ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 11 страница



Ст. 8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, дане подвижуся. Пророк Давид имел столь твердую веру в Бога и столь сильное упование на Него, что выну, т.е. всегда, мысленно видел Его пред собою, - так, как бы Господь выну - всегда находился по правую руку его. И потому настолько был проникнут сознанием и предвидением бодрствующего над ним промысла Божия, что во всех бедствиях, окружавших его, во всех искушениях и подвигах оставался непоколебим, быв вполне уверен в помощи Вышнего, и в этой уверенности мог всегда сказать: да не подвижуся, т.е. пребуду непоколебим.

Ст. 9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой: еще же и плоть моя вселится на уповании. Таково действие глубокой веры и всецелой преданности в волю Божию, что оно всегда производит не только вожделенный для души мир и спокойствие, но и сопровождается полнейшим удовлетворением блаженства духовного, выражающимся в чувствах радости и веселия. Такой мир и такое блаженство души суть плоды веры и духовной жизни, свойственные пророку Давиду столько же, сколько они свойственны были и другим пророкам и вообще святым угодникам, как дарования Святого Духа, за благую веру и благочестие (Гал. 5:22). Люди нечестивые, преданные суетным радостям и чувственным удовольствиям и не имеющие искренней веры и твердого упования на Бога, сколько ни торжествуют, сколько ни веселятся, однако никогда не наслаждаются истинною радостью и не могут похвалиться твердым и постоянным спокойствием мыслей; напротив, они всегда чувствуют внутреннее беспокойство и исполнены тягостного чувства неудовлетворенности души и тела. Пророк Давид в сем псалме ясно свидетельствует, что он всею душою стремился к Богу, и в Нем одном полагал все свое довольство и наслаждение; это стремление к Богу и это духовное общение с Ним он выразил уверением в такой близости своей к Богу, что всегда видел пред собою Господа, стоящего как бы по правую сторону от него. А это общение с Богом, эта близость к Нему производили в душе пророка веселие сердца и радостные песнопения и славословия Богу. И не только, говорит, сердце мое веселится и возрадовался язык мой, но и телесная природа не остается безучастною к этой радости, и плоть моя вселится на уповании, по переводу с еврейского - "упокоится в уповании". В чем же заключается это упование плоти - видно из следующего стиха:

Ст. 10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети нетления. В этих словах выражается вера пророка в воскресение из мертвых и в будущую вечноблаженную жизнь, уготованную для праведных. Но Давид прежде всего сказал это не о себе лично. Апостол Петр в речи своей к народу, собравшемуся во множестве по случаю сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2:14), приведя буквально рассмотренные нами изречения псалма 15, от 8-го до 11-го стиха, утверждает, что Давид не мог сказать этого о себе самом; потому что всем известно, что он умер и погребен, и гроб его, говорит, у нас до сего дня. Кого же разумел Давид, сказав, что душа праведного не останется во аде, а тело его не испытает тления? Давид был пророк, продолжает св. апостол, и потому, провидя Духом Святым воскресение Господа Иисуса Христа, сказал, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления. Пророчество это в точности исполнилось. Господь Иисус Христос воскрес в прославленном человечестве и вознесся с ним на небо (Деян. 2:25-31). Но вместе с тем Давид провидел тем же духом, что Христос, победив смерть, будет "Первенцем из мертвых" (Кол. 1:18) и Своим воскресением приобретет бессмертие не Себе только, но и нам всем, верующим в Него как Сына Божия. А потому, вместе с Давидом, и мы надеемся, что как души наши по смерти тела не останутся во аде, так и плоть не увидит вечного истления, но в уповании на милосердие Божие и мы воскреснем в живот вечный.

Ст. 11. Сказал ми еси пути живота: исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец. И эти заключительные слова псалма, по учению св. апостола Петра, принадлежат также Христу Спасителю, устами пророка Давида изрекшему воскресив Меня, Ты, Господи, открыл Мне (сказал ми ecu) по человечеству, а во Мне и чрез Меня открыл и всем верующим в Тебя путь вечной жизни; Ты в полноте наделяешь Меня и верных радостями от лицезрения Твоего; вечное блаженство заключается в деснице Твоей, т.е. во власти Твоей. Красота по более точному переводу "сладость", - по-русски: "наслаждение, блаженство". В конец - то же, что "вовек, вечно"; сладость во век значит вечное блаженство.

В заключение объяснения сего псалма припомним его еврейское надписание: "миктам". Да, это поистине золотая, драгоценная песнь Давида! В этой песне в свое время он пророчески предвозвестил людям, сидящим во тьме и сени смертной, погруженным в суеверия и всякого рода заблуждения, о воскресении Христовом, имеющем принести на землю свет разума, надежду общего всех воскресения, освобождения от адова мучительства и упование вечноблаженной жизни. Припомним тут же кстати прекрасное слово одного знаменитого проповедника нашей отечественной Церкви, который в беседе на день Святой Пасхи говорит: "Христос воскресе! и жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена. Теперь никто не может сказать: никтоже познан есть возвративыйся из ада. Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Един Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним "многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем" (Мф. 2762-53). Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы архангела, что и наши телеса, "сеемые в тление, востанут в нетлении, сеемые не в честь востанут в славе? Ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут" (1 Кор. 1542-43, 20, 22). К сему-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода уготовляйся, душа верующая, к сему-то великому дню празднования вечной Пасхи об он-пол (на другой стороне. - Ред.) временного бытия нашего, на новой земле обетования будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, - да неявишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древнею язвою греховною, под древнею клятвою вечной смерти!" (Димитрия, архиеп. Херсонского. Слова, беседы и речи).

ПСАЛОМ 16

 

Псалом сей, как показывает и надписание его - Молитва Давиду, т.е. молитва, внушенная Давиду Духом Святым, - содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так

Ст. 1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых.

Ст. 2. От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты. Судба значит "суд, судебное определение" или "законное постановление". Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или "справедливость, честность, справедливое решение". Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Ст. 3. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Искусил ecu - значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему (1 Кор. 2:11)? Посетил ecu нощию - по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать (1 Цар. 26:7-10). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, - могу сказать, - не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда.

Ст. 4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще - грешные дела. Пути жестоки, т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Ст. 5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Стопы моя, т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли или намерения относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих - под стезями или тропинками Бога разумеет пророк те пути жестоки, о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих - просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя - да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Ст. 6. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое яте и услыши глаголы моя, говорит Давид, что и раньше "я призывал Тебя и был услышан Тобою" - Аз воззвах, яко услышал мя ecu, Боже. Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. Молитва его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Ст. 7, 8 и 9. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрывши мя от лица нечестивых острастших мя. Удиви, показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей, т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне - быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока - как зрачок глаза; в крове крилу Твоею - под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя, т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, - спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Ст. 10. Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню. Душу мою одержаша, т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит "жир, толщина" - оттуда употребительное и в русском языке слово "тучный, жирный"; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость (Исх. 6:10), а также - богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша - значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню. Таким образом, изображал злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Ст. 11 и 12. Изгоняшии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объята мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Продолжал речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящиимя ныне обыдоша мя; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю, т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Ст. 13. Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я - то же, что "предупреди их, предотврати козни и замыслы их"; запни им - значит "воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел". Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово - изми) от враг руки Твоея, - отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так- восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Ст. 14. Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. В новом издании Псалтири ("Учебная Псалтирь" 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели - сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли, от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом, и за развращение, за соблазн единаго от малых сих, угрожает горем и погибелью (Мф. 18:6,7), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного (Лк. 12:32). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, - то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного (Пс. 103:28; Пс. 144:16). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании "Учебной Псалтири" против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем. Это значит, что нечестивые или люди века сего в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим).

Ст. 15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей. То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывал о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщусъ тогда, внегда явити ми ся славе Твоей, Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

 


Кафизма III.

 

ПСАЛОМ 17

 

Стих 1, составляющий надписание сего псалма (обыкновенно он опускается при чтении Псалтири, как и другие надписания псалмов) изложен в таких выражениях: В конец, отроку Господню Давиду, яже глаголаГосподеви словеса песни сея, в день, воньже избави его Господь от руки всех враг его и из руки Саули: и рече...

В русском переводе это надписание читается так: "Начальнику хора, раба Господня Давида, который произнес Иегове слова сего песнопения в тот день, когда Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и он сказал..."


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!