ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 49 страница



Ст. 12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Продолжая свою речь и заканчивая псалом, св. Давид повторяет то, что уже выше сказал (ст. 6), но здесь те же слова его имеют другой оттенок мысли, в зависимости от сказанного в предыдущем (11) стихе: неизмеримо великая милость Твоя, Господи, как бы так говорит он, и безмерно высокая истина Твоя простираются превыше облаков и восходят даже до небес, а потому вознесись на небеса, Боже, и оттуда, с высота небес покажи величие милости и истины Твоей и яви славу Свою, - да распространится по всей земли слава Твоя! Тебя, Господи, благословляет высота, Тебя величает глубина, Тебе поклоняются всяческие, потому что все сотворено Тобой, все песнословит Тебя, милосердый Господи! "С любовью всякий день поучаюсь и я слову Твоему, Господи Боже мой! Удостой и меня вместе с праведными возглашать это славословие: хвала Помиловавшему меня! Слава Простившему мне!" (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

 

ПСАЛОМ 57

 

Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Это надписание, составляющее 1-й стих псалма, объяснено при рассмотрении и объяснении предыдущих 55-го и 56-го псалмов и в переводе с греческого читается так: В конец. Не погуби. Давиду, в столпописание. В этом псалме Давид, изобличая оклеветавших его пред Саулом, называет их сынами человеческими, творящими неправду и всякое беззаконие, по развращению сердца - грешниками от самого рождения, пребывающими во лжи и заблуждении от утробы матерней (ст. 2-4), сравнивает злобу и ярость их с ядом змия и аспида, не поддающегося волшебным заклинаниям волхвов и обаятелей (ст. 5-6), с зубами и челюстями львов; при чем угрожает им казнью от Бога и, предсказывая им погибель, сравнивает ее с водою разливающеюся, с луком, поражающим насмерть (ст. 8), а также с воском, льющим от солнца, и с терновым кустом, сгорающим от упадающего на него огня (ст. 9-10). В противоположность им указывает на участь праведника, который возрадуется при виде награды, уготованной за праведность, и праведного суда Божия, проявляющегося на земле (ст. 11-12).

Ст. 2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Под именем сынов человеческих псалмопевец разумеет здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида (1 Цар. 19:1). Эти советники являлись в качестве свидетелей на суде против Давида. Чтобы угодить царю, они говорили неправду, клеветали на Давида. Уверенный в своей невинности, Давид, чтобы изобличить их ложные навета и клеветы на него, теперь предлагает им самим справедливо обсудить свои действия и поступки в отношении к нему, вопрошая их: рассудите вы сами, сыны человеческие (сыны неправды и беззакония - след. ст. 3 и 4), действительно ли вы правду говорите и справедливо ли судите?

Ст. 3. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Вы как будто ревнуете о справедливости, о правде, продолжает Давид свои обличения, но это только на словах или для виду, на самом же деле в сердце у вас беззаконие: вы и мыслите беззаконие, и руки ваши сплетают всякую неправду, т.е. под предлогом справедливости вы преследуете меня, обвиняя в вероломстве против Саула, представляя меня врагом царя и возмутителем общественного спокойствия. Все это вы делаете на земли, т.е. явно, и постоянно пребываете во злобе, оставаясь навсегда нераскаянными и неисправимыми.

Ст. 4, 5 и 6. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра. Описывая нераскаянное состояние грешников, псалмопевец указывает причину такого состояния в первородном грехе. Отчуждишася, говорит он, от ложесн, заблудиша от чрева, т.е. в самом зачатии человек получает такие начала, которые удаляют его от правды. А от первородного греха восходит он потом к самому коренному началу всех грехов и к самой первой вине их, т.е. к змию искусителю, и потому нераскаянность грешников объясняет подобием змий, которые затыкают уши от обавателей. Обавателъ (от слова баить, употребительного и ныне в некоторых местностях простым русским народом в значении говорить, а от него - "обаивать, обаять" - то же, что "заговаривать, заклинать") значит "заговаривающий", в простонародье - "знахарь, колдун", действующий посредством заговоров, обаяний, заклинаний, нашептываний. Путешественники в своих мемуарах замечают, что и ныне на востоке употребляют "обаяние" для того, чтобы усыпить змия и, вынув яд из его челюсти, уловить его, а когда это не удается, то говорят, что змей "заткнул свои уши". Поэтому слова: ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра (ст. 5-6) - будут иметь такой смысл; как первый змий, соблазнивший человека, остается нераскаянным во своем грехе, так и они, враги Давида, до того ожесточились в своих беззакониях и жестоких намерениях, что походят на ехидну, или аспида, которые, чтобы не слышать обаяния, затыкают уши свои и тем сохраняют яд свой. На аспида (так называется водящийся в Египте ядовитый змей) обаяния или заклинания не производят никакого влияния - он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои и противится всем средствам премудраго, или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги - они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра. "Они затыкают уши, - говорит блж. Феодорит, - подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду, однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов" [6, с. 265]. Так и Господь Бог посылал и "посылает пророков и премудрых, и книжников" (Мф. 23:34), для того чтобы умиротворить и смягчить сердца ожесточенных грешников, но они затыкают уши свои, как это и сбылось при кончине св. первомученика Стефана (Деян. 7:57), и остаются в своей ярости и ожесточенной нераскаянности.

Ст. 7. Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Членовныя - значит: челюсти, или, что то же: коренные зубы. Изобразив в предыдущих стихах злобу и жестокость врагов своих, в числе коих первый был Саул, в этом и следующих трех стихах Давид описывает казни, какие Бог пошлет на тех врагов его, и, во-первых, говорит, что Бог сокрушит не только зубы, но и львиные челюсти, их, т.е. уничтожит всю страшную силу врагов Давидовых. Так как лев считается самым сильным из диких зверей, а зубы его острейшими и крепчайшими, то псалмопевец и берет от них сравнение крепости и злодейской силы врагов своих и, упомянув сначала о зубах во рту (во устех их), а потом и о челюстях львов, дает понять, что Господь сокрушит у врагов его не только малые зубы, но и великие, коренные, т.е. отнимет у них возможность вредить не только злобными словами и клеветами, но и самыми злыми и коварными поступками. А что выражено в первой половине стиха в будущем времени (сокрушит), а во второй - в прошедшем (сокрушил), - это слишком обычно у псалмопевцев и вообще у пророков. В переводе же с еврейского, в обеих половинах сказуемое выражено в повелительном наклонении, в виде прошения.

Ст. 8 и 9. Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук Свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся: поде огнь на них, и не видеша солнца. Слово лук значит оружие, которое употреблялось в древние времена. В этих стихах псалмопевец посредством новых сравнений и подобий продолжает изрекать утешения для праведника, начатые им в предыдущем 7-м стихе. Он говорит здесь, что пагубная сила и могущество нечестивых врагов его будут кратковременны, как вода мимотекущая, т.е. такая вода, которая, широко разлившись по поверхности земной, бывает подобна великой реке, а потом, протекши по разным направлениям, постепенно истощается и скоро совсем уничтожается, так что не оставляет после себя ни одной капли. И Господь Бог, карая нечестивых, "не перестанет, - по словам блж. Феодорита, - поражать их наказаниями до тех пор, пока не сокрушит их силу" [6, с. 266]: Он напряжет лук Свой, дондеже изнемогут. Стрелы, пущенные из натянутого лука, поражают если не насмерть, то причиненными ранами совсем лишают силы человека. Точно так же Господу Богу возможно и легко уничтожить могущество сильных и злобных врагов моих, говорит Давид, как легко и удобно солнцу или огню растопить воск, который, как бы ни был тверд, не может противостоять солнечному жару или силе огня, но быстро растопляется и пропадает. Так и они, говорит, будут истреблены (отымутся) и погибнут. Как скоро пал на грешников огнь гнева Божия, они тотчас исчезли и не остались в живых до следующего дня, до восхождения солнца: не увидели они солнца.

Ст. 10. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Тернием в Священном Писании называется сорная, колючая трава, а в переносном смысле называются грехи человеческие. Рамн значит: большой терновый, колючий куст; в переносном же смысле под рамном здесь разумеются великие злодеяния и беззакония. В изречениях этого стиха псалмопевец, обращаясь к Саулу и его сообщникам, грозит им истреблением. Он сравнивает их злодейские замыслы и поступки с тернием (колючей травой), которое, если бы возросло в рамн (большой колючий куст), обнаружилось бы в страшных злодеяниях. Но Господь Бог, говорит он, не допустит до этого. Прежде еже разумети терния вашего рамна, т.е. прежде нежели малые терны возрастут в рамн, в большое терновое дерево, Бог во гневе Своем погубит вас: яко живы, яко во гневе пожрет я. Как некогда Дафана и Авирона, с их сообщниками, живых пожрала земля, и они погибли, так и терния ваши, т.е. грехи ваши, прежде нежели сделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет гнев Божественный - прежде нежели успеете вы привести в действие злодейские замыслы свои, вместе с ними и вас истребит Господь во гневе Своем.

Ст. 11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. Праведником св. Давид называет здесь человека, подвергающегося злоумышлениям и ревнующего о добродетели, таковой, говорит он, возрадуется, когда увидит, что все сказанное им о погибели нечестивых (ее. 7-10) исполнилось, но возрадуется не о том, что увидит себя отмщенным (таковое понимание было бы противно учению Слова Божия), а о том, что совершится правосудие Божие, преграждающее нечестивым беззаконные пути их и все способы их злодеяниям, - самым делом праведник убедится тогда, что Господь Бог защищает обижаемых и помогает им, чтобы не потерпели они вреда чрез ропот на Божественный Промысл, по малодушию и немощи, и не отчаялись (Зигабен) [7, с. 449]. "Веселится рачитель добродетели, - говорит блж. Феодорит, - видя, что делатель греха наказуется, веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровью обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, а умывает при виде крови (в греч. над кровью), как не имевший никакого общения с грешником" [6, с. 266-267]. Так и Пилат, умыв по некоему обычаю руки, этим показал, что, как он думал, он непричастен убиению Христа, но безвинен, и совершенно чист. Сказанное: умыет, по словам св. Афанасия, должно разуметь о невинном, по реченному в другом месте: "Умыю в неповинных руце мои" (Пс. 25:6) [3, с. 194].

Ст. 12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Изречения этого стиха представляют заключение или следствие из предыдущих стихов. Праведник верил в силу добродетели и во всемогущество Бога, управляющего и судящего во всем мире - на небе и на земле, а потому и надеялся на помощь Божию. И вера его оправдалась, упование оказалось не напрасно: нечестивые наказаны, а праведник, видя их наказанными, а себя защищенным от всех их наветов и козней, восторжествовал и возвеселился. И всякий человек, смотря на это, или видя наказания нечестивых и награды праведным, скажет: да, есть плод от веры и добродетельной жизни и есть Бог, есть и праведный суд Божий не только на небесах, но и на земле, награждающий праведных и воздающий нечестивым за их нечестие и беззакония.

Итак, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя, он шествует по земле как герой и как победитель вступает во врата неба, множество гонителей своим тщетным преследованием, своей злосчастной участью довершают его торжество.

 

ПСАЛОМ 58

 

Надписание этого псалма, составляющее 1-й стих его и указывающее на повод к написанию его, в переводе с греческого читается так: В конец. Не погуби. Давиду в столпописание. Когда послал Саул стеречь дом его, дабы умертвить его. О первой половине этого надписания смотри в объяснении надписаний псалмов 55, 56 и др.

Что же касается упоминаемого в надписании этого псалма эпизода (части библейского повествования о Давиде) о послании царем Саулом стражи к дому Давида, то он с предыдущими и последующими обстоятельствами так описан в 1-й книге Царств (гл. 18 и 19): после чудесного поражения Давидом филистимлянина Голиафа и победы, одержанной по этому случаю израильтянами над филистимлянами, Саул, видя, какую честь и славу весь народ воздает Давиду, сильно огорчился и сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи (в победных песнях женщин), ему не достает только царства, И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукой своей на струнах, как и в другие дни, в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене, но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил. Хотя, спустя немного после того, Саул, согласно данному раньше обещанию, выдал дочь свою за Давида, но он и тут не оставил своего злобного намерения погубить Давида... И увидел Саул и узнал, что Господь с Давидом и весь Израиль любит Давида. И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь. И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида, но Ионафан очень любил Давида и своими убедительными речами в пользу Давида так повлиял на отца своего, что Саул однажды поклялся именем Господним, что Давид не умрет от него. Но скоро после того, по действию злого духа, Саул, забыв свою клятву, покушался опять поразить копьем Давида, когда он, для утешения расстроенного завистью и тоскою царя, играл на музыкальном инструменте. Давид отскочил от Саула, и брошенное последним копье вонзилось в стену, Давид же убежал и спасся в ту ночь. И послал Саул слуг. Но Мелхола, предупредив Давида об угрожавшей ему опасности, спустила его из окна, и он убежал и долгое время бегством спасался от преследования Саула.

В воспоминание об опасности, угрожавшей ему от руки Саула, и составлен Давидом настоящий псалом, в виде молитвы, в которой он, жалуясь на Саула и его сообщников, просит избавить его от напастей и козней беззаконных и злобных врагов его (ст. 2-3), которые восстали, преследовали и старались уловить его безвинно, потому что никакой обиды не сделал им (ст. 4-5). Далее псалмопевец Давид угрожает врагам своим праведным судом Божиим и изрекает разные прещения и наказания им, выражая в то же время крепкое упование свое на милость Божию, которая никогда не оставляет его без помощи, и за которую он всегда прославляет Бога как своего Заступника и Помощника своими вдохновенными псалмами (ст. 7-18). По мнению св. Афанасия Александрийского и блж Феодорита, псалом этот относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам (лицо которых представлял Саул) и преследуемого их наветами. Благовествует и о призвании всех язычников после того, как Израиль за злочестие будет отринут от жительства по Богу (ст. 6) [3, с. 194-195; 6, с. 268].

Ст. 2,3 и 4. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Врагами и востающими на него псалмопевец называет тех, которые устремлялись на умерщвление его, каковыми были Саул и его военачальники. Их же называет он и делающими беззаконие и мужами кровей, или, что то же - кровожадными, готовыми на пролитие человеческой крови. Изливая на них жалобу пред Богом и прося у Него защиты и избавления от них, Давид говорит: избавь меня, Господи, от врагов моих - от тех, которые делают беззаконие, беспричинно преследуя человека, не сделавшего им никакого зла, и не только они, говорит, преследуют меня, но по зависти и злобе ищут моей души, чтобы, уловив как добычу, умертвить меня. Вот они уже и уловили было меня, и умертвили бы, если бы не помощь Твоя, Господи, они напали на меня, как крепцыи, как сильные на слабого, но за что напали? Была ли и есть ли хоть какая-нибудь основательная причина для их нападений на меня? Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи - т.е. они ловят меня, как преступника, соделавшего беззаконие или проступок, но такового я не знаю за собой - ни беззакония, ни греха против них или против закона у меня нет, а потому нет и причины или повода нападать им на меня.

Ст. 5. Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь. Здесь, продолжая выяснять свою невиновность пред царем Саулом, Давид призывает Самого Бога во свидетели и предает себя суду Божию. Они, конечно, как бы так говорит Давид, находят меня виновным, но Ты Сам, Господи, прииди и рассмотри (виждь), в чем заключается моя виновность: без беззакония текох, т.е. без всякой погрешности я вел себя в отношении к Саулу и его друзьям и исполнял исправно (и исправих) все то, что должен был исполнить по обязанности подданного к царю и своему отечеству. Вот, я принужден теперь бегством спасаться от их преследования, прииди же, Господи, чтобы встретить (в сретение мое) и укрепить меня в бегстве, востани на защиту мою и посмотри, какие бедствия я претерпеваю от них

Ст. 6. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Обращаясь к заступлению Божию и желая испросить Его помощь, Давид называет здесь Господа Бога Богом сил, т.е. всесильным, всемогущим, власть и сила Которого беспредельны и во власти Которого находятся все народы, и Богом Израилевым, т.е. Таким, Который имеет особое попечение о Своем народе и Своей Церкви. Тебе, говорит он, Господи, достаточно обратить внимание на все народы (вонми посетити вся языки), чтобы они получили, по Твоему правосудию, должное возмездие: и тогда не воспользуются щедротами и милостью Твоею: да неущедриши вся делающыя беззаконие, или, как говорит в другом псалме: "Аще беззаконие назриши, Господи, Господи, кто постоит" (129:3). Если же не избегнут праведного прещения Твоего все другие нечестивые народы, тем паче не избежать строгого суда Твоего тем беззаконникам, которые в среде Церкви Твоей оскорбляют и притесняют благочестивых и тем нарушают мир Церкви. По мнению св. Афанасия, словами этого стиха "Давид молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены" [3, с. 195] да не ущедриши вся делающыя беззаконие. А по мнению блж. Феодорита, Давид видит в этих словах распятие Христово и, гнушаясь чрезмерностью нечестия, умоляет о том, чтобы христораспинателям не было прощения [6, с. 269].


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!