ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 12 страница



Выражения в конец и "начальнику хора" объяснены в прежних псалмах (4,6 и др.).

Псалом сей преисполнен возвышенных чувств благодарности к Господу Богу, всегдашнему Помощнику и Избавителю верных и любящих рабов Его, каковым и был пророк Давид, и в ряду прочих псалмов отличается наиболее поэтическими изображениями гнева и помощи Божией. Псалмопевец в сильных чувствах высказывает благодарность Господу за избавление от всех врагов. О каких же врагах говорится здесь? Кроме внутренних врагов, каковы: Саул, Авессалом и др., у Давида были еще внешние враги, с которыми он вел частые войны, одерживал, с Божией помощью, победы над ними и подчинял их своей власти. Таковы были: филистимляне, идумеяне, сирийцы, аммонитяне, моавитяне и проч. По усмирении всех этих врагов и составлен Давидом настоящий псалом, как это видно из повествования 2-й книги Царств, в которой (гл. 22), после рассказа о поражении филистимлян излагается тот же псалом, с некоторыми только изменениями в словах и выражениях.

Ст. 2 и 3. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой. Испытав, в продолжение всей своей жизни, постоянно изливаемые на него милости и благодеяния Божий, многократно и многообразно облагодетельствованный, чем другим пророк мог выразить чувства благодарности к Богу, какую лучшую жертву мог принести Ему как не выражение крепкой любви своей к Богу? И Сам. Господь Бог ничего высшего и большего не требует от человека, как той же самой любви: "Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею" (Лк 10.27; Втор. 6.5). Стараясь всеми силами души своей выразить эту любовь и всецелую преданность свою Богу, Давид как бы не находит слов для выражения чувства благодарности за многие и различные благодеяния, оказанные ему Богом. Возлюблю Тебя, Господи, говорит он, крепость моя! Господь твердыня (каменный утес, petra) моя и прибежище мое (укрепленное место), Избавитель мой, Бог мой, скала моя; и на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Все эти слова и выражения пророка понятны и близки сердцу человека верующего и уповающего на Бога. Во всякой нужде и скорби прибегающий к Богу находит в Нем Защитника и Избавителя, убежище, неприступную скалу, которую не может сокрушить никакая злая сила, не может повредить никакой враг. Выражение рог спасения нередко употребляется как у псалмопевцев, так и у других богодухновенных писателей. Слово "рог" часто означает силу, крепость. Некоторые из бессловесных животных одарены от природы рогами, которые служат им орудием для защиты от нападения со стороны других животных или для спасения от какой-либо опасности. Отсюда, без сомнения, у евреев в их образную, искусственную речь вошло выражение "рог спасения". Затем, это выражение имело, конечно, связь с существовавшим у евреев обычаем в случае тяжкой беды, угрожавшей смертною казнью, прибегать к жертвеннику храма, ухватиться и держаться руками за роги этого жертвенника (Исх. 27:2), и здесь ожидать милости и спасения. Хотя это не всегда спасало от беды и смерти (3 Цар. 1: 52; 2:28-31), тем не менее от утвердившегося обычая произошло то выражение, которым наилучшим и общепонятным образом высказывалась спасительная сила Божия (Лк. 1:69), всегда готовая на помощь всем призывающим ее.

Ст. 4. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. В этих словах пророк высказывает твердую надежду, что и впредь Господь не оставит его Своею помощью против врагов. Я, говорит, буду хвалить и призывать на помощь достопоклоняемого Господа и, при Его помощи, спасусь от врагов моих.

Ст. 5 и 6. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы овыдоша мя, предвариша мя сети смертны я. Болезни смертныя, т.е. сильные болезни или скорби душевные, приводящие к смерти; потоками беззакония называет насильственные стремления врагов, или козни людей беззаконных, которые, подобно водному потоку или ручью, устремились на Давида, окружили и навели страх на него. Болезни адовы - то же, что и болезни смертные - означают опасности, угрожавшие смертью, которая до пришествия Христова на землю всех людей низводила во ад. Предвариша мя сети смертныя - под сетями разумеются засады от врагов, - значит и это последнее выражение указывает на множество опасностей и страшных нападений, которыми со всех сторон окружен был Давид.

Ст. 7. И внегда скорбети ми, призвах Господа и к Богу моему воззвах услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Такими бедствиями, говорит Давид, я погружен был в великую скорбь, и во время этой скорби я призвал в молитве Господа и к Богу моему воззвал; Он из чертога Своего (от храма святаго Своего) услышал голос мой, и вопль мой к Нему дошел до ушей Его. "К Богу моему воззвал я", - так говорит только глубокая вера и искренняя любовь, какими проникнута была душа псалмопевца. Под храмом разумеется здесь не святилище или скиния, а небо, которое есть нерукотворенный храм Божий (Деян. 7:48-49). Под именем вопля выражается не сила голоса, а сильное и горячее движение сердца молящегося пророка.

Ст. 8. И подвижеся и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Отселе начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое. Но по тому самому, что оно высокопоэтическое, что под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое, и не должно быть понимаемо буквально до слова. "Все это сказал пророк, - говорит блж. Феодорит, - не потому, что так совершенно и было, но потому, что так умопредставляется верою" [6, с. 74]. Как в настоящем стихе говорится о землетрясении, так в следующих за ним (до ст. 16) пророк высказывает другие грозные прещения гнева Божия на беззаконных и нечестивых людей. И хотя ни землетрясений, ни других особенно страшных явлений видимой природы не было во времена Давида, если не считать за таковое моровую трехдневную язву (2 Цар. гл. 24), тем не менее, такие явления всегда были возможны, и описания таких явлений, бывших прежде Давида, были ему известны из священных книг. Таким образом, боговдохновенный псалмопевец в рассматриваемом псалме изображает если не действительные события, то всегда возможные. "И поколебалась, и потряслась земля; и основания гор пошатнулись и поколебались. Ибо Господь Бог прогневался на них". Так читается это место псалма по русскому переводу, и в нем ясно говорится о землетрясении. Таковое землетрясение было во время крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 27:51). О бывающих в разных местах землетрясениях нередко приходится слышать и в наше время; они, без сомнения, бывали и в древние времена, и о них псалмопевцу было небезызвестно. Некоторые из священных толкователей псалмов видят в этом месте псалма пророчество о втором и страшном пришествии Христовом, когда будут великие знамения, большие землетрясения по местам и ужасные явления (Лк. 21:11). Яко прогневася на ня Бог - слова эти сказаны в отношении к нечестивым людям, против которых воспламенился гнев Божий.

Ст. 9 и 10. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса и сниде, и мрак под ногама Его. В русском переводе с греческого это место псалма читается так: "Взвился дым от гнева Его, и огонь от лица Его воспламенился: угли горели подле Него. И наклонил Он небеса и сошел: и мрак под ногами Его". Первая половина этих изречений (ст. 9) напоминает погибель нечестивых городов ханаанской земли Содома и Гоморры (Быт 19:24), когда нечестие и беззакония жителей этих городов воспламенили гнев Божий, и Господь пролил на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба, ниспроверг города сии, и всю окрестность, и всех жителей их и превратил всю местность в сланое, или так называемое Мертвое море. При этом истреблении нечестивых городов дым подымался с земли, как из печи, и от горения жилых помещений и городских построек немало было горевших углей. Вторая же половина (ст. 10) речи еще яснее указывает на другое важнейшее событие в жизни еврейского народа, когда "сниде... Господь на гору Синайскую, на верх горы, и воззва Господь Моисея на верх горы" (Исх. 19.20); когда весь народ, приготовленный Моисеем для выслушания Закона Божия, стоял под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак (Втор. 4:11). Таково буквальное, простое понимание псаломских изречений. Но мы не должны забывать, что Давид был не только псалмопевец, но и боговдохновенный пророк, в изречениях которого священные толкователи - св. отцы Церкви - видят пророчества о будущих судьбах Церкви, или, что то же, Царства Христова. Так и в рассматриваемых изречениях под огнем и дымом св. отцы разумеют гнев Божий, коим Господь угашает силу огня демонского, или бесовского. Злые духи взяли власть над грешным родом человеческим. Пришедший на землю Сын Божий, как "огнь поядающий" (Евр. 12:29), лишил их этой власти: Он чудесно изгонял бесов из людей, много лет одержимых ими, и ясно предрек, что "ныне князь мира сего (диавол) изгнан будет вон" (Ин. 12:31). От лица огня Божественного возгоравшиеся угли означают апостолов и других людей, возгоравшихся верою и просвещенных светом учения Христова. Словами: приклони небеса и сниде, по изъяснению св. отцев, Давид ясно пророчествует о снисшествии Господа с небес на землю. Под мраком они разумеют тьму, т.е. неясность или сокровенность Божества под образом человечества. Под ногами - самое шествие Сына Божия, или нисхождение на землю; так как причина вочеловечения Его, равно как и самый способ оного, были непостижимы для людей.

Ст. 11. И взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню. По русскому переводу: "И воссел на херувимы и понесся, понесся на крыльях ветров". Херувимами называются сотворенные Богом духи, или ангелы, составляющие одну из высших степеней чинов ангельских и более известные в вероучении Ветхого Завета, потому что они, т.е. херувимы, по повелению Божию изваяны были над ковчегом Завета в скинии свидения (т.е. походном храме у евреев*). Пророк-поэт выше изобразил всемогущее действие гнева и силы Божией в облаках, в огне, в громе и молнии, а здесь представляет Его восседающим на херувимах и летающим или быстропарящим на ветрах и вихрях. По изъяснению же св. отцов, в словах сего стиха заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо. Под херувимами и крыльями ветров здесь разумеется то облако, о котором упоминается в книге Деяний апостольских, когда апостолы смотрели на возносящегося Господа, то "облак подят Его от очию их" (1:9). Сидением или ездою на херувимах, а также и летанием на крыльях воздушных или ветряных пророк изображает необычайную быстроту движения Бога во всем мире и всемогущую власть Творца над силами и явлениями природы, а также и над ближайшими к Нему высшими духовными существами, каковы херувимы.

Ст. 12 и 13. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его: темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. Продолжая изображать действия всемогущей силы Божией в грозных прещениях на нечестивых, пророк говорит: Господь Бог мой "мрак сделал покрывалом Себе; вокруг Его сень Ему - темная вода во облаках воздушных: от блистания Его пред Ним прошли облака, град и угли горящие". В словах сего стиха пророк указывает, во-первых, на незримость Божественного естества, т.е. на то свойство Божества, по которому Бог пребывает невидим, что означает словом "тма" или "мрак", который закрывает Его от взоров человеческих как бы непроницаемым покровом. Но так как Бог по существу Своему "свет есть и тмы в Нем несть ни единыя" (1 Ин. 1:5), и живет Он во свете неприступнем, а потому никто из людей не видел Его и видеть не может (1 Тим. 6:16), то далее пророк, как бы желая выяснить несовместимость света со тьмою, говорит, что селение Божества окружает темная вода в облаках воздушных. Последним выражением указывает на то грозное явление в природе, которое нередко бывает в летнее время и называется обычно грозою. Плавающие в воздухе облака наполняются водяными парами, которые от наибольшего скопления делают облака темными, отчего последние называются обыкновенно грозовыми тучами, что и выражено в псалме словами: темна вода во облацех воздушных. При сильном ветре темные грозовые тучи, наполняясь электричеством, приходят в столкновение между собою, от чего происходят действия электрической силы - удары грома и сверкание молнии; вместе с тем, наполненные водою облака разряжаются сильным дождем с градом, т.е. крупными ледяными каплями, а сверкающие в это время молнии представляются в виде падающих из облаков огненных углей или искр. Вследствие этого, так называемого в физике, разряжения электричества, облака рассеиваются, в воздухе делается чище и светлее, а закрытое прежде темными облаками солнце начинает светить своим обычным блеском. Все это выразил пророк словами: От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. Особенно страшные грозовые явления бывают тогда, когда Господу Богу угодно бывает послать их в наказание нечестивым и прогневляющим Его нераскаянным грешникам. Таковое, например, явление было в Египте, посланное Богом в наказание фараону, как читаем в книге Исход (9:23-24). При таком понимании изречений псалмопевца нельзя, однако же, опустить из внимания и то духовное значение, какое видят в них священные истолкователи их. Так, словами: положи тму закрое Свой -пророк выразил, говорят, по связи с предыдущим выражением, ту мысль, что, вознесшись на небо, Господь Иисус Христос скрылся от глаз апостолов, или сделался невидим; или вообще выражение - положи тму значит: сделал недоступным для нашего познания Божество Свое, так что все те, которые пытаются проникнуть своим умом в глубину божественного познания, впадают в заблуждения и не достигают света истины. В изречении: темна вода во облацех воздушных - под водою св. отцы разумеют тайму воплощения Сына Божия, а под облаками - ветхозаветные пророчества о Нем, а также те образы в действиях, предметах и лицах Ветхого Завета, которые предызображали Иисуса Христа. Таким образом, слова темна вода во облацех - имеют тот смысл, что пророчества, относящиеся к Иисусу Христу и заключающиеся в писаниях пророков, вообще темны и неудобопонятны для уразумения истинного их значения. От облистания пред Ним облацы проидоша - эти слова означают то, что как по окончании грозовой бури на небе является полный блеск солнца, а темные облака постепенно рассеиваются, проходят, - так и с пришествием Христа Спасителя на землю, когда возоблистал свет Его Божественного учения, темный смысл пророчеств о Нем, получивших в лице Его исполнение, сделался ясным и удобопонятным, и все те образы ветхозаветного обрядового закона прошли, как темные облака, рассеялись: пред Ним облацы проидоша; а языческое нечестие и зловерие, при свете проповеданного во всем мире Евангелия Христова, поражены и истреблены были, как истребляются градом и огнем, сходящими с неба (град и углие огненное), все те предметы, на которые они низвергаются.

Ст. 14. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой. При объяснении предыдущих изречений (ст. 12) сказано было, что по действию всемогущей силы Бога, Творца и Промыслителя мира, воздушные облака, от скопления в них большого количества водяных паров и присутствия электрической силы, производят грозовую бурю, при которой раздаются страшные удары грома. Это же самое еще более ясными словами выразид пророк и в сем изречении: "Возгремел с неба Господь, и Вышний дал голос Свой". В Священном Писании нередко звуки или удары грома называются гласом Божиим. Так и в Святом Евангелии читаем, что когда Иисус Христос, незадолго до Своих страданий, во время беседы со Своими учениками, скорбя об окаменении сердец не веровавших в Него книжников иудейских и фарисеев, обратился с молитвою к Отцу Небесному о прославлении имени Его, и вследствие этой молитвы тотчас же раздался глас с неба: И прославих, и паки прославлю, то народ, стоявший тут и слышавший этот глас, говорил: Это гром. Иисус Христос не возражал на слова народа, не отверг его мнения о происхождении громового гласа, а только сказал: "Не для Меня был глас сей, но для народа" (Ин. 12:28-30).

Ст. 15. Низспосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. О стрелах и молниях как орудиях наказания и грозного прещения Божия на нечестивых псалмопевец говорит и в других псалмах (Пс. 7:14; 96:4). Здесь местоимение я или, по-русски, их - относится к тем врагам Давида, о которых он говорит в начале псалма (ст. 4). Как в стихе 8 упомянул, что Бог прогневался на них, т.е. на врагов, так здесь говорит, что Господь "пустил стрелы, и рассеял их; и умножил молнии, и перемешал их", т.е. тех же врагов пророка. В духовном смысле под стрелами и молниями, по изъяснению св. отцов, нужно разуметь учеников Христовых и св. апостолов, которые проповедью Евангелия и благодатию Святого Духа поражали зловерие и нечестие языческое, как бы стрелами и молниями, и тем приводили в замешательство врага человеческого рода, так что, не имея, чем сопротивляться, язычники, дотоле работавшие дьяволу, принуждены были покоряться под иго Христово.

Ст. 16. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. В этих словах пророк делает указание на одно из важнейших событий в жизни еврейского народа, именно на чудесный переход его чрез Чермное море, когда, по мановению всемогущей силы Божией (от запрещения Твоего, Господи), силою страшной бури (от дохновения духа гнева Твоего) открылись, или явились, источники вод; и тогда же открылись основания земли, или вселенной, как говорит псалмопевец. Последнее выражение он употребил согласно с понятиями еврейского народа, который думал, что земля основана на водах (Пс. 23:2). Что в таком именно смысле изречения стиха сего принимает вся Вселенская Православная Церковь, видно из многих богослужебных песнопений. Так, первый ирмос канона в неделю Ваий состоит весь почти из тех же изречений 16-го стиха сего псалма и поется так: "Явишася источницы бездны, благи непричастны, и открышася моря, волнующася основания бурею: манием бо запретил еси ему...", и проч. Таким образом, изречения сего стиха являются подтверждением того, что сказано нами выше (см. объяснение ст. 8) о том, что в изображении грозных явлений природы пророк упоминает не о современных ему событиях, но о тех, какие ему известны из прошедшей жизни народа и какие вообще возможны. Под именем запрещения Божия он разумеет данное водам повеление, чтобы не препятствовали евреям в перехождении чрез море, а под именем дохновения духа гнева Божия означает действие сильного юго-восточного ветра, от которого произошло открытие и иссушение дна Чермнаго моря (Исх. 14:21). Что касается духовного значения выражений сего стиха, то под водными источниками св. отцы (Афанасий Александрийский [3, с. 80] и др.) разумеют евангельскую проповедь или св. пророков и св. апостолов, слово которых, как струи животворной воды, действовало на сердца верующих, а также - святое крещение; а под основаниями вселенной - писания пророка Моисея, потому что в них положены основания веры и боговедения.

Ст. 17. Низпосла с высоты и прият мя, восприят мя от вод многих. С этого стиха пророк от изображения грозных явлений природы переносит речь свою опять на себя самого и говорит о помощи Божией, которая ниспослана была ему с высота небесной для поражения врагов его. Послал Он, говорит, помощь с высоты и взял меня, извлек меня из вод многих. Водами в Священном Писании называются иногда бедствия (Пс. 68:1-2; Исх. 43:2), иногда же множество врагов (Исх. 8:7; Апок. 17:15). Таким образом, выражение восприят мя от вод многих имеет такой смысл: избавил меня Господь от множества врагов, от несчастий и искушений, как бы извлек от потопления в глубокой воде.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!