ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 7 страница



Ст. 10. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. Давид, хотя был и на царском престоле, однако часто называл себя убогим и нищим, потому что ясно сознавал, что все человеческое ничтожно, бессильнее тени... Здесь же он называет убогим не себя только, но и все человеческое естество по его нищете духовной, по его греховности. И вот, представляя Господа Бога Царем вечным и Судиею правосудным, пророк указывает на Него как на единственное утешение для всех убогих, скорбящих и беспомощных: Господь прибежище убогому. Он помощник во благовремениих, т.е. во время благопотребное, когда нужда того требует, а именно в скорбех. Божественная помощь подается благовременно, когда люди, одержимые скорбью, труждающиеся и обремененные, лишены бывают человеческого утешения. А так как исполнение этого чаще всего бывает на тех, которые веруют в Бога, прилежно ищут Его, обращаются к Нему с молитвою, поэтому пророк присовокупляет:

Ст. 11. И да уповают на Тя знающие имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. И в других псалмах обычна, а в этом 9-м псалме особенно заметна частая перемена лиц в речи пророка: обращаясь к Господу Богу, он говорит то во втором, то в третьем лице, т.е. причем речь его обращена или непосредственно к лицу Божию, или он говорит о Боге, обращаясь к людям. Такая перемена происходила, конечно, от вдохновенного чувства пророка, которое руководило его речью и направляло ее то к Богу, то к народу, то к самому себе. В стихе 10 сказал, что Господь есть прибежище убогому и являет Свою благовременную помощь в скорбех, в этом 11 -м стихе он делает уже обращение к Самому Господу и говорит: пусть уповают на Тебя, Господи, знающие имя Твое, верующие в Твою вседействующую помощь, потому что Ты не оставил, никогда не проявил пренебрежения к людям, взыскующим Тебя, т.е. с верою и упованием прибегающим к милосердию Твоему. А далее в стихе 12, речь пророка опять обращена к людям:

Ст. 12. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Живущему в Сионе, т.е. в Церкви. Сионом называется Церковь, как это уже объяснено обстоятельно и подробно при рассмотрении и объяснении второго псалма. Живущему, т.е. Спасителю, Который Сам о Себе говорит так во 2-м псалме: "Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его", т.е. над Церковью Вселенскою (Пс. 2:6). Сионом называется также небо, как жилище Бога, "небесный Иерусалим" (Пс. 134:21), град Живаго Бога, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям (12:22). Под словом начинания Его должно разуметь, по изъяснению блж. Феодорита, великие перемены, которые произошли в Церкви с пришествием Спасителя, и те премудрые меры, которые употреблены Спасителем мира для спасения людей, например смертью дарована жизнь, бесчестием - честь, проклятием - благословение, крестом - спасение [6, с. 45]. Таким образом, в словах сего стиха выражены следующие мысли: пойте Господу и сами хвалите имя Его, и другим народам возвещайте дела Его (Пс. 104:1), дабы и они, слыша о дивных делах Божиих, восхваляли Его. А какие это дела, - об этом говорит далее.

Ст. 13. Яко взыскали крови их помяну, не завы звания убогих. По переводу с еврейского эти слова читаются так: "...ибо Он взыскивает за кровь; помнит их не забывает вопля угнетенных". Взыскивать за кровь значит отомщать за пролитую кровь, наказывать за убийство. Бог есть Мститель за кровь неповинно пролитую (Быт 4.11; 9:5.6). Звания убогих значит: вопля, молитвенного вопля убогих, гонимых, угнетаемых. "Потому народы будут уповать на Бога, что Он внемлет молитвам убогих, смиренных и нищих духом и есть мститель за убийство или за всякое поражение, бедствие, учиненное другим" (Толкование еп. Палладия. С. 36). А потому и мы, видя иногда убогих благочестивых гонимыми и обидимыми, а обижающих их, причиняющих им скорби и страдания, безнаказанными и благоденствующими, не должны думать, что те и другие забыта Господом; нет, Господь взыскаяй крови, т.е. истязующий сердца и утробы, только долготерпит, дает время обидчикам и убийцам для покаяния, но никогда не забывает, не оставляет звания убогих, или молитвенных воззваний.

Ст. 14. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. В этих словах пророк просит себе милости, помилования у Господа Бога, просит, чтобы Господь обратил внимание на его уничижение, на его бедственное состояние, причиняемое ему врагами его. Смирение здесь означает уничиженное состояние, соединенное с душевными страданиями. Под вратами смертными разумеются здесь смертные опасности, величайшие бедствия, угрожающие смертью. Посему содержание всего стиха может быть выражено так: помилуй меня, Господи, Ты, Который не только избавляет от величайших бедствий, угрожающих смертью, но и возносит, прославляет угнетенных, посмотри на страдания, причиняемые мне врагами, и избавь меня от них.

Ст. 15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем. Выражение вся хвалы Твоя означает прехвальные песни о славных делах Божиих. Дщерию Сиона называется здесь город Иерусалим (Ис. 1:8: 62:11; Зах. 9:9) или Церковь Иерусалимская, - все равно как дщерию Вавилона называется в псалме 136 город Вавилон и вся область царства Вавилонского. В стране Иудейской, как и вообще на Востоке, ворота или место у городских ворот было обыкновенным местом собрания иудеев для решения общественных дел. Для собраний же и религиозных в Иерусалиме выражение во вратех дщере Сиони означает: в собрании народа в храме иерусалимском. Таким образом, вратам смертным, окоторых говорится в предыдущем стихе, пророк не без основания противопоставляет здесь врата иерусалимского храма. Врата смертная, то же что врата адова, находятся в месте преисподнем; врата же дщери Сиона - на горе высокой. Во вратах смертных стекаются люди, осужденные во ад; во вратах же Иерусалима собираются члены избранного народа Божия. От врат смертных происходят мятеж и брани, ведущие к смерти; от врат же Иерусалима исходят мир и благословение (Иерусалим и значит "видение мира"). Поэтому, в связи с предыдущим, настоящий стих может быть выражен такими словами: Ты, Который возносишь меня от врат смерти, избавляешь от смертных опасностей, чтобы я возвещал судные дела Твои во вратах Иерусалима, в слух всего иерусалимского народа: я буду радоваться (с евр. - "возрадуюся", во мн. ч. - "возрадуемся") о спасении, которое Ты мне даруешь.

Ст. 16. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Углебоша (от слова углебити, т.е. "увязнуть, погрузиться, потонуть") значит - увязли, потонули; языцы - вообще иноплеменные народы, в частности, сонмы людей нечестивых, враждовавших против Давида и его царства, а в переносном смысле - против Христа и Его Церкви. Пагубою же пророк именует порочную жизнь, ибо ничто так не погубляет человека, как порок. Человек порочный уловляется и низлагается собственными своими злодеяниями. Как железо съедается от ржавчины или руно овечье - от моли, так нечестивый погибает от порока, так что даже еще прежде наказания Божия он подвергается наказанию от собственного порока, как и апостол Павел говорит: нечестивые получают "в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1:27). Смысл этого стиха будет, следовательно, таков: язычники сами крепко увязли в той яме, которую вырыли другим запутались в собственных сетях, расставленных для погибели других, погибли от тех козней, которые строили на пагубу другим. В этом смысле выражения этого стиха сходны с выражениями 16-го стиха в псалме 7.

Ст. 17. Знаемь есть Господь, судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник. Это значит: Господь познается по делам Своего правосудия, когда Он приводит в исполнение Свои определения над нечестивыми, обращая козни и коварства людей нечестивых в погибель их самих. А потому и гибнут нечестивые от своих беззаконий; по определению Промысла Божия, они увязают в делах рук своих, в коих находят себе наказание и должное возмездие.

Ст. 18. Да возвратятся грешницы во ад, вен языцы завывающий Бога. Под именем грешников разумеются здесь язычники, поклоняющиеся идолам, а также все те нечестивцы, которые не думают о Боге и Его правосудии, которые не восхотели принять света Божественной истины, проповеданной Иисусом Христом. В этом смысле Он называет их чадами дьявола (Ин. 8:44), воле коего они последуют, а потому и должны возвратиться с ним во ад, откуда он исшел и где назначено вечное для них пребывание.

Ст. 19. Яко да не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. По связи с предыдущим, изречения этого стиха имеют такой смысл: нечестивые, забывающие Бога и притесняющие убогих и нищих, будут низвержены во ад, потому что Бог сотворит некогда отмщение за притесненных. Хотя и представляется иногда, что нищие и убогие как будто забыты Богом; но на самом деле они нисколько не забыты: кажущимся забвением им только дается случай и возможность проявить свое терпение, которое в свое время получит свой плод, будет вознаграждено, так что надежда и ожидание неправедно гонимых не погибнут до конца, или вечно, а в свое время исполнятся.

Ст. 20. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Воскресни здесь значит - восстани, помоги, Господи, отомсти и накажи несправедливых; да не крепится, т.е. да не преобладает, да не превозносится и не гордится человек, да не оскорбляет сильный бессильного, гордый смиренного. Да судятся языцы пред Тобою, т.е. пусть предстанут народы на суд пред лицом Твоим, и тогда сонмы всех нечестивых и злых человеков будут наказаны за грехи их. По причине Твоего долготерпения они не исправились, поэтому потребуй от них ответа за их ожесточенную дерзость пред Тобою.

Ст. 21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы яко человецы суть. После пророка Моисея, через которого объявлен был Закон Божий людям, никакого другого равного законоположителя, поставленного Богом, не было у людей, кроме Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который положил, или дал, людям Закон Нового Завета. Сего-то Законоположителя, без сомнения, и разумеет здесь составитель псалма, как это объясняют и св. отцы (св. Афанасий Александрийский [3, с. 61], блж. Феодорит [6, с. 47] и др.). Так как многие из язычников, по свойственному им нечестию, в особенности же эти гордые и безбожные цари и правители языческие, уничижавшие и притеснявшие нищих и убогих, доходили до такого высокомерия и безумия, что многие из них возводили себя на степень богов или каких-то особых высших существ, забывая о своей полнейшей зависимости от Бога, Творца и Верховного Правителя мира, - то пророк-псалмопевец молит Бога, чтобы Он дал им законоположителя, дабы уразумели и узнали, что они не более, как слабые и смертные человеки, да разумеют… яко человецы суть. С другой стороны, т.к. все языческие народы погружены были в грубое идолопоклонство и бесовское злочестие, забыли Бога и жили по своей злой воле, без страха наказания, и до того себя унизили, что потеряли человеческое достоинство, приложились скотам несмысленным и уподобились им, - то пророк умоляет Господа, чтобы дал язычникам законоположение, закон, по которому они уразумели бы, яко человецы суть, чтобы, оставив жизнь звероподобную, узнали о высоком достоинстве человека, созданного по образу и по подобию Божию.

Ст. 22. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? С сего стиха начинается вторая часть псалма, которая по духу и содержанию своему значительно отличается от первой, именно: в первой части представляется Церковь, радующаяся о победе над врагами своими, а здесь, в последней части, она представляется скорбящею о счастливых успехах их. В первой части выражается торжество над врагами, а в стихах второй части содержится молитва угнетенного бедствиями, вопль против насилия злых людей. По этой, конечно, причине в еврейском тексте Библии эта часть псалма выделена в особый псалом. Словами сего 22-го стиха там начинается следующий псалом, 10-й. Впрочем, в обеих частях псалма изображается одна и та же эпоха борьбы первенствующей Церкви Христовой с угасающей постепенно силой языческого идолобесия, изображается только с различных сторон. В первой половине Давид, радуясь духом о тайных Сына Божия, пророчески предъизображает, как Сын Божий смертию Своею ниспроверг дьявола, разрушил идолослужение и идолов, а во второй - тем же духом предвозвещает различные гонения, имеющие произойти от язычников и от других нечестивых людей. Это самое можно видеть и из сопоставления стихов 22 и 10. В обоих этих стихах одни и те же слова выражены в различной форме. Тогда как в 10-м стихе пророк с уверенностью высказывает: быстъ Господь прибежище убогому, помощник во благовременных, в скорбех. Здесь,в22-м стихе, он уже принимает на себя лицо просителя и молится за обидимых: Вскую, Господи, отстоя далече, презиравши во благовременных, в скорбех - длячего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Ст. 23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют. Это значит: по гордости своей нечестивый превозносится над бедным, оскорбляет и преследует его, а бедный, не получая и не вида ниоткуда благовременной помощи, предается малодушию, скорбит и как бы сгорает от душевных страданий. Но тому и другому такое духовно-нравственное состояние служит на погибель; потому что оба руководятся недобрыми намерениями и помыслами: нечестивый вымышляет разные ухищрения и строит козни для уловления бедного, а бедный, видя нечестивого благоденствующим, а себя в нищете и в утеснении и будучи не в состоянии проникнуть в бездны судеб Божиих, соблазняется таковым неравенством состояния и оттого все более и более смущается помыслами и сомнениями в благодетельном Промысле Божием: оба они таким образом увязают в советех, яже помышляют.

Ст. 24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. В этих словах пророк указывает причину почему нечестивые гордятся. Они богаты и сильны, а потому и пользуются от всех уважением, и хотя ведут жизнь порочную и беззаконную, однако все желания и всякое домогательство их беспрепятственно исполняются, а дела их всеми одобряются и похваляются, так что даже и тогда, когда обижают других, грабят и разоряют, пользуются расположением и дружбою со стороны льстецов и прихлебателей и бывают благословляемы, хотя на самом деле достойны проклятия.

Ст. 25. Раздражи Господа грешный: по множеству гнева Своего не взыщет: несть Бога пред ним. Этими словами пророк характеризует свойство гордого нечестивца, показывая, что он не только не благодарит и не прославляет Господа Бога за свое благоденствие, но еще и дерзает хулить Его. Проводя жизнь беззаконную и порочную, не только не думает о исправлении и умилостивлении Бога, но еще и говорит: по множеству гнева Своего не взыщет. Последнее выражение нужно понимать так. Господь не будет взыскивать за грехи мои так строго, как мог бы взыскать и истязать по причине сильного гнева Своего. Нечестивый говорит так по своему безумию и крайнему развращению, от которого ум его бывает так ослеплен, что он и не помышляет о Боге: несть Бога пред ним.

Ст. 26. Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Так как нечестивый забывает Бога и никогда не помышляет о Нем, то все пути жизни его оскверняются пороками, все его мысли, желания и дела нечисты. Судьбы, значит "суды" или "определения", а также - законы и заповеди Божий. Отъемлются судьбы Твоя от лица его - это значит: он совершенно пренебрегает законы Твои, "все время проводит в беззаконии" (блж. Феодорит [6, с. 49]). Всеми враги своими обладает, т.е. подавляет всех, ему противящихся, своей гордостью и презрительностью, или, что то же, на всех врагов своих он смотрит с презрением.

Ст. 27. Рече во в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.Нечестивый, забыв страх Божий, как будто похваляется своим нечестием и безбожием; сам в себе, или, что то же, в сердце своем он говорит: "Я не переменюсь никогда, в роды родов пребуду так, как был, потому что не потерплю ничего худого".

Ст. 28. Его же клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь. Славянское клятва на русском почти всегда означает "проклятие" и противополагается слову "благословение" (см. тропарь Рождества Пресв. Богородицы). Сказав о развращении сердца у нечестивого и показав, что он не помышляет о Боге и о судьбах Промысла Его, пророк словами настоящего стиха показывает, каковы уста его, и говорит: уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его - мучение и пагуба, как выражено в переводе с еврейского на русский. То есть: язык нечестивого произносит одни проклятия ближнему, постоянно причиняет скорбь и огорчение, потому что под языком нечестивого, в его злой душе скрывается постоянно желание делать неприятности ближним.

Ст. 29. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете. Нечестивый каков в сердце, таков же он и на словах, таков и в делах своих. Сердце есть источник всех грехов и преступлений (Мк. 7:21-23; Лк. 6:45). В 29-м, равно как и в последующих стихах псалма, пророк описывает злые дела нечестивого и употребляет в речи своей сравнения или подобия. Нечестивый, говорит, как разбойник какой-нибудь сидит в засаде, в местах тайных, чтобы вернее погубить невинного. Слово с богатыми употреблено для означения того, что нечестивые, имея сообщество с подобными себе злодеями, притом же сильными и богатыми, стараются различными ухищрениями уловлять бедных и приводят их в конечное разорение Очи его на нищаго призираете, т.е. глаза нечестивого со злобою смотрят на бедного.

Ст. 30 и 31. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, всегда привлещи и в сети своей. Смирит его: преклонится и падет, всегдаему обладати убогими. В этих словах пророк продолжает изображение злых дел нечестивого чрез сравнение его с лютым зверем, каков лев, а также с ловцом, расставляющим сети для уловления бессильных зверей. Нечестивый, говорит, как лев, который, намереваясь схватить добычу, притаивается, прилегает, скрывается в потаенном месте и потом, сделав страшный прыжок, схватывает свою добычу, быстро увлекает ее в свое логовище и там ее пожирает. Подобным образом поступает нечестивый, когда намеревается погубить невинного, - нечестивый смирит, уничижит бедного, завлекши его в свои сети и овладев им, преклонится и падет, т.е. погибнет, погубив прежде бедного.

Ст. 32. Рече во в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Вот причина, почему нечестивые так жестоко преследуют бедных, - потому что уверяют себя, по крайней мере, в сердце своем, что Бог забывает о людях, не смотрит якобы на то, что делается на земле, а потому никогда не видит их злодеяний; потому они надеются остаться безнаказанными. Такие мысли, по мнению св. Афанасия, внушает людям дьявол, чтобы обольстить их [3, с. 63].


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!