ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 48 страница



Ст. 6. Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло. Гнушахуся (от слова "гнушатися" - значит: перестраивать, давать новую форму, перетолковывать, извращать) - то же, что "отвергали слова мои, гнушались". Здесь псалмопевец говорит о тех же врагах своих, которые, постоянно нападая на него, хотели погубить его (ст. 2-3), жалуется, что они "всякий день, - по словам блж. Феодорита, - отвращаются от слов моих, как от лживых, и отвергают приносимое оправдание" [6, с. 258], подобно тому как неверовавшие проповеди Христовой иудеи, гнушаясь истины слова, ругались и смеялись над Ним (Мф. 9:24). Они о том только и думают, говорит Давид, чтобы причинить мне зло: на мя вся помышления их на зло.

Ст. 7. Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. В "Учебной Псалтири", внизу страницы, под чертой, этот стих указано читать в более правильном переводе так: "сходятся и крыются, тии пяту мою блюдут, яко да уловят душу мою". И в этих словах продолжается речь псалмопевца о коварных и злокозненных действиях тех же врагов его. Они, говорит он, собираются и прячутся, действуя скрытно и тайно наблюдая за моими действиями и словами, наблюдают пяту мою, чтобы найти какую-нибудь возможность, какой-либо повод к тому, чтобы запнуть и низложить меня, они подмечают следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня, подобно тому как ловцы диких зверей замечают следы диких животных и, ставя сети, уловляют их.

Ст. 8. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Первая половина этого стиха в Учебной Псалтири на поле заменяется словами: ни о чесом ли отринешия, и эти последние слова с греческого переведены так: "за ничто ли отвергнешь их?" Вторая же половина одинаково и с еврейского и с греческого переводится так: "Ты низложишь во гневе народы", т.е. накажешь, поразишь их. Таким образом, совершенно ясным становится смысл сего 8-го стиха. Врагам моим, говорит как бы так псалмопевец, за их коварные и злокозненные действия против меня угрожает наказание со стороны правосудия Божия. Ты, Господи, накажешь, поразишь их во гневе Своем, но неужели наказание Божие постигнет их ни за что? Нет, гнев Божий карает людей только за нечестие и беззакония.

Ст. 9. Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Обетование на языке Библии означает собственно: "обещание от Бога", а здесь слова: во обетовании переведены с еврейского словами "в книге". Псалмопевец, сказав о наказании, угрожающем врагам его со стороны правосудия Божия, обращается опять с молитвой к Богу, в которой исповедует, что он со слезами открыл всю жизнь свою пред Богом, имея в виду то обетование Господне, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных, как о том написано в книге Закона: "Аще убо (нищий) возопиет ко Мне, услышу его: милостив бо есмь" (Исх. 22:27), или как сказано у пророка: "Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох" (Ис 58:9), или еще: "И помолитеся ко Мне, и послушаю вас" (Иер. 29:12). Значит, в этом стихе псалмопевец молится как бы такими словами: Боже, я со дерзновением всю жизнь мою поведал Тебе, и Ты, выслушав меня, не отринул слез моих, но положил их пред очами Твоими, подтверждая самым делом обетование Твое.

Ст. 10. Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя: се познах, яко Бог мой еси Ты. Смысл этих слов, по связи с предыдущим, должен быть следующий: слезная молитва моя, услышанная Тобою, Господи, произведет то, что враги мои обратятся назад, т.е., быв побеждены, побегут впереди, и в тот же день, в который призову Тебя я узнаю, что Ты Бог мой, Который слышит меня и внемлет мольбам моим, - Который посылает мне помощь на врагов моих.

Ст. 11 и 12. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек? В изречениях этих стихов заключается повторение того, что сказано в 5-м стихе. Глагол значит то же, что и "слово", впрочем, в общепринятом библейском употреблении этих слов они имеют ту разницу, что глагол означает краткое речение, а слово выражает пространную речь или длинную проповедь. Похвалю здесь значит то же, что "прославлю похвалами". О Бозе". о Господе похвалю - этими словами псалмопевец выражает то, что он намерен хвалиться не чем иным, как Господом Богом, как написано: "Хваляися, о Господе да хвалится" (1 Кор. 1:31, Иер. 9:24). Итак, он говорит здесь: я надеялся на всеведущего и всемогущего Бога, пред Ним со слезами изливал молитвы мои, и Он стал защитником моим против врагов, чего же мне бояться? Мне не страшны теперь все бедствия, которым подвергает меня человек (Саул и его сообщники). Вот эти слова и будут для меня похвалой, будут служить мне предметом для похвального слова Богу. А троекратное повторение в этих стихах слов: о Бозе, о Господе, на Бога, - указывает, по словам блж. Феодорита, на тайну Святой Троицы в Боге, сокрытую в Ветхом Завете [7, с. 437].

Ст. 13 и 14. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея: яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых. Слово молитвы, кроме обычного значения (в русском и славянском языках), в библейском употреблении значит еще: обеты, обещания Богу. Так это слово и переведено здесь и с еврейского, и с греческого. То же значение оно имеет здесь и по толкованию блж. Феодорита, который говорит, что "молитвами Давид называет обещания Богу" [6, с. 260]. Так как псалмопевец выразил выше свое намерение или обещание прославлять Бога хвалами или похвальными словами (ст. 5 и 11), то здесь он подтверждает это намерение свое (яже воздам хвалы Твоея), которое он хранит в себе (во мне - говорит он), в своей памяти, или во внутренности сердца его, и указывает побудительные причины к его выполнению, заключающиеся в том, что Бог избавил душу его от смерти, т.е. сохранил жизнь от предстоящей опасности, которою угрожал ему Саул, помощью против врагов доставил ему утешение, так что очи его избавились от слез и ноги его от поползновения ко греху, потому что Господь не попустил ему впасть в грех при столь сильных искушениях, которыми он был подстрекаем: или убить Саула, или подвергнуть его злословию и осуждению. За все эти благодеяния Божий псалмопевец считает себя обязанным привести в исполнение данные им обеты хвалы Богу (молитвы). К сему, в заключение псалма, Давид присовокупляет обет делать благоутодное пред Богом во свете живых, то есть пока видит свет настоящей жизни и пока есть возможность человеку исполнять заповедь Господию , светлую, просвещающую его очи духовные (Пс. 18:9). Благоугожду, говорит он, пред Господем в исполнении святого закона Его, который служит "светильником ногам моим" (Пс. 118:105), и чрез то явлюсь благоугодным Ему там, в стране вечного, невечернего света, которым вечно наслаждаются праведники.

Так и каждый христианин должен благоугождать Господу Богу, чтобы наследовать жизнь вечную и блаженствовать во свете живых. "Всякого прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем хвалу Ему, и Опту, пославшему Его, и Духу Святому: Свят, Свят, Свят! Благословен, уничиживший Себя, по благоизволению Своему, и обручивший Себе Святую Церковь! Свет Твой, Господи наш Иисусе, воссиял над тварью и рассеял тьму заблуждения. Да воссияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный!" (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

 

ПСАЛОМ 56

 

Псалом этот имеет такое надписание: В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру. Надписание это, составляющее стих 1 псалма, заключает в себе различные изречения, почти не имеющие между собой никакой взаимной связи. Первое из них, в конец, много раз уже объяснено было раньше, в предыдущих псалмах. Второе - да не растлиши по-русски переведено не погуби. Разными толковниками различно объясняется это речение, но самое близкое к истине, по нашему мнению, будет то объяснение его, которое наиболее согласно с библейским повествованием (1 Цар. 24:4 и сл.), упоминаемым в том же надписании. Именно, царь Саул, преследуя Давида, подошел однажды к большой пещере, где укрывался тогда и Давид со своими людьми. Не зная о пребывании здесь Давида, Саул вошел внутрь пещеры, снял с себя верхнюю одежду и положил ее на одно место, недалеко от себя, тогда как Давид и воины его, скрывавшиеся во внутреннейшем и темном месте этой пещеры, увидели при свете, у входа в пещеру, что вошедший в пещеру был сам Саул. Поэтому воины Давида, думая, что Сам Бог предал в руки им Саула, хотели умертвить его. Но Давид запретил им это, сказав, что беззаконное дело умерщвлять царя, который был помазанник Господа. Но тут же Давид, обнажив меч, подошел тихо сзади Саула и отсек полу (воскрилие) верхней одежды его, лежавшей на земле, чтобы иметь ее во свидетельство, так что Саул не мог ни видеть, ни заметить этого, по причине темноты пещеры. Итак, Давид не только победил гнев свой, но и не позволил ни одному из воинов своих умертвить Саула, сказавши им это достопамятное слово: "не погуби помазанника Господня". Хотя Писание не говорит об этом буквально, но толковники, или изъяснители его, вероятно, взяли сказание это из преданий, потому что упомянутое слово Давид произнес не тогда, как вошел в пещеру, но когда Саул, находясь на одном холме, называемом Ехелаф (1 Цар. 26:3,7-9), спал в закрытой своей колеснице, водрузив копье в землю близ головы своей, а народ составлял около него ополчение. Давид, подойдя ночью с Авессою к самой колеснице спавшего Саула, не был замечен никем из всего его ополчения, и на предложение Авессы поразить Саула одним ударом его же копья сказал: не убивай его, яко кто простирает руку свою на Христа Господня и не повинен будет! По этому случаю Давид и написал этот псалом, имея целью показать, что он имел столь великое упование на Бога, что не верил тому спасению, которого можно достигнуть чрез погибель врагов своих, особенно же Саула, но надеялся иметь совершенную безопасность в уповании на Бога, при жизни тех врагов и при охранении их со стороны самого Давида (Зигабен, в подстрочном примечании [7, с. 439]). Объяснение следующих слов надписания: Давиду в столпописание см. в объяснении надписания предыдущего 55-го псалма. Слова: внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру - понятны из того, что выше сказано о пребывании Давида и Саула в пещере. В этом псалме, как и во многих других, св. Давид прежде всего просит помилования у Господа Бога, выражая вместе с тем свое твердое и постоянное упование на Него и непоколебимую уверенность в Его покровительстве и милости к себе (ст. 2). Высказав далее свое намерение обратиться с молитвенным воззванием к Богу, объявляет, что Господь, всевышний Благодетель его, уже явил новую милость к нему, послал помощь Свою с неба и спас его от врагов жестоких и зверонравных, попирающих его права и свободу в такой степени, что он не может уснуть спокойно, без смущения (ст. 3-5). Затем краткой речью прославив Бога и опять указав на козни врагов, располагается всем существом своим исповедать славу Божию по всей земле, прославить милость и истину Его между всеми народами (ст. 6-12).

Ст. 2. Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Сень значит: тень. Выражение: на сень крилу Твоею надеюся - означает уверенность псалмопевца в Божием покровительстве к нему. Проникнутый этой уверенностью, он говорит: я надеюсь укрыться под тень Твоих крыльев и тем защититься от предлежащих мне бед и опасностей. Словами дондеже прейдет беззаконие псалмопевец выражает твердость и постоянство в своем уповании на Бога, которое не прекратится дотоле, пока не прейдет, не окончится беззаконная ненависть к нему врагов. Удвоенное испрашивание у Бога милости, или помилования, указывает, с одной стороны, на чрезмерность опасности со стороны врагов, а с другой - опять выражает высшую степень уверенности Давида в покровительстве Божием к нему, в каковой уверенности он взывает: помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя: в тени крыл Твоих я укрывался, под непрерывным покровительством Твоей всемогущей силы и Твоей благости я находил всегда защиту от напастей и козней вражеских и помощь от бед, и в этом уповании на Твой непрестающий Промысл и попечение о мне я пребуду навсегда, доколе не пройдут все беды, происходящие от беззакония врагов моих.

Ст. 3. Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. Здесь Давид выражает, что он свое мысленное, духовное воззвание, которое и начал уже в своих мыслях и чувствах (ст.2), намерен облечь в форму действительного воззвания, в виде громкого вопля, или гласа, при чем называет Бога Вышним, или высочайшим, как живущего на небесах и восходящего превыше небес, что и прилично Богу как верховному Судии всего мира, восседающему превыше всех судей земных; называет также Благодетелем, или благодеявшим ему, потому что во всю жизнь свою получал милости и благодеяния от Бога и всегда сознавал и чувствовал их излияние над собою. На этот же раз имеет в виду, конечно, последние благодеяния Божий к нему, о которых и говорит в следующих стихах.

Ст. 4 и 5. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Послах смущен: сынове человечестни, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр. Здесь псалмопевец говорит, что Господь Бог послал Свою помощь с неба и спас его, предав поношению, или посрамлению, врагов, угнетающих его. Саул и воины его, желавшие погубить Давида, были посрамлены, когда Давид показал им с горы отрезанный в пещере край одежды Сауловой. Но еще прежде сего, когда Саул окружил войском своим пустынную гору Маон, в которой укрывался Давид, и когда последний находился в крайней опасности впасть в руки Саула, Божественный Промысл послал к Саулу вестника с уведомлением, что иноплеменники со многочисленным войском напали на землю Израильскую, вследствие чего Саул принужден был оставить преследование Давида. Вот в этом и состояла помощь Божия, ниспосланная Давиду с неба, и об этом спасении он и говорит в 4-м стихе. Далее он говорит, что Господь послал милость Свою, чтобы помиловать его, каковая милость и состояла в той же ниспосланной с неба помощи, - послал Бог и истину Свою, или, что то же, правду, или праведный суд, для осуждения и наказания тех, которые неправедно и беззаконно с ним поступали. По изъяснению св. отцов, под именем милости и истины в таинственном смысле нужно разуметь здесь воплощенную милость и ипостасную истину в лице Христа Спасителя, Сына Божия, Который, помиловав погибавший род человеческий, сделался человеком и Сам о Себе сказал: "Я есмь истина" (Ин. 14:6). Затем псалмопевец еще говорит, что Господь, помогая ему, избавил душу его от среды скимнов, т.е. от пребывания его между столь злыми людьми, которые по зверскому нраву уподоблялись скимнам, или молодым львам. Находясь в близости с такими зверонравными людьми, я не мог говорит он, спокойно спать: гонимый врагами и злыми людьми, я не имел покоя даже и во сне - послах смущен, - мой сон был тревожный. Я постоянно чувствовал себя окруженным как бы дикими зверями, но это были не звери, а люди, сынове человечестии, настолько, однако же, злобные и коварные, что зубы их были как оружия и стрелы, и язык их был так ядовит и опасен, как мечь остр.

Ст. 6. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. По связи с предыдущим мысль этого стиха может быть выражена так люди в нравах своих настолько унизились, как бы так говорит Давид, что уподобились зверям, и в таком звероподобном состоянии доходят до того, что забывают Бога, Творца и Судию всего мира; но Ты, Господи, покажи им Свое величие и Свою славу: вознесися на небеса, Боже, - "будь превознесен выше небес" (пер. с евр.), т.е. покажи Себя, Господи, высоким и небесным для тех, которые не знают или забыли Тебя, и да будет на всей земле слава Твоя, т.е. пусть пройдет по всей земле слава чудес, которые Ты творишь! Св. Афанасий Великий, а вместе с ним и другие св. отцы в словах этого стиха видят пророчество о Христе Спасителе, Который, совершив на земле дело спасения людей, вознесся на небеса, откуда Он и сошел, и слава Его, посредством евангельской проповеди, разнеслась по всей земле [3, с. 191; 6, с. 262].

Ст. 7. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Здесь псалмопевец опять обращает речь свою к обличению врагов своих, которые, говорит, приготовили и расставили под ноги мои сеть, для уловления меня, как бы некоего зверя, и своими лживыми и злокозненными действиями до такой степени унижения довели меня, что я мог пасть духом, потерять терпение и упование на Бога и впасть в уныние и отчаяние: они слякоша душу мою, оскорбили и унизили меня до крайней степени, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню, т.е. готовили мне погибель, но сами впали в руки мои. Этими словами намекает на то, когда Саул со своими приближенными зашел в пещеру, где Давид легко мог бы убить его, если бы только захотел.

Ст. 8. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Но Ты, Господи Боже мой, как бы так продолжает свою речь псалмопевец, не допустил меня до падения или до погибели. Когда враги уготовляли мне погибель (сеть, ст. 7), Ты уже приготовил мне спасение (ст. 4), а потому и я, в уповании на милость Твою, уготовал сердце мое к прославлению Тебя. Готово сердце мое, Боже: я приуготовил себя ко всякому положению, готов и жить, и умереть, готов я отдать себя на попрание врагам, готов и царствовать, словом, все, чтобы ни случилось со мною, все готов принять от руки Твоей и за все готов прославлять Тебя. "Буду петь и бряцать", - так переведены с греческого слова: воспою и пою во славе моей. Воспою означает (по Зигабену) воспевать Бога одним языком и голосом, а пою значит вместе с пением употреблять и музыкальное орудие [7, с. 442-443]. Во славе моей - то же, что "за славу мою", т.е. за оказанные мне Тобою, Господи, милости, чрез которые я прославляюсь в народе.

Ст. 9. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано. Славою своею, по словам блж. Феодорита и св. Афанасия Великого, Давид называет здесь пророчественный дар Святого Духа; псалтирью же, в переносном смысле, называет свою душу, а гуслями тело, всего себя как соделавшегося орудием Духа Божия [6, с. 263; 3, с. 193]. Слово востани по-русски переводится: воспряни. Воспряни, слава моя - этими словами псалмопевец как бы старается возбудить в себе пророческое вдохновение, а вместе с тем он возбуждает и всего себя, воспряни, псалтирю и гусли (музыкальные орудия), чтобы всем существом своим воспеть таинственные песни во славу Бога. Востану рано - этими словами выражает готовность, при всяком пробуждении или проявлении в душе его умственного света, при духовном просвещении, чрез наитие Святого Духа встать к пророчествованию и прославлению имени Божия псалмами.

Ст. 10 и 11. Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех-- яко возвеличися до небес милость Твоя и даже до облак истина Твоя. Возбуждая все существо свое к прославлению имени Божия, псалмопевец изъявляет свое желание благодарно поведать о Боге пред людьми, пред народом иудейским и воспеть Его пред язычниками, имеющими войти в Церковь Христову. Таким образом, он пророчески предрек, что псалмы его будут воспеваемы верующими как из иудеев, так и из язычников, обращенных к вере Христовой. В изречениях следующего 11-го стиха он указывает побудительную причину для благодарного исповедания и хваления Бога во всех языцех, говоря как бы таю и есть за что благодарить и прославлять Тебя, Господи, милость Твоя к грешному роду человеческому так неизмерима, как неизмеримо пространство от земли до небес, и истина или правда Твоя так высока, что простирается от земли до самых облаков.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!