же. Ефремово колено - самое сильное и многочисленное из всех колен, а потому оно считается во главе всего народа Моего: Ефрем крепость главы, Моея. Из колена Иуды, еще по предсказанию патриарха Иакова (Быт. 49:10), до самого пришествия Мессии должны происходить цари народа Моего, что и исполнилось на Давиде и его потомках: "Иуда царь Мой" (ср. Пс. 67:28).

Ст. 10. Моав коноб упования Моего: на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Моавом назван здесь моавитский народ, происшедший от Моава, сына старшей дочери Лота, племянника Авраамова. Моавитяне жили на юго-восточной стороне Иудеи. Коноб значит: котел, чаша для умывания ног. Идумеей называлась лежавшая на юг от Иудеи земля, населенная идумейским народом, происходившим от Исава, прозванного Эдомом, который был брат патриарху Иакову, или Израилю. Так как оба эти народа - имоавитяне и идумеяне были язычники и очень часто находились во враждебных отношениях с народом Божиим, израильтянами, то слово Господне или слово псалмопевца выражается о них иначе, нежели о единоплеменниках: говорит о них как о рабах, не заслуживающих милости Божией. На востоке был обычай умывать ноги в сосуде, который по тому самому не пользовался уважением. А потому словами Моав есть сосуд (коноб) для умовения Моего - выражается пренебрежение к целому народу. То есть моавитяне будут унижены, послужат Мне как рабы в низших должностях, будут как бы сосудом для умовения, что и случилось еще при Давиде (1 Пар. 18:2). На Идумею простру сапог Мой - эти слова выражают также унижение идумейского народа. Унижу, говорит Господь Бог; буду попирать ногами (в сапогах) идумеев, как попирали побежденных. Словами: Мне иноплеменницы покоришася - св. Давид говорит о филистимлянах, которых он неоднократно побеждал и наконец совершенно покорил своей власти.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!