ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 47 страница



Ст. 16. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их. От коварного и тайного изменника и предателя (Ахитофела, а в пророческом смысле - Иуды, ст. 15) обращая слово свое опять ко всему полчищу восставших против него мятежников, особенно же к их главным предводителям, Давид призывает на них смерть и угрожает им муками ада, причем самые выражения для определения им казни он, очевидно, заимствует буквально из истории Корея, Дафана и Авирона, которые с сообщниками своими, по суду Божию, живые пожерты были землею за произведенный ими мятеж против угодника и пророка Божия Моисея, и о которых было тогда сказано, что они "снидут живи во ад, яко разгневаша человецы сии Господа" (Чис. 16:30). И современные Давиду мятежники, взбунтовавшие против него жителей Иерусалима и весь народ израильский, без сомнения, прогневали тем Господа, а потому псалмопевец, имея в виду пример суда Божия и наказания мятежников при Моисее, угрожает тем же судом и наказанием и бывшим при нем мятежникам за их нечестие и лукавство, которое сопровождает их повсюду (в жилищах их) и всегда при них (посреде их). Эти мятежники против царской власти и против помазанника Божия, как бы так говорит он, приимут смертную казнь от Бога, и по смерти тела они сойдут во ад, где будут преданы на вечные мучения за то, что они в самих себе носят лукавство, которое живет с ними неотступно, в домах их. В пророческом смысле этот призыв заслуженной казни относится к современным Господу Иисусу Христу книжникам и фарисеям, злоба и лукавство которых, обличаемое Спасителем, возмутили против Него народ иудейский, который и постигла потом казнь и поголовное истребление со стороны римлян.

Ст. 17 и 18. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. В тесных и затруднительных обстоятельствах св. Давид всегда обращался с молитвою к Богу о помощи, каковую всегда и получал по своей усердной, исполненной твердого упования молитве. Так и при настоящих стесненных обстоятельствах, вынужденный укрываться от врагов в пустынях и горах, он ни на кого не надеется, кроме Бога, единственного его Защитника и Спасителя, к Которому обращаясь смиренным сердцем и откровенною душею, выражает скорбь свою и желание поведать (повем) пред всеми о многократно явленных на нем чудесных действиях спасающей его силы и благости Божией и возвещать пред Богом и людьми (возвещу) об опасности, какая угрожает ему со стороны мятежников, причем, по обычаю ветхозаветной Церкви совершать богослужение три раза в сутки: вечером, утром и в полдень, заявляет, что будет приносить молитву к Богу непрестанно - вечер и заутра и полудне, и выражает опять надежду, что его молитва к Богу будет услышана и не оставлена без внимания. Взывал я; говорит он, к Богу, и Господь слышал молитву мою и спасал меня от бед, а потому я и ныне буду взывать к Нему вечером и утром и в полдень, поведаю Ему скорбь свою и возвещу об угрожающей мне опасности и надеюсь, что Господь услышит меня и спасет от всех бед и напастей.

Ст. 19. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. В этих словах псалмопевец выразил такие мысли и чувства: Господь Бог, говорит он, на Которого я вполне надеюсь и к Которому взываю о помощи, услышит мою молитву и избавит меня от того страха (ст.6), который наводит на меня приближающиеся ко мне мятежники, угрожая мне лишением не только царского престола, но и самой жизни. Господь поразит их и, освободив меня от всех напастей, даст мне спокойствие душевное, пошлет мир душе моей, избавит миром душу мою от приближающихся мне, т.е. от таких лиц, которые, будучи близкими ко мне, в то же время стали врагами моими, а таких было немало при мне: яко во мнозе бяху со мною.

Ст. 20. Услышит Бог, и смирит я, Сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Продолжая в этих словах мысль предыдущего стиха, псалмопевец указывает тут же причину, по которой Господь Бог, праведный и вечный (Сый прежде век) Судия, так поступает с нечестивыми, напрасно преследующими благочестивых. Господь Бог, говорит псалмопевец, знает, что они, т.е. злобные враги мои, не изменятся к лучшему, не исправятся (несть бо им изменения), а пребудут навсегда злобными и по-прежнему грешными, потому что не имеют страха Божия и далеки от Бога (яко неубояшася Бога). А потому Господь, услышав молитву мою, смирит этих врагов моих, т.е. поразит и унизит их.

Ст. 21 и 22. Простре руку Свою на воздаяние: оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Многомилостивый и долготерпеливый Господь Бог, говорит Давид, наконец простирает руку Свою, чтобы воздать (во еже воздати как значится в "Учебной Псалтири" на поле, против слов на воздаяние) по заслугам тем, которые неубояшася Бога и не изменились к лучшему (ст. 20), - тем, которые не только не обратились от порочной и беззаконной жизни к благочестию и добродетели, но наипаче злыми делами своими (возмущением против помазанника Божия) осквернили завет Божий, преступая заповеди Его. А они, как только увидели гаев Божий над собой, обрушившийся в поражении Авессалома и его войска, тотчас же рассеялись, разбежались (разделишася от гнева лица Его), и многие из них пристали ко мне, говорит Давид. И приближишася сердца их; они как бы сознали всю виновность свою пред Богом и почувствовали свое нечестие сердца их, как бы в чувстве раскаяния приближались к Богу, но, кроме немногих, они делали это лицемерно, они только устами и мягкими льстивыми словами почитали Бога, а в самом деле слова их уподоблялись стрелам; и та суть стрелы. По изъяснению св. отцов (Афанасия Александрийского, Исихия и др.), в словах 22-го стиха заключается пророчество об иудеях, распявших Господа Иисуса Христа [3, с. 186; 7, с. 430]. Словеса их были мягки, как елей, т.е. свободно лились в душу, когда говорили: "Вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистину учиши" (Мф. 22:16), и когда кричали: "Благословен грядый во имя Господне" (Мф. 21:9); но они превратились в стрелы, когда говорили: яко веельзевула имать и о князе бесовстем изгонит бесы, когда вопияли: "Распни, распни Его!" (Мк. 3:22; Лк. 23:21).

Ст. 23. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. После того как полученною от Господа помощью Давид совершенно избавлен был от козней и нападений со стороны мятежников, он обращается с советом и наставлением ко всем другим, подобно ему подвергающимся злоумышлениям со стороны врагов, утешая их, как и себя самого, и увещевая, чтобы в подобных бедственных случаях и обстоятельствах возлагали всю надежду на Бога, Который, несомненно, больше печется о преданных Ему рабах Своих и больше может сделать для них, нежели они сами. Если нападут на тебя, говорит он, враги, то ты не печалься, а всю заботу о себе, о сохранении своей жизни возложи на Господа, и Он сохранит тебя, подаст тебе пищу (тя препитает) и все потребное для жизни. Подобное сему читаем и в Святом Евангелии: "Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете..." и проч. (Мф. 6:25), но это (учение Евангелия и наставление псалмопевца) не то значит, чтобы мы отложили всякую заботу о себе, предавшись беспечности и предоставив заботу о себе Господу Богу, а указывает лишь на то, что при всей возможной заботливости нашей о себе спасение наше все-таки зависит не от нас, а от Бога, Который, промышляя о нас, благословляет труды рук наших и дает успех во всех делах наших. Наставление псалмопевца (как и евангельская заповедь) учит нас, чтобы, принимая все зависящие от нас меры для избежания опасности, мы в то же время не возлагали надежды на одни свои силы, не предавались самонадеянности, а всю надежду имели на Бога, Который никогда не допустит, чтобы верующий и надеющийся на Него поколебался под тяжестью искушений: не даст в век молвы праведнику. (Молва значит: колебание, потрясение, смятение.) Господь Бог, говорит псалмопевец, хотя и попустит праведнику подвергнуться разным искушениям и напастям, но никогда не даст ему бедствовать вечно (в век), а подаст ему и Свою скорую помощь, или, как говорит апостол: "Верен Бог, Который не попустит вам быть искушенными сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 кор. 10:13).

Ст. 24. Ты же, Боже, низведеши их в студенец нетления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих- Аз же, Господи, уповаю на Тя. Студенец значит: колодезь, нетление значит: погибель, смерть. Выражение в студенец истления значит: в гибельный, смертный колодезь. Мужами кровей и льсти псалмопевец называет здесь, как и в других местах (Пс. 5:7; 586), заговорщиков и мятежников, которые действовали на народ лестию, коварством и обманом и всегда готовы были пролить и проливали кровь неповинную. Таковым он предсказывает вечную погибель: молитвенно обращаясь опять к Господу Богу, он говорит: Ты, Боже, низведешь их в ров погибели, т.е. в геенну вечного огня, где все низверженные вечно живут и вечно умирают, т.к. вечно мучаются и конца смерти или мучениям, которого желают, они никогда не видят. И не только они обречены, говорит, на вечную смерть, но и здесь на земле им не долго жить: они не преполовят дней своих, не доживут и до половины своей жизни, чем отнята у них будет возможность продолжительной греховной жизнью приводить в соблазн других. "Кладезем тления, - говорит блж. Феодорит, - назвал неизбежное наказание. Ибо как невозможно избегнуть погибели тому, кто упал в колодезь, наполненный грязью и тиною, так невозможно спасение ниоткуда тому, кого наказывает Бог" [6, с. 257]. Св. Афанасий Великий под студенцом, или кладезем, в пророческом смысле разумеет ад, а под мужами кровей - иудеев, умертвивших Начальника жизни и потом преданных мечу римлянами [3, с. 187]. И в самом конце псалма св. Давид высказывает заключительное исповедание пред всеми своего упования на Бога, говоря как бы так: вот я во всеуслышание всем представил, какое великое счастье и блаженство заключается в том, чтобы во всем уповать на Бога, и сколь великое зло делают те, которые восстают на праведного и тем выражают явную вражду против Бога. Смотрите же, какая участь постигает тех и других! Что же касается до меня, то я всегда жил и живу надеждой на Тебя, Господи: аз же, Господи, уповаю на Тя.

Итак, при рассмотрении и объяснении этого псалма, кроме буквального или исторического его смысла, мы указывали в некоторых изречениях сто, согласно с изъяснением отцов Церкви, прообразовательные пророчества о враждебных действиях иудеев и Иуды предателя против Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и о злосчастной судьбе их. Таковые пророчества заключаются в изречениях стихов 4,14,15,16,22 и 24. Но кроме того и другого смысла и значения этого псалма, некоторые из толковников объясняют его в духовно-нравственном смысле, по отношению к христианину, ведущему брань с невидимыми врагами его душевного спасения. Так, св. Исихий (у Зигабена в подстрочном примечании) говорит: "Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он вещавает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных" [7, с. 421]. В стихах 3 и 4 псалмопевец говорит: я скорбел в печальном размышлении моем по причине приращения к душе моей страстных помыслов, которые производили потом скорбь и раскаяние, - я скорбел по причине неуместных и пустых слов, сказанных без рассуждения в разговоре с другими, и смущался от злых помыслов, возбужденных во мне невидимым врагом моим. В стихах 8 и 9 от лица кающегося грешника св. Давид говорив я удалился от Бога, прилепившись чрез нечистую и греховную жизнь мою к демонам, я обитал в пустыне, не принося никакого плода добродетели. Вследствие чего я впадал в малодушие и, обращаясь к Богу, спасающему кающихся грешников, от Него ожидал милости и Ему молился об избавлении от малодушия и бури отчаяния. Я молился Ему так: (ст. 10, 11 и след.) потопи, Господи, и раздели языки демонов, разрушающих мир среди людей Твоих и возбуждающих их на всякое беззаконие и на явное противление Твоим повелениям. Во граде их, т.е. в душах человеческих, они производят всякое насилие и противодействие (труд) тем подвигам добродетели, которые истинные подвижники веры и благочестия настойчиво проводят в своей жизни. Невидимые враги стараются возбудить корыстную страсть в сердцах верующих и научают их лицемерию (лихва и лесть) и коварному обращению с ближними. В стихах 16-22 псалмопевец призывает казнь Божию на невидимых врагов праведника. Так как они, говорит, не имея страха Божия (неубояшася Бога), столь глубоко утвердились во зле (лукавство в жилищах их, посреде их), что не могут уже измениться к лучшему (несть бо им изменения), то пошли, Господи, смерть на них, и пусть они живые сойдут во ад, и тогда не будут иметь возможности во множестве приближаться ко мне для соблазна и искушения: я уповаю, что Господь услышит молитву мою и душа моя, освободясь от искушений врагов, исполнится мира, - что Господь воздаст им за то, что они заслужили, - Он смирит и унизит их за то, что они осквернили завет Его с человеками, против которых действуют коварно, умягчая паче елея свои обольстительные слова и хитрые внушения ко греху, которые впоследствии оказываются язвительными и гибельными стрелами.


Кафизма VIII.

 

ПСАЛОМ 55

 

Сей псалом заглавляется таким надписанием: В конец, о людех, от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом. В этом надписании указывается: а) на имя составителя этого псалма, б) на то обстоятельство в жизни Давида, которое послужило поводом к составлению псалма, и в) отчасти на его содержание. Составителем этого псалма всегда признаваем был псалмопевец и царь израильский Давид, что и означают слова: Давиду, в столпописание. Последнее славянское изречение (в греч. , от - то же, что: , или ), в лат. tituli inscriptio) преосвящ. Порфирием с греческого переведено также столпописание, а потому по-русски и значит не что иное, как надписание над псалмом имени составителя его, каковое есть "Давид". Выражение столпописание взято от обычая древних делать для всегдашней памяти на столбе или на камне надпись имени победителя или того лица, которое совершило что-либо особенное, важное.

Псалом этот можно назвать молитвой, в которой Давид прежде всего изливает пред Богом жалобу свою на врагов, изо дня в день преследующих и угнетающих его (ст. 2, 3); затем выражает твердое упование на Бога, чрез которое он совершенно освобождается от страха, наводимого на него множеством врагов его, постоянно злоумышляющих против него (4-6). В этих чувствах надежды и крепкого упования на Бога, он находит особую причину для прославления Господа. Злоумышляя против Давида, враги его собираются и прячутся, чтобы ближе наблюдать за всеми движениями его, чтобы выждать более удобный случай уловить душу его (7). Поражал их гневом Своим, неужели беспричинно, или ни за что, Господь отвергнет их (8)? Тебе, Господи, говорит Давид, известна вся жизнь моя, и все слезы мои пред Тобою, как бы записаны в книге у Тебя (9). Когда я призову на помощь Господа, враги мои обращаются назад, и тут для меня ясно, что Господь за меня. А это и служит мне предметом для всегдашнего прославления Господа Бога (10-13), Который избавил меня от смерти, очи мои от слез и ноги от преткновения, чтобы я мог благоугождать Ему во свете живых (14). Под людьми, от святых (т.е. от святыни храма Господня) удалимыми, Давид разумеет, конечно, себя и всех тех несчастных изгнанников из отечества, которые присоединились к Давиду после того, как он возвратился от Анхуса, царя гефского, у которого думал укрыться от преследований царя Саула (1 Цар. 21:10-11), и с которыми он скитался по горам и пустыням палестинским. От святых удаленные - это те четыреста мужей-изгнанников*, которые не могли ходить в храм Божий, но скитались вместе с Давидом туда и сюда, укрываясь от гонения Саула (1 Цар. 23:13).

Ст. 2 и 3. Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты. Так молитвенно взывает к Господу Богу псалмопевец, быв угнетен каждый день и со всех сторон преследующими его врагами. Попра мя (от слова попрати - попирать, топтать) значит то же, что "сокрушил", или готов уничтожить меня. Боря значит: "нападая, воюя". Стужи то же, что "стеснил, замучил". Прося милости у Бога или защиты от врагов, псалмопевец прежде всего говорит здесь об одном, главном враге и именует его человеком, под каковым наименованием разумеет Саула, а не называет его по имени, из уважения к его царскому достоинству и почитая в лице его помазанника Божия. Он жалуется, что враг этот готов "поглотить" (в пер. с евр.), уничтожить его (попра мя); ежедневно нападая и преследуя (весь день - всякий день - боря), докучает и мучит меня различными скорбями душевными и телесными. А далее (следующий стих) говорит он о многих врагах, ежедневно притесняющих его с высоты: мнози борющий мя с высоты. Последнее выражение (с высоты) различно переводится и объясняется. Но как более соответствующее и согласное с обстоятельствами положения отношения врагов Давида к этому последнему нужно принять то объяснение: что враги Давида - сообщники Саула царя занимали высокое положение при дворе царя и потому действовали против Давида со властью и силой непреоборимою, как те враги на войне, которые, занимая позицию на высокой горе, бросают стрелы или меткие выстрелы в противников своих, находящихся внизу и лишенных возможности с равной силою отражать эти выстрелы. Таким образом, в этих стихах св. Давид говорит так: помилуй и защити меня, Господи Боже мой, от сильного врага моего, ежедневно нападающего на меня притесняющего до такой степени, что готов он уничтожить меня. Защити меня и от того множества врагов, которые в сообществе с главным врагом, пользуясь высотою положения своего и сильною властью, ежедневно усиливаются как бы поглотить, уничтожить (попраша) меня.

Ст. 4 и 5. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть? Псалмопевец, представляя себе многие разнообразные опасности, которым подвергался он, ежедневно преследуемый врагами, и сознавая внутренне в душе своей, что он не чужд был страха, наводимого теми опасностями, он в то же время не терял твердого упования на помощь Божию, и это упование поддерживало в нем бодрость, укрепляло дух его. Таким образом, опасности и грозящие со стороны врагов беды, с одной стороны, производили в душе его уныние, мрак, как бы тьму ночи, а надежда на Бога, с другой, - рассеивала этот мрак, прогоняла ночную темноту и производила в сердце его светлую радость, доставляла душе его успокоение дня. В таком радостном, успокоительном состоянии духа он не чувствовал уже страха, а потому и говорит здесь: в день не убоюся. И не только не убоюсь, как бы так говорит он далее, но даже этими словами моими буду хвалиться пред Богом: о Бозе похвалю словеса моя. Я всегда, говорит, надеялся и буду надеяться на Бога, и потому не убоюсь: что сотворит мне плоть? Что могут сделать мне гонители и враги мои, которые в сравнении с Богом, пред Его всемогущей силой, не что иное, как плоть, т.е. люди бренные и немощные. Так как с еврейского первая половина 5-го стиха переводится так: в Боге восхвалю я слово Его, то некоторые толковники думают, что "Давид здесь имеет в виду обетование Божие, по которому он должен был царствовать во Израиле (1 Цар. 13:14), потому и говорит о Боге: при Его благоволении, я похвалюсь Его обетованием, а потому смело говорю, что, при уповании на Господа, не боюсь никакого человека, никакого врага, все враги мои пред Богом одна плоть, слабы и немощны, как плоть" (Толкование еп. Палладия. С. 251).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!